КАДРЫ
30 ноября в Президиуме Российской Академии наук был проведен круглый стол, на котором обсуждались проблемы подбора и удержания персонала в ИT-компаниях с численностью до 300 человек. В его работе принимали участие представители фирм Artezio, Auriga, Mirantis, Spirit, Dr.Web, а также кадровых агентств Headhunter, Contel Personal, Connect Personal.
Подготовка ИТ-специалистов вузами России
Сталкиваясь с проблемой подбора персонала, ИT-компании нередко обращаются за помощью к рекрутинговым агентствам, сообщая им требования, которым должны соответствовать потенциальные сотрудники. Как правило, это высокий уровень профессиональной подготовки, знание иностранного языка, определенные личностные характеристики. Но несмотря на то что зачастую кандидаты, предлагаемые кадровым агентством, по всем объективным параметрам вроде бы соответствуют предъявленным компанией требованиям, трудоустройства на длительный срок так и не происходит.
Рекрутинговые агентства видят проблему, с одной стороны, в неадекватности запросов компаний. Для того чтобы найти кандидата, действительно подходящего на определенную должность, эти агентства должны быть осведомлены не только о том, какими знаниями и навыками он должен обладать, но и о тех задачах, с которыми ему придется столкнуться в ходе будущей работы. Именно тогда, по мнению рекрутинговых агентств, подбор персонала будет более точно отвечать запросу. А с другой стороны, кроме проверки профессиональной подготовки необходимо также понять мотивацию кандидата, разобраться, что именно привлекает его в работе.
Возникает естественный вопрос: откуда же берутся профессионалы? Среди вузов, готовящих ИT-специалистов, выделяются МГУ им. М. В. Ломоносова (ВМК, мехмат, физфак), МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Физтех, МАИ, МИИТ, а также ряд региональных университетов. Статистическое исследование компании Auriga (см. таблицу) показывает, что общий кадровый потенциал российской ИT-индустрии, представленный выпускниками вузов, составил к концу 2003/2004 учебного года почти 226 тыс. человек*1, что на 11,1% больше по сравнению с прошлым учебным годом. Однако же многие компании говорят о дефиците квалифицированных специалистов на ИT-рынке.
_____
*1 По мнению редакции, эта цифра сильно завышена. - Прим. гл. ред.
Поэтому, решив проблему с подбором персонала, фирмы неизбежно сталкиваются с проблемой его удержания, причем для предприятий среднего масштаба эта задача более важна, чем для крупных.
Основными причинами, по которым люди меняют место работы, являются либо более высокая заработная плата на новом месте, либо возможность профессионального роста. Компания Artezio проанализировала все случаи увольнения сотрудников по собственному желанию и обнаружила, что большинство ушло в период отсутствия интересных для них проектов. Решение проблемы Artezio видит в обучении и повышении квалификации людей в промежутках между проектами, что способствует их профессиональному развитию.
Если причина ухода специалиста заключается в большей зарплате на новом месте, то одним из средств его удержания становится компенсационный пакет, включающий премии, беспроцентный кредит, съем квартиры за счет фирмы, оплату обучения, социальное страхование, медицинское обслуживание, бесплатное питание на работе, стажировки, оплату проезда до места работы, мобильной связи, отдыха для всей семьи, занятий фитнесом и т. д. Но очевидно, что ни одна фирма не может предоставить все эти льготы.
Оригинальное решение предлагает компания Mirantis, использующая принцип "кафетерия". Он заключается в следующем. После выявления потребностей персонала путем опроса и составления перечня всех возможных составляющих компенсационного пакета, сотрудникам предлагается выбрать из него то, что для них более важно и актуально, в зависимости от занимаемой должности, а именно: чем выше должность, тем больше составляющих работник может выбрать. Но при этом существует определенный минимум для всех, например медицинское обслуживание. Таким образом, все в той или иной мере будут удовлетворены.
Также среди основных способов повышения мотивации персонала всеми участниками круглого стола признавалось создание дружеской атмосферы в коллективе, что приводит к психологическому комфорту.
В ходе заседания проявились важность и актуальность проведения и в будущем таких мероприятий, где обменивались бы опытом подбора и удержания персонала компании, работающие в ИT-индустрии.