СОБЫТИЯ

Международный форум iFin-2005 (http://forum.ifin.ru), посвященный развитию дистанционных финансовых сервисов, в пятый раз пройдет в Москве 16-17 февраля. Девиз юбилейного форума таков: "Дистанционные финансовые услуги в России - на пути к банку будущего". Его организаторы - компания "Аплекс" (финансовый Интернет-портал iFin.ru) при поддержке Ассоциации российских банков (АРБ) - провели пресс-конференцию, в ходе которой было рассказано о предстоящем мероприятии. В ней также приняли участие представители генерального спонсора - корпорации Intel, генерального партнера форума - Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и спонсоров (фирмы БИФИТ, "Банк’с Софт Системс", Faktura.ru).

Председатель оргкомитета iFin-2005, генеральный директор компании "Аплекс" Андрей Бурдинский отметил, что "...пятилетие - это возраст и самого российского рынка дистанционных финансовых услуг, формировавшегося на рубеже веков. Сегодня состояние рынка позволяет считать его "взрослым": и банки, и разработчики финансового ПО перешли от экспериментирования с технологиями и услугами к этапу их массового внедрения и эксплуатации".

На форуме будут подведены итоги пятилетнего развития рынка в цифрах и фактах. Его участники, число которых с каждым годом растет, поделятся опытом своей работы в этой сфере. Надо отметить, что iFin является основным мероприятием года как для банков, так и для разработчиков, чьи продукты посвящены электронным финансовым сервисам.

Директор по развитию корпоративных проектов корпорации Intel Николай Местер сказал, что форум отражает развитие интересного и нового направления не только в финансовой отрасли, но и в жизни страны. Тенденция, возникшая на стыке веков, связанная с прогрессом в области сетей и сетевых технологий и ярко выразившаяся в прошедшем Интернет-буме, привела к принципиально новому подходу к ведению бизнеса, когда пользователь получил средства связи и доступа к многочисленным сервисам, в том числе финансовым. С одной стороны, постоянно растет число потребителей, использующих традиционные проводные соединения, с другой - становится все больше абонентов сотовой телефонии. Теперь наступает новый этап в развитии средств связи: они выходят на тот уровень качества, который позволяет строить на их основе бизнес. Эту возможность начинают осознавать различные бизнес-структуры и прежде всего, как наиболее динамичные, финансовые организации. Для них наличие технологических средств дистанционного обслуживания совпало с заинтересованностью в оказании розничных услуг населению. Налицо объективные условия для развития мобильных финансовых сервисов на основе проводных и беспроводных устройств с использованием различных режимов доступа. Готовность рынка к их массовому освоению обеспечивается и разработчиками ПО, и создателями аппаратных средств.

Исполнительный директор Ассоциации российских банков

Валерий Шипилов (слева) и Андрей Бурдинский отвечают

на вопросы о предстоящем форуме iFin-2005

Одним из направлений развития бизнеса Intel является разработка платформ для карманных персональных компьютеров (КПК) и смартфонов. Считая, что эти устройства вскоре составят большой сегмент рынка, компания намерена активно развивать его. Их не просто производится все больше - они становятся все дешевле, то есть доступнее для клиентов. Николай Местер заявил, что, по мнению Intel, в России создались необходимые условия для развития мобильного финансового сервиса и что лет через пять он станет привычным стандартом обслуживания.

Заместитель генерального директора ММВБ Валерий Петров отметил, что организованная электронная торговля и дистанционные услуги на ММВБ - факт состоявшийся, ведь работа биржи основана на высоких технологиях. В прошлом году здесь была создана фондовая биржа как отдельное юридическое лицо, где концентрируется до 85% оборота фондового рынка России. Она оснащена электронными информационными и торговыми системами, которые всем, кто имеет доступ в Интернет, позволяют торговать, выполняя активные финансовые операции. Оборот на ММВБ по итогам 2004-го составил около 548 млрд. долл. Это в 1,8 раза выше результатов предыдущего года и сравнимо с величиной ВВП (валовый внутренний продукт) страны. В 2005 г. ММВБ планирует и дальше развивать Интернет-трейдинг, а также расчетно-депозитарные услуги с целью централизованного учета ценных бумаг, кроме того, она намерена сконцентрировать усилия на создании клиринговой организации в рамках группы компаний ММВБ. На валютном рынке будут активно внедряться новые технологии для организации торговли по схеме "евро - рубль". Дальнейшее развитие получат производные финансовые инструменты. В частности, назрело освоение в рамках торговой площадки таких инструментов, как опцион (в настоящее время на ММВБ принята торговля только фьючерсами), процентные деривативы. Все эти сервисы невозможны без реализации дистанционных услуг и сотрудничества с разработчиками ПО для этого рынка.

Заместитель директора "Банкс’с Софт Системс" Дмитрий Барсуков сообщил, что на форуме компания представит версию 1.4 системы "Интернет-клиент" для юридических лиц, в которую добавлены новые виды защиты, а также новую версию системы "Частный клиент" повышенной производительности, протестированную при одновременном подключении 750 тыс. клиентов. Внесенные в нее технологические изменения позволили значительно упростить процедуру подключения. Кроме того, на форуме будет представлена разработка для киоска самообслуживания, а также система оповещения клиентов, действующая по любым каналам связи (SMS, пейджер, e-mail, факс, файл) и совместимая с любыми банковскими системами.

Генеральный директор Faktura.ru Сергей Жуков высказал свое мнение о текущем состоянии и тенденциях развития рынка электронных сервисов. В корпоративном секторе рынка компания в течение пяти лет выступает как сервисная: через ее процессинг банки могут на условиях аутсорсинга предоставлять своим клиентам электронные сервисы. Сегодня эта модель работы получает признание, и банки-партнеры строят подобные центры аутсорсинга для обслуживания своих корпоративных клиентов.

Рынок розничных финансовых услуг уже достиг определенной зрелости, конкуренция на нем выросла настолько, что теперь банки вынуждены специализироваться на том или ином направлении: невозможно сделать качественной и доходной всю линейку продуктов. С другой стороны, частному клиенту необходимо предоставить как можно более полный набор услуг. Поэтому, специализируясь на качественном и прибыльном для себя пакете продуктов, банки начинают устанавливать между собой, а также с небанковскими организациями партнерские отношения, с тем чтобы пополнить свою линейку сервисов и организовать продажу множества продуктов. Кроме стандартных услуг (депозиты, кредиты и пр.) банки начинают принимать коммунальные платежи, оплату услуг сотовой телефонии, Интернет-сервис-провайдеров. Большая проблема розницы - каналы продаж. Для ее решения все шире используются развернутые сети автоматических устройств самообслуживания, в первую очередь банкоматов, которые теперь обладают не присущими им ранее функциями, такими, как оплата услуг в предустановленной и произвольной форме. Появляются киоски самообслуживания, устройства cash-in, позволяющие вносить деньги на счет, развиваются сервисы, связанные с Интернетом и мобильной телефонией. Уникальность розничного банковского направления состоит в том, отмечает Сергей Жуков, что с появлением устройств, совмещающих возможности GSM-связи и электронного банкинга (через интерфейс браузера), создается готовая инфраструктура для дистанционного банковского обслуживания и банку остается только предоставить его по этому каналу доступа.

Организаторы форума ожидают, что в этом году его посетит не менее 500 человек. Для них будут представлены современные решения и услуги ведущих российских и зарубежных разработчиков ПО и аппаратного обеспечения, консалтинговых и сервисных компаний, деятельность которых связана с дистанционным финансовым обслуживанием, электронными платежными инструментами, технологиями мобильных платежей и банкинга, а также другими видами дистанционного сервиса.