ВНЕДРЕНИЯ
Из всех пищевых производств кондитерские фабрики представляют собой, пожалуй, наиболее привлекательный объект для описания - не только по причине почти всеобщей любви к их продукции, но и ввиду наименьшего количества неожиданностей, открывающихся при рассмотрении процесса "изнутри" (всем, похоже, известны истории о том, как, побывав на колбасной фабрике, люди навсегда переставали есть колбасу, увидев вблизи процесс ее производства). Посетив уже третью кондитерскую фабрику*1 - на этот раз подмосковную "Рузанну" (www.ruzanna.ru), - я в очередной раз прониклась уважением к кондитерам и их притягательной продукции.
_____
*1 В предыдущий раз это была фабрика им. Н. К. Крупской в Петербурге, см. PC Week/RE, N14/2003, с. 51.
Валерий Платов
Понятно, однако, что основным предметом внимания на фабрике у корреспондента PC Week/RE должна являться не конфета, а информационная система (ИС), о ней и пойдет речь.
"Рузанна" выбирает
Этап очередного выбора в жизни фабрики наступил в конце 2002 г., когда зашла речь о новом уровне производства и о расширении сбыта. К этому времени на предприятии уже были знакомы с целым рядом отечественных программ ("Инфософт", "Галактика", "1С-Рарус: Производство"), однако задачи развития производства требовали четкой организации оперативного учета и широких аналитических возможностей ИС. "Так совпало, что я пришел на фабрику как раз в разгар выбора системы, - вспоминает заместитель генерального директора по ИТ Валерий Платов. - Рассматривалось несколько ИС (в том числе и зарубежных). Вначале выбор пал на одну из отечественных систем, для которой даже было разработано техническое задание (ТЗ). Именно в этот момент я и подключился к делу. Когда окончательно разобрались в стоящих перед фабрикой задачах и соответствующих требованиях к ИС, поняли, что первоначальный выбор должен быть пересмотрен. По рекомендации одного из специалистов обратили внимание на "ТБ.Корпорацию". Система нам понравилась тем, что она построена на процессном подходе и потому легко перенастраивается при изменении бизнес-процессов. Кроме того, она позволяет вести учет в сложной (в частности, холдинговой) территориально распределенной структуре. Это как раз то, что нам было нужно для реализации наших задумок, и в первую очередь для постановки оперативного учета".
Однако путь к успеху был не прост. "В самом начале мы сделали ошибку, - признался Валерий Платов, - понадеялись на уже составленное ТЗ, жаль было затраченного на него труда. А этого делать не следовало - оно составлялось под систему с совершенно другой идеологией и другими возможностями. Вскоре мы это поняли, но время (около трех месяцев) было потеряно. Правда, дальше все пошло гораздо легче".
Уже в апреле 2003 г. было начато внедрение.
Процесс пошел
Одна из сложностей проекта заключалась в распределенности объектов автоматизации: производственные мощности (собственно фабрика и часть складских помещений) располагались в поселке Тучково под Рузой, основной склад продукции - в подмосковном Одинцове, а центральный офис и торговый дом "Рузанна" - в Москве. Имелись и некоторые другие подразделения (разнопрофильные), входившие в холдинг, деятельность которых также необходимо было учитывать в общей финансовой картине. "Именно поэтому, - отметил Валерий Платов, - нам и требовалась ИС корпоративного уровня, которая позволяла бы вести учет наличной продукции на складах, продажи, производственный учет и отражала бы взаимодействие между предприятиями в реальном времени; иными словами, особый акцент следовало сделать именно на оперативный учет".
Общая схема функциональных блоков
Начать решили с автоматизации складов сырья и готовой продукции. Это как раз те участки, контроль за которыми имеет ключевое значение.
Пока шло внедрение на складах, разрабатывалось ТЗ на автоматизацию производственного учета. Летом прошлого года, когда работа на складах подходила к концу, приступили к настройке оперативного учета в цехах фабрики. Здесь необходимо было предусмотреть многое: помимо конкретных рецептур и технологических операций в данном производстве приходится контролировать множество других параметров. Например, на "Рузанне" применяется более 1700 норм расхода (спецификаций), предусматривающих использование сырья с разными характеристиками (качество, вкусовые свойства, физические параметры, производитель и пр.). Кондитерское производство, как правило, - сложное, не однопроходное, здесь (в частности, при изготовлении конфет) задействовано до семи-восьми вложенных процессов, производятся и используются полуфабрикаты, возможны длительные процессы (с вылежкой и пр.).
Рузская кондитерская фабрика "Рузанна" |
- Является предприятием холдинговой структуры, в которое входят кондитерская фабрика, торговый дом "Рузанна" и несколько компаний другого профиля. - Первую продукцию фабрика выпустила в 1998 г. - В последние три года оборот фабрики ежегодно удваивается. - Численность персонала - 700 сотрудников. - На фабрике два цеха; один из них, открытый год назад, оснащен специальным зарубежным оборудованием для производства нового вида конфет, не имеющих российских аналогов. - В настоящее время ассортимент включает более 200 наименований (разные виды шоколадных конфет, в том числе с ореховыми и алкогольными начинками; ассорти, мармелад, молочные конфеты, конфеты класса "премиум"). |
Поэтому к проектированию "производственной" части системы подход был особенно тщательный, здесь были реализованы такие возможности, как расчеты потребностей в сырье и материалах, проверка наличия их на складе, закупки, движение в производстве, учет "незавершенки", формирование себестоимости, контроль графиков платежей и поступлений с учетом кредитов и займов, графиков производства и пр. Кроме того, с самого начала руководством предприятия была поставлена задача разграничения доступа к информации: например, мастер участка на своем рабочем месте имеет возможность видеть сведения только по данному процессу и его характеристикам.
В сентябре прошлого года этот участок заработал. Следующим этапом было внедрение ИС в финансовой и сбытовой службах. Их работа тесно связана: от сбыта зависит объем и ритмичность финансовых поступлений, которые, в свою очередь, идут на оплату сырья и развитие производства. На этом участке системы основными реализованными функциями были обработка заявок на оплату, формирование платежного графика, проведение фактических платежей; из отдела сбыта в систему приходили сведения о поступлении средств.
Был налажен и обмен информацией с удаленными подразделениями. "ТБ. Корпорация" позволяет использовать разные способы обмена данными - в проекте были задействованы два. Так, склад в Одинцове по выделенной линии начал работать непосредственно с базой данных московского офиса, а фабрика в Тучкове взаимодействует с ней с помощью механизма репликации. Пакет данных (транспортный файл средним объемом 60-100 Кб) передается по электронной почте каждые 20 мин; при этом ИС на фабрике может работать и в автономном режиме. Это важно ввиду "особенностей национальной глубинки": отключения электричества в Московской области нередки, и возможность самостоятельной работы для системы насущно необходима.
Сегодняшний день "ТБ.Корпорации" на фабрике
"Рузанна" уже почти год ритмично работает с новой системой, накапливая данные для аналитических процедур. "В настоящее время здесь функционирует около 40 рабочих мест, - рассказал директор по продажам компании "ТБ.Софт" (www.tbsoft.ru) Сергей Алексеев. - А мы заканчиваем подготовку к внедрению бухгалтерского учета: так случилось, что нам пришлось дорабатывать наш бухгалтерский модуль. Сейчас он практически готов, и мы предполагаем, что с 1 января бухгалтерия "Рузанны" также перейдет на наш продукт. Сейчас она ведет расчеты в "1С" - наша система обеспечивает экспорт-импорт информации во многие другие приложения".
Автоматизированная линия Carle Montanari по выпуску конфет ассорти
ИТ-специалисты фабрики уже вполне освоили работу с системой, многие настройки и доработки они делают самостоятельно. "Сегодня на выходе мы регулярно имеем управленческий баланс, отчет о движении денежных средств и разнообразную аналитику, - отметил Валерий Платов, - часть которой по заказу наших финансистов и сбытовиков мы разработали сами. Расскажу лишь о двух доработках, осуществленнных специалистами "ТБ.Софт". В одной из них была реализована схема, предложенная нашим руководством, согласно которой полный состав изделия не может увидеть никто; даже технолог видит лишь часть информации (остальная часть доступна другим специалистам). Это помогает сохранить "секреты фирмы". Еще одна доработка касалась склада сырья: было предложено формировать единую накладную по выдаче сырья для всех процессов изготовления данного изделия (например, определенных конфет); ранее сырье для каждого процесса выносилось в отдельную накладную".
Специалисты "Рузанны" активно используют аналитические возможности системы для маркетинга и планирования производства. Так, особенностью продвижения продукции в компании является то, что для этого используется большое разнообразие форм и упаковок.Скажем, серия конфет с алкогольной начинкой (со вкусом известных ликеров Baileys, Сointreau, Cherry и рома) может продаваться вразвес, в виде ассорти (в коробке и в упаковке типа "домик"), а также в пластиковом пакете (по сортам). Серия "Только для двоих" (конфеты с четырьмя разными начинками) укладывается в пакетики либо в небольшие коробочки по девять штук. Каждая такая упаковка представляет собой отдельную товарную позицию в номенклатурном справочнике. Облегчая продвижение товара, такая система существенно осложняет учет и анализ продаж, так как помимо количества конкретных упаковок для планирования производства необходимо знать общий объем проданной продукции данного сорта, себестоимость сортов и каждой товарной формы (это необходимо для расчетов их прибыльности и прочих экономических показателей). Кстати, уже за прошедшее с момента внедрения время анализ накопившихся данных показал, что одни и те же конфеты гораздо лучше продаются в оригинальных упаковках, нежели вразвес.
Сегодня компания готовится вывести свою продукцию на международный рынок. Этому будет способствовать и сертификация по ИСО 9000, подготовка к которой сейчас идет на фабрике полным ходом. Работает консалтинговая фирма, готовящая свои рекомендации по реинжинирингу. В такой ситуации обычной практикой является либо замена, либо серьезная перенастройка системы, не обходящаяся, как правило, без дорогостоящих переделок с участием разработчика. "Но нам это не грозит, - считает Валерий Платов, - мы вполне в силах все сделать сами. Одно из самых важных достоинств "ТБ.Корпорации" состоит в том, что она позволяет легко отразить все изменения, которые происходят в бизнес-процессах. Для иллюстрации своей мысли приведу такое образное сравнение. Некоторые ИС можно сравнить с детскими кубиками - из разных кубиков можно построить дом; другое ПО подобно кубику Рубика, это модульные системы другого уровня. А "ТБ.Корпорацию" в этом ряду я бы уподобил пластилину - из нее можно легко слепить все, что хочется".