ПРОГРАММЫ

С 4 по 6 февраля в подмосковном пансионате "Круглое озеро" прошла очередная конференция по криптографии. Как и обычно, она состояла из двух потоков - математического, на котором рассматривались собственно методы криптографии, и юридического, посвященного разным вопросам применения этих технологий. Я выбрал юридический, как более важный для большинства наших читателей. К моему удивлению, весь второй день конференции на этом потоке был отдан экспертам из Минэкономразвития, расказывавшим о новой программе под названием "Электронное государство". Основным докладчиком выступал Анатолий Левенчук, известный своим Интернет-проектом Libertarium. Он заявил, что использовавшийся ранее термин "электронное правительство" - это, мол, неправильный перевод английского e-government, и теперь следует поднять новое знамя, под стягом которого информатизацией будут охвачены все государственные структуры, в том числе муниципальные. В деньгах это выглядит так: 1,7 млрд. руб. запрашивается на разработку проекта, включая подготовку законодательной базы, и 50 млрд. - на реализацию. Мотивация простая - стоимость разработки проекта обычно составляет до 5% от его общей стоимости.

Как переводчик, не могу согласиться с Анатолием по поводу перевода термина, как гражданин - со всем остальным. От названных цифр неприкрыто веет воровством. Легко посчитать, что сумма в 1,7 млрд. руб., или 60,7 млн. долл., обеспечит годовую зарплату по 1000 долл. в месяц более 5000 человек, тогда как к реальной разработке таких проектов обычно привлекается на порядок меньшее количество участников. Что же касается стоимости проектирования, то действительно была такая цифра - 5%, только из стоимости проекта нужно предварительно вычесть стоимость оборудования, т. е. по существу считать нужно от общей стоимости работ.

Мы, разумеется, не можем открыто обвинить господ чиновников в разворовывании денег федеральной целевой программы "Электронная Россия", но заведомо можем сказать, что нехороший этот дух витает над данной программой. Пиара вокруг нее в прошедшие два года было много, а результатов, что характерно, очень мало. Хочу отметить, что есть и другая, морально-этическая составляющая таких программ. Один мой знакомый рассказывал, что его пригласили как-то собрать компьютер, недавно купленный молодой семьей для ребенка-школьника. Его поразило, что в квартире, куда он пришел, почти ничего не было: родители экономили на всем, чтобы купить сыну компьютер. Этих людей остается только пожалеть. Не кажется ли вам, что реализуя подобные программы, страна с нищими учеными, разваливающейся системой образования, с колоссальными демографическими и социальными проблемами, с низким качеством жизни - далее можно перечислять долго - уподобляется таким вот родителям? Учитывая сказанное, совершенно не хочется обсуждать, что в программе "Электронное государство" будет лучше, чем в ФЦП "Электронная Россия". Начинать здесь нужно с установления честных правил игры и прежде всего с закона о тендерах, о необходимости которого мы говорили еще десять лет назад. Для тех, кто участвует в тендерах, - не секрет, что в некоторых министерствах все они "распродаются" заранее.

Другие заявления докладчика типа: "ничего не надо в ИКТ развивать, главное, не мешайте бизнесу, уберите препоны сверху" - с точки зрения стратегии развития отрасли также не представляются мне правильными и системными, хотя сиюминутно те бизнесмены, кого "достал" беспредельный чиновничий бандитизм, наверное, это утверждение и поддержат. ("С бандитами 90-х годов можно было договориться - они жили по понятиям, а с чиновниками договориться невозможно. Приходят и говорят: "Хочу твой бизнес!"" - так прокомментировал ситуацию мой приятель, продавший недавно свое дело и уже уложивший чемоданы.) Из сказанного г-ном Левенчуком можно поддержать лишь озвученную им позицию МЭРТ по поводу поддержки либерализации криптографии.

Свой рассказ о конференции я начал не с самых положительных вынесенных мною впечатлений, поэтому обещаю вам менее негативное продолжение в следующем номере.