ИНТЕРВЬЮ
Разговоры о мэйнфреймах нередко носят музейно-почтительный характер: о них вспоминают как об обитателях мезозойской эпохи - огромных и мощных, воплотивших в себе замечательные архитектурные решения, но не выдержавших по каким-то причинам конкуренции с более юркими и пластичными Unix- и Windows-системами. На самом деле эти "железные ящики" продолжают успешно работать во многих крупных отечественных организациях, что, если вспомнить о наследии советской государственной программы EC ЭВМ, совсем не удивительно. Наряду с рынком компьютеров этого класса существует также и соответствующий рынок программного обеспечения, одним из лидеров которого издавна является компания Computer Associates. С ее директором по развитию бизнеса в Центральной и Восточной Европе Желеном Станичем, посетившим Москву в конце января, побеседовал научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев.
Желен Станич
PC Week: У нас в России CA известна своими средствами управления ИТ-инфраструктурой (Unicenter), системами хранения (BrightStor), безопасностью (eTrust) и жизненным циклом ПО (AllFusion). Какое место среди них занимает ПО для мэйнфреймов и какую часть доходов оно приносит сейчас в суммарный оборот CA?
Желен Станич: Мэйнфреймы, некогда воспринимавшиеся как огромные монстры с закрытой архитектурой, вокруг которых строятся вычислительные центры, сегодня являются неотъемлемым элементом распределенной и гетерогенной ИТ-инфраструктуры предприятия, включающей серверы под управлением Unix и Windows, сетевое оборудование, системы хранения и т. д. Учитывая этот факт, Computer Associates предлагает свое ПО для управления мэйнфреймами как составную часть комплекса средств для оптимальной эксплуатации всей корпоративной информационной системы. Я занимаюсь этим направлением более десяти лет и не встречал организации, где наряду с мэйнфреймами не использовались бы другие платформы.
Главную ценность для большинства компаний составляют не оборудование или ПО, а данные. И в настоящее время, несмотря на многочисленные прогнозы неминуемой смерти мэйнфреймов, во всем мире 60-70% данных обрабатывается именно этими машинами. Разумеется, мы, как компания, помогающая нашим клиентам эксплуатировать ИС, не могли обойти стороной данный сегмент оборудования. Более того, если вспомнить историю, Computer Associates и возникла в свое время как поставщик программных решений для мэйнфреймов: первый проданный ею продукт назывался CA Sort и предназначался для сортировки поддерживавшихся тогда на мэйнфреймах БД. Сегодня в наш портфель входят программные средства для поддержки всего жизненного цикла ИС: от средств разработки, инструментов функционального и нагрузочного тестирования, утилит для управления заданиями и хранением данных до средств идентификации, контроля доступа и обеспечения безопасности. Наряду с традиционными для Computer Associates функциями управления эти продукты решают и другие важные задачи. Но хотел бы отметить, что все они легко взаимодействуют между собой и интегрируются с другими программными средствами. И в этом мне видится ключевое конкурентное преимущество наших решений. Я не могу сейчас назвать вам точные цифры, но около половины своих доходов Computer Associates получает от продаж ПО для мэйнфреймов.
PC Week: Лидер мирового рынка мэйнфреймов корпорация IBM старается комплектовать их всеми необходимыми программными средствами. Покупая компьютеры, заказчик за ту же цену получает и набор программных продуктов. Что может заставить его покупать программы у альтернативного поставщика, каким является Computer Associates?
Ж. С.: Здесь опять следует обратиться к истории. С самых первых дней своего существования Computer Associates никогда не стремилась конкурировать с продуктами IBM, а хотела в первую очередь дополнять их теми функциями, которые были востребованы пользователями. К примеру, у IBM есть свои средства сортировки данных, но в уже упоминавшемся нашем продукте CA Sort поддерживался гораздо более широкий спектр иноязычных кодировок. Есть ряд ниш, в которых Computer Associates может предложить уникальные решения. В тех областях, где у IBM есть хорошие продукты, с ней просто невозможно конкурировать. И дело вовсе не в том, что при покупке одних продуктов вендор может предоставлять скидки на другие. Такие сделки сегодня заключаются в рамках тендеров, когда каждый производитель должен доказать реальную ценность своего предложения для заказчика.
Одна из самых серьезных проблем - острая нехватка специалистов по эксплуатации мэйнфреймов и исполняющихся на них приложений. Таких специалистов в настоящее время готовят лишь немногие учебные заведения, а те люди, что накопили опыт в прежние годы, постепенно уходят на отдых. Вот почему столь велика потребность в инструментах, способных хоть как-то автоматизировать эту деятельность.
PC Week: Каково состояние рынка СУБД для мэйнфреймов? Что предлагает сегодня CA на этом рынке?
Ж. С.: Мы предлагаем в основном не СУБД, а дополнительные инструменты к ним. Все, что я говорил о нехватке специалистов, в еще большей мере относится к СУБД для мэйнфреймов. Основная проблема IBM сегодня не в повышении качества ее продуктов такого рода, а в отсутствии администраторов БД, имеющих достаточную квалификацию, чтобы поддерживать работу крайне ответственных приложений, эксплуатируемых компаниями на протяжении многих лет. Если вспомнить, что 60-70% данных хранится именно на мэйнфреймах, а на подготовку соответствующего специалиста в университете уходит пять лет (причем университет, готовящий инженеров по мэйнфреймам, найти совсем не легко), то потребность в дополнительных инструментах становится вполне очевидной. Речь ведь идет об очень крупных ERP-системах, где одна таблица включает иногда 30 тыс. объектов, а объем БД достигает терабайтных масштабов. В информационных же системах таких гигантов, как американская UPS, уже хранятся сотни терабайт.
Эти обстоятельства и определяют структуру рынка СУБД для мэйнфреймов. Сегодня на нем реально есть только три игрока, чьи продукты способны поддерживать столь огромные объемы данных. Это IBM с реляционной СУБД DB2 и иерархической IMS, Oracle и Computer Associates с продуктом Datacom. Позиции IBM здесь особенно сильны, поскольку, во-первых, она, как производитель таких машин, сама комплектует их программным обеспечением, а во-вторых, DB2 все чаще получает от разных поставщиков ПО статус предпочтительной платформы для мэйнфреймов (об этом заявила недавно, к примеру, компания SAP). Но у IBM нет достаточно широкого набора инструментов для поддержки и эксплуатации баз данных (резервного копирования и восстановления, мониторинга производительности и потребляемых ресурсов, поиска "узких" мест), которые имеются в арсенале Computer Associates. Иными словами, мы хорошо дополняем друг друга. В IBM уже осознали потребность в такого рода инструментах: некоторые из них планируется выпустить в нынешнем году. Но Computer Associates занимается этим с 1991 г. За прошедшие годы ею были приобретены вместе с соответствующими технологиями такие известные фирмы, как Platinum Technology и Sterling Software. Важно и то, что наши инструменты позволяют поддерживать гетерогенные программно-аппаратные инфраструктуры, включающие СУБД разных производителей.
PC Week: В России с давних пор используются мэйнфреймы IBM и их клоны. В ряде организаций даже осуществляется их модернизация. Планирует ли CA развивать в нашей стране партнерскую сеть, нацеленную на подобных заказчиков?
Ж. С.: Да, мы знаем об этом и понимаем, что для продвижения решений Computer Associates в стране наряду со специалистами московского офиса должны быть также весьма квалифицированные и надежные партнеры. Мы намерены инвестировать средства в их развитие и обучение специалистов. Такие партнеры у нас уже есть: это, в частности, российская компания "Техносерв А/С" и белорусская "БелСофт". Мы понимаем, что для более широкого продвижения наших решений, необходимо учитывая огромные размеры России, развивать партнерскую сеть и в удаленных регионах. Это, конечно, потребует инвестиций, и мы готовы их делать.
PC Week: Спасибо за беседу.