АНАЛИТИКА
Исследования, проведенные в прошлом году компанией SpyLOG (www.spylog.ru), говорят о том, что широкому распространению электронной коммерции в России по-прежнему препятствует низкая Интернет-культура населения. Так, в ходе электронного опроса сотрудников 400 российских Интернет-магазинов выяснилось, что 28% респондентов считают основным фактором, сдерживающим развитие рынка электронной коммерции, отсутствие у большинства пользователей опыта приобретения товаров через Сеть. Выяснилось также, что немало хлопот доставляют владельцам виртуальных магазинов и разнообразные проблемы технического свойства (сбои в работе провайдера, сложности с организацией доставки товара и т. д.), с которыми периодически сталкиваются 23% опрошенных.
Между тем 16% Интернет-магазинов намерены в ближайшее время расширить ассортимент предлагаемых товаров (добавить в свой прайс-лист от одной до восьми товарных категорий). Такие планы не кажутся абсурдными, поскольку, даже несмотря на возросшую конкуренцию, значительная часть респондентов (60%) признает очевидные преимущества использования альтернативного канала сбыта для увеличения продаж за счет снижения операционных издержек и широкого охвата потенциальных покупателей.
Интересно отметить, что каждый второй Интернет-магазин представляет собой онлайн-витрину обычного магазина, и покупатель при желании может сам прийти туда, чтобы приобрести заранее выбранный товар. Причем предварительно оформить заказ можно и с помощью телефона. Такую возможность предоставляют более 90% Интернет-магазинов.
Для того чтобы привлечь покупателя, а таковым, по собственным оценкам участников опроса, становится в среднем каждый десятый посетитель Интернет-магазина, наряду с привычными методами продвижения товара (реклама в печатных изданиях и т. д.) половина виртуальных салонов использует принципиально новые инструменты - например, текстовую и баннерную рекламу во Всемирной паутине. Постоянное повышение эффективности работы поисковых систем привело к тому, что в настоящее время 75% Интернет-магазинов периодически или регулярно прибегают к контекстной рекламе, которая, как правило, не вызывает раздражения у пользователей.
Уже сейчас 44% респондентов считают проведение рекламных кампаний в Сети достаточно действенным средством привлечения клиентов, а 32% Интернет-магазинов выделяют на них более половины своего рекламного бюджета.
Дополнительным стимулом для потенциального клиента виртуального салона часто служит привлекательная цена предлагаемого товара, которая благодаря отсутствию затрат на содержание торговых площадей и складских помещений, как правило, ниже, чем в традиционном магазине.
Немаловажным фактором для посетителя является не только цена товара, но и приемлемые условия его доставки: 32% магазинов (а при определенных условиях даже свыше 70%) предлагают доставить товар бесплатно, создавая тем самым покупателю дополнительное удобство. Однако, по мнению представителей Интернет-магазинов, здесь не обходится без накладок. По устоявшейся традиции оплата заказа производится преимущественно в наличной форме - деньги передаются курьеру при получении, но иногда покупатель в последний момент отказывается от доставленного товара. Отрадно, что от недобросовестных покупателей пока пострадало всего 5% респондентов.
Подводя краткий итог исследованиям SpyLOG, можно отметить следующее: перспективы развития рынка электронной коммерции напрямую связаны с тем, насколько успешным будет проникновение виртуальных салонов в российские регионы. Потенциал столичного рынка, на который сегодня ориентировано 54% отечественных Интернет-магазинов, практически исчерпан. В то же время доля Интернет-салонов, работающих на локальных рынках (Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток), за последние три года выросла в полтора раза. Принимая во внимание решающее значение, которое имеет для покупателя быстрая и дешевая доставка заказанного товара, есть надежда, что эта доля будет расти и дальше.