ИНТЕРВЬЮ
Эдуард Пройдаков
Как известно, корпорация Sun Microsystems (www.sun.com) вслед за некоторыми другими ведущими западными ИТ-компаниями открыла у нас свой Центр высоких технологий. О стоящих перед ним задачах, текущем состоянии дел и перспективах с директором Центра Аней Барски беседовали главный редактор PC Week Эдуард Пройдаков и корреспондент Иван Савватеев.
PC Week: Ваш Центр создавался с нуля или какая-то структура уже была?
Аня Барски: Это часто задаваемый вопрос. Центр мы открыли в июне. С точки зрения прессы, это было неофициальное открытие, но именно тогда там появились и приступили к работе наши сотрудники.
Насколько мне известно, в России принято создавать отделения западных компаний на базе местных фирм. Мы создавали наш Центр заново. Но первоначальные предложения о переходе к нам мы делали людям, уже работавшим ранее по контрактам на Sun Microsystems в другой компании. Собственно, именно поэтому эти люди и пришли в наш Центр.
PC Week: И сколько сейчас в Центре сотрудников?
А. Б.: Сначала их было чуть больше ста. Скоро мы отметим полгода нашего существования, и за это время численность выросла уже до 180-195 человек. Рост идет довольно активно, в планах - где-то к концу лета следующего года вырасти до 350 человек.
PC Week: Центр образован под конкретную задачу - Java-технологии - или у него более широкая тематика?
А. Б.: У Центра, безусловно, широкий спектр задач. Одно из стратегически важных направлений - разработка, тестирование и поддержка компиляторов Си, С++ и Fortran, в том числе на новой платформе AMD64 Opteron. На данный момент это единственные не-Java-технологии, над которыми работают инженеры Центра, остальные - так или иначе связаны с Java. Однако причина здесь кроется не в том, что это именно Java-центр, а в том, что в нашем Центре имеется компетенция именно по этим проектам, поскольку работа в России над ними, как и над компиляторами, велась уже довольно продолжительное время. Это те проекты, которые мы хотим здесь расширять.
PC Week: А можно перечислить какие-то проекты?
А. Б.: Конечно. Большие направления - Java 2 Standard Edition и Java 2 Mobile Edition. Кроме того, у нас есть группа, занимающаяся технологией JINI, и группа, которая занимается технологией N1 Grid. Эти группы довольно небольшие, но мы надеемся, что со временем они расширятся.
Очень важный момент: группы в Питере - не единственные из тех, кто работает над этими проектами. В Sun широко используется distributed development - система распределенной разработки, когда группы в различных точках земного шара взаимодействуют и в результате совместно создают определенный продукт. Все группы в Питере работают с группами из Соединенных Штатов, Индии, Чехии, Израиля, других стран. Например, работы над J2ME ведутся в Израиле, в Питере и Калифорнии; возможно, к ним присоединятся люди из Праги, этот вопрос сейчас решается.
PC Week: Вы используете временно|й сдвиг, чтобы разработка велась круглосуточно?
А. Б.: Нет, скорее мы используем уникальные возможности, которые есть в различных точках земного шара.
PC Week: Для распределенной разработки требуются специальные средства ведения проектов, которые ее поддерживают.
А. Б.: Распределенная разработка - это, безусловно, нелегкая и неочевидная задача. Имеются специальные способы ведения проектов, есть специальные инструменты, которыми мы пользуемся, есть просто общий набор... даже не правил, скорее представлений о том, как правильно вести распределенную разработку. Есть группы, которые делают это лучше или хуже. Конечно, мы стараемся выстроить процессы так, чтобы best practices, наиболее правильные, разумные и эффективные способы ведения распределенной разработки, переходили от одной группы к другой. Одна из важнейших задач, которую я перед собой вижу, - это способствовать совершенствованию процессов распределенной разработки и стимулировать профессиональный рост менеджеров этих групп.
PC Week: И в Москве, и в Питере программистские кадры в значительной степени уже выбраны. Как вы ищете новых сотрудников?
А. Б.: Пока что у нас в Питере проблем с набором сотрудников нет. Возможно, с нашими скоростями мы придем к той точке, когда они возникнут, но сейчас наем новых людей идет довольно быстро и эффективно.
PC Week: Вы предпочитаете брать только что закончивших высшие учебные заведения или программистов с опытом? Есть ли какие-либо критерии отбора?
А. Б.: Это зависит от текущих нужд проекта. Каждая группа определяет, кого следует нанять в настоящий момент. Менеджеры выдвигают требования и открывают позицию сразу на определенный уровень. Сейчас у нас есть открытые позиции и на высокий уровень, и на средний, и на новичков. При приеме инженеров мы пользуемся специально разработанной системой, подробно определяющей необходимый набор знаний и умений для каждого уровня. Эта система используется повсеместно, независимо от географического расположения группы.
PC Week: Вы прибегаете к услугам кадровых агентств?
А. Б.: У нас два своих рекрутера - это очень активно, хорошо работающие специалисты. Во многом наши успехи последнего времени объясняются именно их хорошей работой.
PC Week: Ну вот взяли человека. Что дальше?
А. Б.: В принципе, процесс везде в общем-то одинаков: в Питере, в Праге, в Калифорнии... Первое время, совершенно естественно, новый специалист проходит тренинг. Тренинг, опять же, во многом определяется проектом и уровнем человека. Есть у него формальная часть, есть неформальная. Формальная часть в значительной степени реализуется внутренней организацией, называемой Sun University. Когда возникает такая необходимость, мы привозим в Питер некоторое количество учебных курсов.
PC Week: Тренинги ведутся на вашей собственной базе или у вас есть дружественный учебный центр?
А. Б.: В России, в Питере, это всегда будет некий "конгломерат" из Sun’овского стандартного курса по данному материалу плюс обучение российским реалиям. Например, в тренинг для новых менеджеров необходимо включать все важные моменты, которые должен знать и понимать каждый менеджер в Sun, касающиеся и того конкретного процесса, который мы используем, чтобы управлять людьми, и аспектов российского законодательства, особенностей российского менталитета в плане управления людьми и так далее. Поэтому подобные курсы, как правило, являются сочетаниями и составляются частично с помощью материала, приходящего из "центра", частично - с помощью фирмы, которую мы найдем в Питере или Москве, если это будет необходимо. Если же тренинг технический, то там, конечно, все проще.
PC Week: Насколько существенно требование знания английского языка?
А. Б.: Для некоторых позиций свободное владение английским - однозначное условие, для некоторых - нет. Совершенно очевидно, что для менеджера это обязательное требование: ему приходится очень много общаться с людьми в разных странах, так как при распределенной разработке знание языка - абсолютная необходимость. Для инженеров высокого уровня это тоже практически наверняка будет довольно важным требованием. Для начинающих инженеров достаточно некоторого минимального уровня, например умения прочесть техническое руководство; свободное владение речью - фактор, конечно, позитивный, но не обязательный.
PC Week: Умрет ли Java? Sun позиционируется на одном языке, который сильно конкурирует с Microsoft .NET. Как вы считаете, удастся ли Sun выдержать эту конкуренцию?
А. Б.: Ну вы же понимаете, что я бы не работала в Sun, если бы не считала, что, конечно, удастся:)...
PC Week: Как вы оцениваете рынок Java-приложений в России? В нашей отрасли первоначально было очень сильно| влияние Microsoft, оно и сейчас если не подавляющее, то заметно более сильное, чем у Sun. Есть ощущение, что в России Java тоже "пошла в массы"?
А. Б.: Количество людей, работающих в России с Java, весьма велико. Об этом можно судить хотя бы по числу специалистов, так или иначе попадающих в наше поле зрения. Может ли российское Java-сообщество быть больше? Да, безусловно. Может ли наша компания делать больше для развития и роста этого сообщества? Может и делает. Объявленный нами конкурс Java-разработчиков и другие инициативы, уже начатые или только запланированные, - лучшее тому подтверждение. Россия - очень важный и перспективный рынок для продвижения Java-технологий.
PC Week: Центру полгода. Хорошо, что вам удалось набрать за это время достаточно большую команду. А с какими трудностями вы столкнулись?
А. Б.: Мы столкнулись с энным количеством организационных проблем. Создание инфраструктуры - и телекоммуникационной, и просто инфраструктуры нашего функционирования - все пришлось делать с нуля. Мы оформляли юридическое лицо, снимали помещение, въезжали в него... В общем, обычные дела, связанные с организацией любой компании, но мы-то хотели справиться с ними поскорее, и нам это удалось. Конечно, были сложности. Не знаю, насколько это можно назвать проблемой, но это было, и она занимала наши умы, сердца и руки довольно продолжительное время.
Пожалуй, второй проблемой был рост нашего Центра. Мы росли быстро, и нам требовалось, чтобы созданная инфраструктура росла вместе с нами, чтобы в какой-то момент не оказалось, что мы из этой системы выросли и она просто развалилась. Это и закупка машин, и покупка мебели, и наем еще одного системного администратора... В том числе пересмотр наших процессов... Последнее - очень важный момент, потому что процессы, которые работают одним способом на сто человек, работают уже совсем по-другому, когда число сотрудников достигает двухсот. Поэтому очень важная задача состоит в том, чтобы следить, как идут эти процессы, насколько эффективно происходит все то, что происходит, касается ли это найма людей, обеспечения их жизнедеятельности, тренинга... да чего бы то ни было. И если где-то появляются сбои или снижается эффективность, необходимо оперативно на это реагировать, чтобы не позволить системе "растянуться" до состояния разрыва.
PC Week: Немножко провокационный вопрос. Известно, что летом Intel приобрела компанию Б. А. Бабаяна. Перешли ли к вам те работы, которые вела эта компания, остались ли у вас какие-либо отношения с ними?
А. Б.: Как вы знаете, компания Бабаяна работала по контракту на Sun. По его условиям вся работа, которая производилась ее сотрудниками по нашим проектам, принадлежит Sun. Что касается людей, то когда Intel сделала предложение всем работавшим на Sun инженерам, мы тоже сделали им аналогичное предложение. Часть приняла предложение Intel, часть - наше. Собственно, те, что приняли наше предложение, и начали работать 21 июня у нас в Центре.
Конечно, работы, которые велись компанией Бабаяна не для Sun, остались у них. Sun’овскими же сейчас занимается наш питерский Центр, однако мы планируем распространить свою деятельность за пределы тех проектов, которые когда-то велись. Например, раньше не было программы по оптимизации компиляторов под платформу AMD64 Opteron, это - новое направление, и сейчас над ним очень успешно работают в Петербурге.
PC Week: Питерский Центр будет единственным в России или вы планируете создать еще несколько?
А. Б.: На данный момент наша цель - выстроить, укрепить, поставить на ноги Центр в Питере, и это займет некоторое время. Сегодня мы располагаемся в двух временных помещениях, но надеемся в конце весны - начале лета переехать в постоянное. Это будет весьма непростое мероприятие. Кроме того, сейчас идет активный рост, и он продолжится еще некоторое время. Пока что у нас много работы с Питером, поэтому пока мы даже не рассматриваем другие города или страны СНГ. Конечно, я не буду отрицать, что в свое время мы подумаем над созданием новых центров.
PC Week: Расскажите о себе.
А. Б.: Я училась в Ленинградском политехническом институте, а когда заканчивала, он уже назывался Санкт-Петербургский технический университет. Когда я получила диплом магистра по специальности "Физика твердого тела", передо мной встал вопрос, что делать дальше. Через некоторое время я переехала жить в Штаты, в Силиконовую долину. К тому моменту для меня уже было очевидно, что с учетом моих знаний и умений наиболее разумно сделать карьеру в области ИТ. Я так и поступила.
PC Week: А в Штатах вам пришлось перезачитывать свои российские дипломы?
А. Б.: Нет, не пришлось. Я прошла несколько курсов, но это было необходимо во время моих первых месяцев жизни в этой стране, чтобы лучше ознакомиться с тамошней средой, а не для получения степени или диплома. А дальше я пошла работать. Работала в двух компаниях: сначала в небольшом "стартапе", а затем - в Sun. Приходила на интервью, и меня оценивали по тому, что я знаю и могу. Ни одна из этих компаний не требовала от меня подтверждения моего российского диплома. Насколько я знаю, это распространенная практика в американской ИТ-индустрии - оценивать человека по его умениям и способностям.
PC Week: Остается пожелать вам успеха.