КОНФЕРЕНЦИИ

В середине декабря прошла очередная конференция из серии "Бизнес со знаком +", организованная центром On Conference (www.onconference.ru). Две предыдущие конференции этой серии, состоявшиеся летом и осенью прошлого года, были посвящены вопросам повышения эффективности управления персоналом и инвестиций в маркетинг. На декабрьском же мероприятии речь шла о повышении эффективности инвестиций в информационные технологии.

 

Усредненная структура ИТ-расходов крупных и средних российских компаний

Программа конференции предусматривала выступления сотрудников аналитических компаний, фирм - поставщиков ПО, системных интеграторов и предприятий-заказчиков, а также дискуссии в формате круглого стола.

Большое число различных мероприятий, посвященных эффективному использованию ИТ в бизнесе, обусловлено как стремлением ИТ-компаний расширить спрос на предлагаемые ими продукты и услуги, так и не всегда полным представлением заказчиков о возможностях использования информационных технологий в интересах бизнеса. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что немалое количество неудачных или незавершенных ИТ-проектов вовсе не способствовали укреплению мнения о необходимости внедрения информационных технологий.

Впрочем, тема эффективного использования ИТ в бизнесе отнюдь не нова: управляющий партнер компании Market Visio (представляющей в России интересы аналитической группы Gartner) Сергей Македонский*1 вспомнил, например, об одной из первых конференций подобной направленности, которая состоялась еще четыре года назад. Однако приметой аналогичных мероприятий последнего года он назвал переход от рассмотрения теоретических аспектов к обсуждению практических деталей.

____

*1 В настоящее время он является директором по ИТ-консалтингу компании Cominfo Consulting.

Многие ИТ-специалисты, занимающиеся внедрением проектов, единодушны, когда речь идет о взаимоотношениях высшего руководства и владельцев предприятий как с собственными ИТ-подразделениями, так и с внешними ИТ-структурами. Замечен скептицизм "капитанов бизнеса" в отношении эффективности применения информационных технологий, причем он свойственен не только российским, но и зарубежным менеджерам. Многочисленные опросы показывают, что деловые люди в различных сферах экономики связывают успех на рынке прежде всего с качеством предлагаемых товаров и услуг, профессиональным уровнем персонала и близостью к потребностям своих клиентов (ИТ в списке критериев успеха находятся, как правило, на шестой-седьмой позиции).

Причина весьма невысокого приоритета ИТ заключается в том, что сотрудники соответствующих служб зачастую не могут объяснить преимущества использования современных технологий не в терминах производительности компьютерных систем или пропускной способности сетей, а на доступном руководителям предприятий языке бизнеса.

"ИТ-специалист должен поднять авторитет своей службы до такого уровня, чтобы топ-менеджеры предприятия воспринимали применение ИТ как дополнительное конкурентное преимущество", - подчеркнул Сергей Македонский.

По прогнозу аналитиков из Gartner, к 2008 г. более 80% решений в области использования ИТ будут приниматься на уровне высшего руководства предприятий в рамках общей стратегии управления бизнес-ресурсами.

При этом каждое предприятие, безусловно, должно определить для себя рациональное соотношение в использовании внутренних и внешних (привлекаемых по схеме аутсорсинга) ресурсов.

Российский ИТ-рынок в настоящее время можно охарактеризовать скорее как рынок продуктов, нежели услуг (см. диаграммы). Тем не менее расходы предприятий на внешние услуги увеличиваются почти вдвое быстрее рынка в целом: так, если ИТ-рынок, по разным оценкам, растет со скоростью от 18 до 25% в год, то среднегодовой прирост сегмента внешних ИТ-услуг составляет 35%. Правда, среди наиболее востребованных в нашей стране услуг львиная доля (примерно 60%) приходится на те, что связаны с технической поддержкой аппаратного и программного обеспечения. Между тем в развитых европейских странах почти 80% своего ИТ-бюджета предприятия тратят на профессиональные услуги (с максимальной добавленной стоимостью, по терминологии Gartner), в том числе разработку и интеграцию, обучение, консалтинг, управление ИТ.

Есть у нас и национальные особенности причин обращения к аутсорсингу: как правило, в России это обусловлено необходимостью выполнения ИТ-проекта в сжатые сроки, нехваткой на предприятиях квалифицированных ИТ-специалистов, отсутствием доступа к самым передовым информационным технологиям.

Следует заметить, что тезис о снижении стоимости использования ИТ при переходе с внутренних ресурсов на аутсорсинг уже не соответствует действительности: стоимость может возрастать, однако предприятие при этом получает дополнительные выгоды, например в виде возможности гибкого ведения бизнеса, ускорения вывода новой продукции на рынок и т. п.

Как показали результаты одного из исследований, российские предприятия ежегодно вкладывают в ИТ от 1,5 до 2% своего оборота (данные iOne Research, 2002 г.) и эта доля бюджета постепенно растет. Однако надо учитывать, что для оценки эффективности соответствующих инвестиций в ИТ требуется применять количественные показатели, а так поступает только четверть предприятий, да и то большей частью ориентируясь на свои внутренние методики.

На конференции были представлены различные подходы к измерению эффективности инвестиций (в том числе с использованием таких показателей, как скорость возврата инвестиций, совокупная стоимость владения, срок окупаемости).

Большой интерес, судя по реакции аудитории, вызвало выступление вице-президента по стратегии группы Verysell Андрея Зотова, который на убедительных примерах продемонстрировал эффективность использования ИТ для увеличения рыночной стоимости компаний.

Версия для печати