ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Китайской отрасли программного обеспечения (ПО)*1 примерно 15 лет. Разработка ПО в стране начиналась в особых экономических зонах, затем развивалась в зонах высоких технологий, которых в настоящее время уже более пятидесяти. Рост экономики позволил правительству Китая взяться за целенаправленное развитие самых современных высокотехнологичных отраслей промышленности. Для концентрации усилий китайцы пошли проверенным путем, организовав специальные льготные зоны разработки ПО - так называемые парки ПО. Их стали создавать на базе успешных зон высоких технологий (технопарков, бизнес-инкубаторов) по всей стране с участием крупных научных центров. В массовом порядке изучался зарубежный опыт офшорных зон программирования, особенно опыт развивающихся стран - Индии и Филиппин. Роль инициатора и организатора развития ИТ-отрасли взяло на себя китайское государство, прекрасно понимающее как сильные, так и слабые стороны своей экономики и общества (первое - инвестиционная привлекательность страны, наличие сильной китайской диаспоры в мире, второе - нехватка высококвалифицированных кадров и т. д.).

_____

*1 Все сказанное относительно программного обеспечения в КНР в полной мере относится и к производству интегральных схем.

В 2000-2002 гг. Госсовет КНР принял комплекс нормативно-правовых актов по вопросам развития индустрии ИТ, в том числе положение "О некоторых вопросах государственной политики поощрения в области производства программного обеспечения и интегральных схем"*1 и "Программу стимулирования расцвета отрасли ПО на 2002-2005 г."*2. Данные документы регулируют вопросы финансирования и инвестирования отрасли, распределения доходов и налогообложения, стимулирования производства и экспорта ПО, обучения и закрепления кадров для достижения поставленных целей.

_____

*1 Документ Госсовета КНР N 18, июль 2000 г. (оригинальные документы - на китайском языке).    

*2 Документ Госсовета КНР N 47, 2002 г.

1. Развитие ИТ-отрасли и увеличение количества специалистов. На момент принятия положения "О некоторых вопросах государственной политики..." состояние отрасли разработки ПО и интегральных схем не удовлетворяло руководство Китая: большинство предприятий было мелкими, с количеством сотрудников не более 25 человек. Крупных предприятий со штатом свыше 300 человек были единицы.

Разработка ПО, являясь капиталоемкой и наукоемкой отраслью, в первую очередь, по мнению китайских властей, нуждается в финансовой и кадровой поддержке. Финансовая поддержка выразилась в поощрении различных форм венчурного инвестирования, вплоть до использования венчурных инвестиций в качестве оборотного капитала с момента регистрации предприятия на рынке ценных бумаг (фондовой бирже). Документы также предлагали поощрять активный выход компаний, занятых разработкой ПО, на первичный, вторичный и зарубежный рынки ценных бумаг. Эти меры по стимулированию развития отрасли стали дополнением к известной политике льгот в различных экономических зонах.

В документах предусмотрено предоставление льгот по двум видам налогов:

- подоходный - предприятие освобождается от этого налога на 100% в течение двух лет начиная с момента получения прибыли и на 50% - в течение последующих трех лет;

- налог на добавленную стоимость - по меньшей мере до 2010 г. он будет составлять 17% с последующим возмещением предприятию значительной суммы при условии, что возмещаемая часть пойдет на новые разработки и расширение производства.

В принятых программах указывается, что для привлечения и подготовки кадров необходимо использовать все национальные и зарубежные образовательные ресурсы. Эту деятельность предлагается вести в глобальном масштабе (т. е. привлекать иностранных специалистов и преподавателей; направлять китайцев на учебу за границу; осуществлять международные научно-технические обмены) и на всех уровнях (используя ресурсы уезда, города, провинциального центра, провинции и, наконец, всекитайского масштаба).

Для удержания кадров и стимулирования их труда большое внимание уделяется распределению доходов. Поощряется награждение премиями ИТР, внесших существенный вклад в работу предприятия. Разрешено оценивать патенты и научно-технические достижения и (эквивалентно их стоимости) выдавать сотрудникам акции компаний. Приветствуется допуск высших управленческих кадров и основного состава научно-технических работников к подписке на акции ИТ-отрасли на вторичном рынке ценных бумаг.

2. Изменение структуры отрасли. В 1999 г. объем продаж зарубежной продукции на китайском рынке составил 67,6% против 32,4% продаж отечественного китайского ПО*1. Зарубежная продукция в основном была представлена программами для работы с базами данных, управления производством в определенных отраслях экономики, планирования ресурсов предприятия (ERP). Китайская продукция - это в основном финансовое ПО, антивирусные программы и программы-редакторы для работы с китайским текстом. Но хотя эта отрасль в Китае усиленно развивалась, давая ежегодный прирост около 30%, существующая структура производства не устраивала страну. Поэтому в вышеназванных программных документах правительство КНР установило, что государственные средства, выделяемые на науку и технику, в основном должны направляться на исследования и разработку фундаментальных, стратегически перспективных технологий, включая ОС, крупномасштабные СУБД, сетевые и другие компьютерные платформы, системы информационной безопасности и встроенные системы. Предписано, что выделение государственных средств для предприятий и научно-исследовательских организаций должно осуществляться на конкурсной основе. Поощряются альянсы предприятий и НИИ. Привлечение компаний - разработчиков ПО к созданию и выпуску стратегической программной продукции должно согласовываться с государственным планом гармоничного размещения производства на территории страны.

_____

*1 По материалам сайта www.sinosoftcom.cn (12 декабря 2000 г.).

3. Создание условий, поощряющих экспорт ПО. В целях стимулирования экспорта ПО для предприятий предусмотрено предоставление специальным уполномоченным банком экспортных кредитов по льготной процентной ставке. Компании, у которых объем экспорта ПО превышает 1 млн. долл., получают право на проведение самостоятельных экспортных операций. К ним применяется особый порядок регулирования внешней торговли, таможенных процедур, валютного регулирования, учитывающий особенности международной торговли таким товаром, как ПО.

Вышеупомянутые документы также устанавливают, что государство будет осуществлять закупки ПО для государственных нужд, если оно (ПО) затрагивает вопросы независимости и экономической безопасности страны. При закупке ПО для госучреждений в случае одинаковых функциональных характеристик и цены программ предпочтение будет отдаваться китайской продукции. При этом минимальная доля отечественного ПО должна составлять 50-70%.

В январе 2003 г. вступил в силу закон КНР "О правительственных закупках", который, по мнению китайских специалистов, должен стимулировать дальнейшее развитие ИТ-отрасли. Несмотря на членство в ВТО, Китай не торопится отказываться от поддержки собственных разработчиков ПО путем правительственных закупок. Если в 2001 г. госзакупки отечественного ПО составили 14,1% от общего объема рынка, то в настоящее время китайские специалисты считают, что доля собственных программ может достигать одной трети всего рынка ПО в КНР. Для поддержания такой политики в августе 2003-го начата разработка руководства по стандартизации электронного документооборота в госучреждениях и стандартов в этой области. В данных стандартах планируется четко разделить понятия отечественного и неотечественного (иностранного) ПО, а также определить долю отечественного ПО в правительственных и отраслевых (ведомственных) закупках. К участию в разработке стандартов были привлечены только китайские предприятия*1.

_____

*1 Хоу Цзиюн. Ходят слухи, что Китай намерен отказаться от льготной государственной политики для отрасли ПО. Ни Гуаннань возмущен сплетнями. Экономический вестник XXI века, 16 августа 2004 г., с. 23.

Чтобы укрепить позиции собственного ПО на внутреннем рынке, государство стало усиливать борьбу с пиратской и контрабандной продукцией иностранных компаний.

Стратегию создания экспортного ПО китайцы разделили на две части: сначала занять третье место в мире в области офшорного программирования (после Индии и Филиппин); затем самостоятельно разрабатывать готовое ПО на экспорт.

Китайцы, не обремененные проблемами удвоения ВВП, очень щепетильно подходят к вопросу, что считать отечественным ПО, иностранным ПО и что понимать под китайским экспортным ПО, особенно в условиях членства в ВТО, глобализации и транснационализации производства. В качестве образца они рассматривают закон США о закупках отечественной (американской) продукции (по принципу добавленной стоимости), согласно которому отечественными американцы считают только товары, добавленная стоимость в производстве которых на территории США составляет не менее 50%. Например, Microsoft, являясь транснациональной компанией, также занимается в Китае зарегистрированным производством и другой хозяйственной деятельностью, платит там налоги, инвестирует и реинвестирует средства. В этом случае китайцы полагают, что коль скоро программная продукция корпорации разработана в США, а в Китае осуществляется лишь выпуск и упаковка дисков с ПО, которые дают прибавление стоимости только на 2%, то, значит, это американская отечественная продукция и американское экспортное ПО. Если же добавленная стоимость производства продукции в Китае составит 50% и более, то китайцам все равно, какое предприятие в их стране его производит - отечественное, совместное или со 100%-ным иностранным капиталом; в любом случае такая продукция считается "китайским отечественным ПО" и "китайским экспортным ПО". Вместе с тем на фоне выдвинутого лозунга "Обгоним Индию!" китайцы ревниво относятся к тому, что индийские компании размещают свои отделения на территории Китая и при этом перехватывают у программистов Поднебесной зарубежные заказы. Например, в 2002 г. четыре крупные индийские компании по разработке ПО создали свои отделения в Шанхае, а в 2003-м 36 малых и средних индийских ИТ-предприятий разместились в Яньтае (провинция Шаньдун), вступив в конкуренцию с китайскими фирмами за японские и корейские заказы. В то же время правительство мудро терпит такую ситуацию, сознавая, что еще очень мало стопроцентно китайских предприятий имеют имидж "основного исполнителя международных заказов", а кроме того, конкуренция за ИТ-заказы поможет переломить психологию китайцев и превратить их из потребителей этой продукции в ее экспортеров, имеющих собственные бренды и каналы продаж.

Направления экспорта

В качестве первой мишени для экспорта ПО китайцы наметили Японию, одного из крупнейших в мире потребителей программ. И буквально в течение нескольких лет они создали относительно конкурентоспособную систему аутсорсингового программирования для японцев. В настоящее время уже наблюдается конкуренция региональных китайских парков ПО за японские заказы. Наиболее сильно конкурируют между собой Пекин, Шанхай и Далянь. В Даляньском парке ПО уже около 160 предприятий, треть из них создана при поддержке японского капитала. В парке работает более 6000 программистов, плюс 3000 человек занимаются информационными услугами. Далянь копирует опыт и систему индийского Бангалора, считая своим преимуществом развитую базу подготовки ИТ-специалистов со знанием японского и английского языков, географическую близость к Японии и хорошее транспортное сообщение с ее городами. Даляньский парк ПО планирует ежегодно готовить до 10 тыс. специалистов для работы с Японией, что, как полагают китайцы, должно привлечь сюда всемирно известные корпорации IBM, GE, HP, а также привести к росту заказов непосредственно из Японии и от японских компаний, работающих в Китае. Для усиления воздействия на рынок Страны восходящего солнца китайцы активно создают специализированные исследовательские организации по изучению японского рынка ПО, открывают там свои представительства и филиалы, устанавливают отношения стратегического партнерства с Microsoft, Sun Microsystems и другими компаниями.

Предоставляя компаниям из развитых стран доступ на свой рынок, Китай стремится извлечь как можно больше выгоды за счет приобретения самых современных технологий. Однако количество иностранных заявок на патентование изобретений в области компьютерных технологий в Китае остается очень высоким: 80-90%. Это, по мнению китайцев, мешает им свободно использовать ключевые технологии транснациональных корпораций в трансграничной производственно-технологической цепочке, а значит, и развивать собственные технические инновации. Например, NEC имеет совместные предприятия в Китае и Малайзии. Герметизацию корпусов чипов, выпускаемых в Китае, компания осуществляет в Малайзии, а чипы, изготавливаемые в Малайзии, везет на герметизацию в Китай. Таким образом она не дает китайской стороне возможности овладеть ключевой технологией и создать на своей территории законченное технологическое производство.

Но Китай не желает мириться с подобным положением. Он пытается объединить технически развитые Японию и Корею, проявляющие интерес к китайскому рынку, для создания собственной азиатской системы стандартов и научно-технических инноваций в противовес Европе и Америке. Так, в начале 2004 г. эти три страны подписали Соглашение о сотрудничестве в области разработки и продвижения программ с открытыми исходными кодами (OSS). Сильно заинтересован Китай и в либерализации исходных кодов, прежде всего для разработки и прикладного использования Linux. Это сотрудничество координируется тремя рабочими группами: по стандартизации и сертификации; по технической разработке и оценке; по подготовке кадров. Страна не скрывает своей нацеленности на дезинтеграцию международных монополий и уменьшение препятствий к созданию независимой системы стандартов. Однако в том, что касается стандартизации Linux*1, японские и корейские партнеры пока не во всем согласны с предложениями Китая.

_____

*1 Цзэн Цян. Впервые представлен китайский стандарт, и он столкнулся с препятствиями. Япония возражает против азиатской версии Linux. Экономический вестник XXI века, 12 августа 2004 г., с. 21.

Все не так плохо

Некоторые результаты в сфере высоких технологий у Китая уже есть. Например, разработаны госстандарты на цифровые фотоаппараты, что будет спасительной соломинкой для китайских отечественных производителей цифровой фототехники, в основном начального и среднего уровня. Для ее изготовления приходится импортировать отдельные комплектующие из Японии, уплачивая роялти (лицензионное вознаграждение). Чтобы уменьшить эти затраты или вовсе обойти их, китайские предприниматели используют способы ОЕМ- или ОDМ-производства, работая с тайваньскими компаниями по принципу и под вывеской совместных или кооперационных предприятий*1.

_____

*1 Чжэн Ди. Международная "болезнь сердца" цифровых фотоаппаратов. Роялти японским производителям "подождут". Экономический вестник XXI века, 5 августа 2004 г., с. 23.

Невзирая на отсталость в сфере разработки ПО, власти КНР в лице Министерства науки и техники, Министерства информатизации и Министерства коммерции в 2003 г. подготовили совместный проект организации экспорта китайского ПО в Европу и Америку*1. В целях его реализации правительство КНР консолидирует внутренние ресурсы для создания ПО для этих континентов на условиях аутсорсинга. Как образно говорят сами китайцы, правительство формирует "сборную страны... для погони за европейским и американским оленями". Двадцать девять лучших китайских предприятий-разработчиков из десяти парков ПО включены в эту команду. Причем ее состав был определен комиссией, в которую входили специалисты в области аутсорсингового программирования и топ-менеджеры 12 транснациональных компаний (в том числе Microsoft, IBM, HP, Motorola). Основными экспериментальными площадками проекта стали Пекинская база разработки ПО и Ханчжоуский парк создания нового высокотехнологичного ПО. Помимо основного был определен второй состав из 18 компаний - производителей ПО и девяти резервных экспериментальных баз, которые, достигнув определенного уровня развития, могут перейти в основную команду. Отдельно были определены еще три компании, чьей задачей будет не выполнение зарубежных заказов, а создание "коробочного" китайского ПО с целью экспорта. Имена этих трех компаний пока не афишируются, чтобы они имели возможность "хорошо проявить себя в конкурентной борьбе". В ходе эксперимента на выбранных игроков кроме поддержки со стороны местных администраций будут распространяться соответствующие льготы, предусмотренные государственной политикой поддержки экспорта ПО.

_____

*1 Хоу Цзиюн. Документ N 29 Министерства науки и техники выбрал сборную страны по аутсорсинговому программированию для Европы и Америки. Экономический вестник XXI века, 4 августа 2004 г., с. 21.

Китайское правительство настаивает, чтобы предприятия получали сертификацию уровней СММ 3 - СММ 5; учит, что особое внимание следует обращать на качество и своевременность выполнения заказа и на американском рынке не делать акцент на дешевизну рабочей силы. Китайские власти также призывают отечественных разработчиков ПО соблюдать культуру сотрудничества с заказчиками и строить длительные отношения с ними. Они объясняют, что подрядчик становится важной частью транснациональной корпоративной культуры и поэтому не следует гнаться за быстрой выгодой (чем страдают китайские исполнители), так как работа по проекту может длиться не один год.

Для выхода на рынки США и Европы китайцы активно создают представительства, филиалы, компании со 100%-ным китайским капиталом на территории страны заказчика (чему способствует наличие китайской диаспоры). Уделяется большое внимание трудоустройству китайских граждан в иностранные ИТ-компании, а также установлению отношений стратегического партнерства с известными мировыми потребителями ПО.

Экспорту ПО - государственная поддержка

В заключение статьи несколько слов надо сказать о мерах государственной поддержки и регулирования экспорта программной продукции в Китае.

Основные документы, касающиеся указанных вопросов, это: "Уведомление о некоторых вопросах экспорта программной продукции"*1 и "Положение о регулировании экспорта ПО и ведении статистики"*2.

_____

*1 Совместный документ Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества, Министерства информатизации, Главного государственного налогового управления, Главного таможенного управления, Государственного управления валютного регулирования и Государственного управления статистики КНР от 04. 01. 2001 г. N 680.

*2 Совместный документ Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества, Министерства науки и техники, Министерства информатизации, Государственного управления статистики и Государственного управления валютного регулирования от 25.10.2001 г. N 604.

Стоит отметить главные положения этих документов. Так, в них предусматривается, что в целях освоения международного рынка и увеличения экспорта ПО китайские компании-разработчики могут обращаться в правительственные органы, курирующие вопросы внешней торговли, с просьбой о финансовой поддержке, предусмотренной для предприятий малого и среднего бизнеса. Это могут делать любые производители ПО, которым необходимо пройти сертификацию по государственным и международным стандартам (в том числе ISO 9000 и СММ). Предприятию оплачиваются расходы, связанные с данной сертификацией*1.

_____

*1 Документ Министерства финансов КНР "Временное положение о регулировании денежных средств на освоение международного рынка малыми и средними предприятиями", N 467 (2000 г.).

В этих положениях оговаривается возможность использования двух способов и соответственно двух режимов транспортировки (передачи) за пределы страны программной продукции, разработанной на основании договора с зарубежным заказчиком: физического вывоза через таможню или отправки через компьютерную сеть. В них четко прописаны все стадии оформления контрактов и последующего возмещения НДС за экспорт продукции.

Автор - юрист-международник, китаевед, заместитель гендиректора ООО "Агентство международных экономических и правовых поверенных" (г. Хабаровск); e-mail: nyrov@email.kht.ru.

Версия для печати