КОЛОНКА РЕДАКТОРА

В уходящем году отрасль связи продолжала развиваться высокими темпами, в разы превосходящими рост ВВП страны. В последнее время отмечается существенное наращивание объема рынка услуг связи, который ежегодно увеличивается на 30-40%. Не был исключением и 2004-й.

Итоги работы крупнейших операторских компаний (рост выручки по итогам трех кварталов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил от 25% для "Связьинвеста" до 70% для "Голден Телекома") вселяют уверенность в отличных результатах работы отрасли в целом.

По данным Леонида Реймана, министра информационных технологий и связи РФ, в течение этого года ожидается увеличение ввода в строй телефонных аппаратов в сети фиксированной связи до 5 млн. штук (рост на 35%). Количество россиян, пользующихся мобильной связью, выросло почти вдвое и, согласно данным Мининформсвязи, значительно превысило 60 млн. человек.

Заметный скачок произошел и в развитии российского сегмента Интернета. Сегодня каждый десятый россиянин имеет компьютер с выходом в Сеть. "По итогам 2004 г. ожидается увеличение этого показателя до 18,5 млн.", - сообщил недавно с присущим ему оптимизмом Леонид Рейман.

По предварительным оценкам, объем отечественных и иностранных инвестиций в сферу телекоммуникаций в 2004 г. должен составить более 4 млрд. долл., что примерно вдвое больше результатов предшествующего года.

Всего четыре года назад, когда говорилось о том, что для решения неотложных задач развития связи в стране в отрасль в течение десяти лет необходимо привлечь инвестиции в размере 33 млрд. долл., скептики заявляли, что это невозможно. Однако сегодня очевидно, что такой план вполне реален.

Отрасль связи остается пока единственным примером удачного реформирования естественных монополий и стабильно развивающимся сектором экономики страны, весьма привлекательным как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Ее доля в ВВП постоянно растет и в настоящее время превышает 3,2%.

Серьезным препятствием для развития российского телекома является слабая научная и промышленная база отрасли. Рассчитывать на то, что можно обойтись без науки, недальновидно. Но действенных механизмов финансирования НИОКР пока не выработано.

Результат - сокращение численности персонала и ухудшение технического оснащения НИИ, уменьшение независимых исследований и разработок, современной терминологической и статистической базы, допуск на рынок несовместимых технологий и технических решений. И, похоже, процесс этот пока не достиг нижней точки спада - например, в научно-исследовательской части МТУСИ в этом году из-за отсутствия финансирования прекратило свое существование несколько лабораторий.

Еще хуже ситуация в промышленности средств связи страны, основная часть которой никак не может оправиться после череды бессмысленных реформ. Так, в этом году в стране будет продано, как ожидается, 25 млн. сотовых телефонов на сумму более 4 млрд. долл. Но бесполезно спрашивать наше правительство, сколько трубок изготовлено в России, как решаются вопросы импортозамещения в области техники связи. И это лишь часть потерь государства от отсутствия технической политики в сфере телекоммуникаций и информационных технологий, за которую отвечает Мининформсвязи.

Ожидаемые события 2005 года

Среди значимых событий будущего года хотелось бы выделить пять, реализация которых может вызвать немалый отклик не только в телекоммуникационной среде, но и в стране в целом. Это начало действия в полном объеме закона "О связи" и универсальной услуги, демонополизация рынка дальней связи, продажа "Связьинвеста" и выдача лицензий на строительство сетей мобильной связи третьего поколения (3G).

Закон "О связи" вступает в силу Федеральный закон "О связи" вступил в действие с января нынешнего года. Но чтобы он заработал в полную силу, правительство должно было принять около 40 нормативных правовых актов. Большинство из них Минсвязи планировало подготовить, согласовать и представить в кабинет министров в первые девять месяцев 2004-го.

Но в марте грянула административная реформа, и законотворческая работа на какое-то время остановилась. По новому плану работ Мининформсвязи должно было в IV квартале "протолкнуть" 23 ключевых документа и в начале 2005 г. завершить все необходимые процедуры. Основная проблема сейчас состоит не в подготовке проектов постановлений, а в их согласовании с другими министерствами и ведомствами.

Механизм универсального обслуживания позволит ускорить телефонизацию страны Главным достоинством закона "О связи" является его социальная направленность. В частности, введение с 2005 г. механизма универсального обслуживания позволит телефонизировать труднодоступные и малодоходные регионы, а также расширить возможности Интернет-доступа в стране.

В настоящее время в России не телефонизировано более 46 тыс. населенных пунктов, причем это не только малонаселенные районы. В некоторых регионах без телефонной связи остаются поселки, в которых численность населения достигает 3 тыс. человек. Благодаря новому механизму министерство в течение трех-четырех лет предполагает решить эту проблему.

Планируется предоставление услуг связи с использованием таксофона в населенных пунктах, где нет никакой связи, а также Интернет-доступа в населенных пунктах с населением более 500 человек.

Для финансирования этих проектов намечено создать резерв универсального обслуживания, который будет формироваться за счет отчислений операторов связи в размере 2% от выручки, за исключением доходов от пропуска трафика. Со временем минимальный набор услуг из фонда универсального обслуживания может быть расширен.

Демонополизация рынка дальней связи Либерализация рынка дальней связи к 2007 г. - одно из условий вступления России в ВТО. Мининформсвязи намерено в ближайшее время направить в правительство ряд нормативных документов, касающихся демонополизации этого рынка.

Предполагается, что лицензии на дальнюю связь могут быть выданы любому оператору. Однако для провайдера обязательным будет предоставление таких услуг во всех регионах страны. Выполнение этого условия потребует от компаний инвестиций как минимум в размере 50 млн. долл.

При нынешних темпах подготовки документов появление первых альтернативных операторов дальней связи ожидается уже в середине будущего года, а о полной демонополизации отрасли можно будет говорить еще через год-полтора.

Приватизация "Cвязьинвеста" В будущем году в частные руки наконец может перейти "Связьинвест" - один из наиболее лакомых кусков собственности, остающийся в руках государства. Минэкономразвития разрабатывает проект указа президента, описывающий процедуру приватизации холдинга. Указ должен вывести предприятия "Cвязьинвеста" из списка компаний, не подлежащих приватизации, и определить некоторые особенности процесса.

Вне зависимости от того, будет ли продан весь пакет акций (75% минус одна акция) или его часть, государство сохранит за собой право оставаться участником принятия решений, в том числе о наложении вето по вопросам, представляющим стратегический интерес для РФ и для массового потребителя услуг связи.

В настоящее время предприятия "Связьинвеста" несут основную нагрузку во всех регионах страны по многим социальным проектам для десятков категорий льготников, причем нередко без полноценной компенсации со стороны государства, долги которого исчисляются миллиардами рублей. Региональные компании "Связьинвеста" являются основными претендентами на выполнение государственного заказа в рамках резерва универсального обслуживания.

Выдача лицензий на 3G Возможно, в конце будущего года созреют условия для выдачи лицензий телеком-операторам на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения. Технически Мининформсвязи может объявить конкурс и выдавать лицензии на сети стандарта UMTS уже сейчас.

Но интересы ведущих операторов мобильной связи сегодня направлены на развитие бизнеса в регионах, и выдача 3G-лицензий неизбежно привела бы к снижению темпов развития сетей 2G.

По мере насыщения традиционного рынка у провайдеров услуг сотовой связи могут сложиться условия для инвестиций в новые сферы деятельности, выхода на самые современные технологии и новые виды сервисов, и тогда вопрос о 3G перейдет наконец в плоскость практических решений.

Так выглядят некоторые телекоммуникационные прогнозы на 2005 г.