ОБЗОРЫ

Представители аутсорсинговых компаний нередко сетуют на то, что специалисты, подготавливаемые нашими вузами, не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются рабочими процессами. Но, с другой стороны, не часто услышишь, что же конкретно хотят эти фирмы от государства в целом и образовательной системы в частности. Вполне естественно складывается мнение, что они просто недовольны текущим положением, но сформулировать свои рекомендации не могут (см., например, дискуссию в статье Андрея Колесова - PC Week/RE, N 32, с. 41).

Я попытался закрыть этот пробел, собрав мнения сотрудников нескольких наиболее авторитетных компаний всего по одному вопросу: "Что должны знать и уметь ИТ-специалисты после выпуска из вуза, чтобы они могли эффективно начать работу в аутсорсинговой компании, и какими другими качествами они должны обладать?". Вот какие ответы я получил.

Рексофт

Виктор Козлов, директор по маркетингу: Мы не предъявляем к выпускникам вузов очень серьезных требований, однако кандидат должен знать не менее двух языков программирования, например С++ и Java, иметь базовые знания по СУБД, уметь работать в популярных средах разработки программного обеспечения и хорошо владеть английским языком. Мы понимаем непростую ситуацию в системе нашего высшего образования и те трудности, которые испытывают вузы в подготовке ИТ-специалистов. Более того, мы не сидим сложа руки - у нас в компании есть учебный центр, который начинает работать со студентами питерских вузов, когда они учатся на четвертом-пятом курсе. В течение года студенты, поступившие в центр, бесплатно учатся по специальной программе, разработанной нашими специалистами. Многих из тех, кто успешно прошел обучение, мы приглашаем к себе на работу. Кроме того, мы планируем сотрудничать с питерскими вузами в создании совместных программ. Дополнительные требования к способностям и навыкам вполне стандартны и не имеют особенной ИТ-специфики. Если мы говорим о рядовом специалисте, то это умение работать в команде, дисциплина, ответственность, коммуникабельность. Если о руководителе группы - то необходимо добавить организаторские качества, умение планировать работу, распределять задачи и контролировать их выполнение.

VDI

Артак Оганесян, директор по развитию бизнеса: Во-первых, нужно классическое "советское" образование, чтобы был достаточно широкий кругозор и умение мыслить, думать, решать научные и технические задачи. Во-вторых, "классическая" западная предприимчивость, чтобы менталитет был ориентирован на конкурентную среду, чтобы человек был способен решать проблемы. Потому что проекты, которые отдают на аутсорсинг компании-заказчики, это не решение конкретных задач, а обозначенная проблема, решить которую - от постановки задачи до внедрения - обязана компания-исполнитель. Тут необходимо понимать бизнес клиента, его цели и задачи, уметь говорить с клиентом, сделать проекцию его требований к спецификации - и только потом применять все те знания, которые получены в вузе.

Василий Агафонов, директор по качеству: вуз должен подготовить студента так, чтобы он соответствовал требованиям, предъявляемым потенциальным работодателем. В первом приближении список этих требований выглядит следующим образом (в порядке от простого к сложному).

Выпускник должен иметь навык программирования в средах, которые применяются в промышленной разработке (к примеру, для обучения С++ большинство вузов до сих пор ориентируется на среду Borland, в то время как стандартом давно является MS Visual Studio).

Он должен иметь навыки соблюдения стандартов кодирования и комментирования кода. Другой критерий - навык проектирования баз данных и работы с ними.

От специалиста требуется понимание жизненного цикла продукта и проекта, который помимо кодирования включает в себя такие фазы, как сбор требований, проектирование, тестирование, ввод в эксплуатацию, поддержка.

Важно, чтобы разработчик осознавал, что такое командная разработка и процессы, которые обеспечивают слаженность работы команды. Сюда можно отнести планирование, контроль выполнения планов, управление конфигурацией и требованиями, проектирование, управление рисками, верификацию продукта.

Помимо этого нужно знание средств, позволяющих автоматизировать процессы командной разработки. Для каждого процесса существуют широко распространенные средства автоматизации, с которыми должен быть знаком разработчик: планирование - MS Project; управление конфигурацией - MS Visual Source Save; управление требованиями - Rational RequisitePro; проектирование - Rational Rose и т. д.

В заключение следует указать, что для работы в западных проектах необходимо хорошее владение английским языком, как разговорным, так и письменным. Нужно также хорошо понимать менталитет заказчика и уметь говорить с ним на его языке.

Auriga

Сергей Манаев, директор по HR: Российский рынок аутсорсинга программных разработок еще пока очень мал, и каждая компания очень внимательно относится к работе с клиентами. Не секрет, что в среднем от 50 до 80% своих доходов предприятия получают от бизнеса с уже существующими заказчиками. Для всех сотрудников - от разработчиков до менеджеров по продажам - очень важно обладание высокими коммуникативными навыками. Для рынка экспорта программного обеспечения, на котором работает компания Auriga, немалую роль играет также вопрос мобильности сотрудников, так как часть проектов всегда выполняется на стороне клиента. Соответственно, хочу отметить, что именно навыки общения и личной готовности к поездкам, т. е. та самая мобильность, имеют значение, когда мы принимаем решение о найме выпускника. В целом ориентированность на клиента в нашем бизнесе должна обязательно быть заметна на всех уровнях компании, от высшего руководства до молодых специалистов.

Разумеется, квалификация и приобретенные за время учебы навыки являются ключевым аспектом при приеме бывших студентов на работу. Увы, приходится констатировать, что современные образовательные программы не отвечают реальным требованиям рынка: молодые ребята за пять или шесть лет учебы осваивают мощную научную базу, однако приобретают в основном теоретические знания технологий и навыки программирования. Многие фирмы решают данную проблему путем внедрения образовательных программ совместно с профильными вузами. Организация практических занятий, проведение стажировок для студентов последних курсов, несомненно, является правильным шагом на пути работы с молодыми специалистами.

Наша компания работает над проектами в области Linux Embedded Systems, и в первую очередь ей интересны специалисты, владеющие Linux/Unix-технологиями. Таких специалистов среди выпускников практически нет, поэтому мы уделяем особое внимание внутреннему обучению сотрудников. Тем не менее хочу подчеркнуть, что HR-стратегия Auriga заключается в найме высококвалифицированных специалистов. В целом для изменения ситуации, сложившейся в системе подготовки ИТ-специалистов, государство должно принять и внедрить целенаправленную систему ИТ-образования.

Luxoft

Владимир Маслюков, руководитель центра профессиональной подготовки: В первую очередь в вузах необходимо организовать изучение на должном уровне новых технологий, таких, как Java, .Net, Oracle. К сожалению, учебные программы на сегодняшний день этого не предусматривают. Вузам хронически не хватает преподавателей, обладающих практическим опытом работы с подобными технологиями. Приведем наш опыт: в Luxoft на программы стажировки приходят студенты, которые обладают лишь начальными навыками в области объектно-ориентированной разработки и баз данных.

Другая первоочередная проблема состоит в том, что в институте студентов учат исключительно программировать, но не дают знаний в области организации процессов разработки, например, их не обучают конфигурационному управлению, управлению требованиями, процессам тестирования, современным подходам к выработке архитектуры программных систем и проектированию. Освоить этот предмет самостоятельно студент не может: хороших книг и курсов по организации процессов разработки крайне мало, да зачастую они и не учитывают реалий сложных современных проектов, обходя стороной возникающие на практике проблемы. Кроме того, закрепить нужные навыки в этой области можно только практикой - и только под руководством опытного инструктора. Поэтому здесь требуется тесная кооперация ведущих вузов и компаний-разработчиков.

Вообще следует отметить, что в институте баланс между теоретическими дисциплинами и практикой смещен в сторону теории. В ходе обычных практических работ они оттачивают индивидуальные навыки, но не получают представления о том, как все технологии работают вместе, а именно с этим и возникают наибольшие сложности.

Именно поэтому Luxoft организует специальные программы, в соответствии с которыми студенты осваивают все необходимые технологии и процессы, выполняют учебные проекты и готовятся к работе над коммерческими проектами. Совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) разработан проект по подготовке высококвалифицированных специалистов - разработчиков ПО. Его цель - создание уникальной учебно-производственной структуры, готовящей программистов высокого класса с учетом требований рынка. Опыт реализации подобных программ у Luxoft есть - на базе МГУ им. М. В. Ломоносова и университета Дубны.

К студентам, приходящим к нам на стажировку, предъявляются два основных требования. Первое: ребята должны владеть основами объектно-ориентированного программирования. Второе: требование касается настроя ребят, их самоотдачи, способности прилагать максимум усилий - ведь им придется изучать очень непростые вещи, совмещая обучение в институте и стажировку в Luxoft. Прошли те времена, когда можно было быстро научиться программировать. Сейчас намного сложнее овладеть всеми необходимыми знаниями - надо разбираться, пробовать, не спать ночами. Но кто настойчив в своем намерении - будет вознагражден. Многие наши вчерашние студенты стали отличными сертифицированными специалистами, проектирующими сложные системы для ведущих заказчиков компании. Кто может бороться, тот и побеждает - приходит в Luxoft и делает успешную карьеру.

"Аплана"

Михаил Македонский, исполнительный директор компании: Для работы в любой сфере специалист должен обладать двумя типами знаний - общей эрудицией в выбранной предметной области и узкоспециализированными навыками. В случае программных услуг под общей эрудицией мы понимаем в первую очередь принципы построения современных вычислительных систем, включая общее представление о сетевых и серверных технологиях, средствах защиты и т. д. На наш взгляд, такие знания студент вполне может получить в вузе, а материал хорошо разбивается на отдельные дисциплины. Но, по нашим наблюдениям, на текущий момент многие выпускники технических вузов такими знаниями не обладают и не понимают простых вещей, например, как работают ключи шифрования и зачем нужна демилитаризованная зона.

Мы также ожидаем от претендента хотя бы базового представления о методологиях разработки и проектной организации работ. Он должен понимать, как ведется проект и какова его собственная роль в нем. Было бы идеально, если бы студенты в рамках НИР могли опробовать себя в разных ролях - это помогло бы им определиться с собственной ролью в проекте и понимать, что делают другие. К сказанному необходимо добавить общие навыки и правила командной работы, включая знание средств организации взаимодействия (обмен информацией, распределение ответственности), и навыки коммуникационные - умение общаться с людьми (хотя с этим как раз в вузе проблем нет). Сюда же можно отнести и знание систем менеджмента качества (ISO, CMM, ITIL).

Что касается специальных знаний, то для разработчиков это прежде всего знание конкретных технологий программирования (языков, операционных систем) и опыт разработки хотя бы на уровне лабораторных работ. Помимо знания синтаксиса не менее важно понимать общие правила разработки, например возможности библиотек, принципы проектирования баз данных и т. д.

Как вводить студента в работу? В любой компании существует организационная система - многоступенчатая цепочка с отсеиванием, по которой проходят претенденты после приема на работу. При этом затраты компании складываются из расходов на переподготовку кадров и рисков, связанных с включением нового сотрудника в проект. Специалист, уже имеющий некоторый опыт, будет продвигаться по этой цепочке быстрее и успешнее. Это выгодно всем - компания быстрее готовит участника процесса, а сотрудник получает более высокую зарплату.

Как наладить взаимодействие вузов и аутсорсинговых компаний? Аутсорсинговые компании могут и должны оказать поддержку в создании усовершенствованной системы подготовки технологических специалистов. Речь идет не о прямом финансировании. Но мы видим два круга проблем, которые можно было бы решить за счет включения реальных компаний в учебный процесс.

Во-первых, для разработки новых учебных программ нужны квалифицированные кадры, которых в этой сфере в вузах сейчас нет. Но такие кадры легко привлечь туда из числа сегодняшних специалистов-практиков, создав соответствующую систему мотивации. На дальнейшем этапе компании могли бы подключиться к работе в качестве консультантов при подготовке учебных курсов (полностью разработать учебные программы поручить им нельзя по очевидным причинам). В результате компания сможет помочь определить требования к программам и задать критерии оценки уровня подготовки выпускников.

Второй аспект касается функционирования всей образовательной системы (платной и бесплатной) в целом: сегодня практически отсутствует связь между предприятиями и вузами, которые никак не зависят от востребованности тех или иных специалистов. Можно говорить лишь о косвенной зависимости: абитуриенты охотнее идут на перспективные специальности. Решением может быть перенесение части учебного процесса на предприятие - речь идет об учебных проектах, которые должны органично вписаться в учебный процесс. Внутренние проекты, куда можно было бы привлечь студентов, в компании есть всегда. А если проект является коммерческим, то в ряде случаев работы могут быть и оплачены. Такой путь позволит студентам приобрести определенный базовый опыт. Выполнение проекта может быть организовано как на базе вуза, так и на базе предприятия.

Практически сотрудничество между вузами и компаниями может строиться следующим образом. Например, кафедра вуза начинает взаимодействовать с группой компаний по своему выбору, обращаясь к ним либо напрямую, либо через отраслевые ассоциации. Специалисты этих компаний принимают участие в работе наблюдательного совета, помогая в формировании учебных программ и курсов, а также в организации учебных проектов. Процесс этот взаимовыгодный. Вузы получают практически направленные учебные программы и гарантии трудоустройства для выпускников. Руководство компаний заинтересовано в таком взаимодействии, поскольку, во-первых, это признание определенного статуса успеха. Во-вторых - это возможность быть в курсе учебных программ и выявлять хороших кандидатов; в-третьих - способ решения ряда внутренних задач силами студентов.

По описанной схеме мы уже сотрудничаем с МИФИ - в плане привлечения студентов в проекты и включения ряда материалов в учебный процесс.

От автора: пора вспомнить хорошо забытый опыт

Большинство приведенных в статье высказываний говорят сами за себя, поэтому отмечу лишь следуюшее. Портрет навыков идеального выпускника таков: практическое знание новейших инструментов и технологий проектной работы. Многие компании действительно знают, что им нужно, и даже начали работы по подготовке таких кадров. Но в этой связи можно сформулировать три тезиса.

Первый: важно четко разделить требование к освоению технологий проектной работы и требование к умению работать в команде. Если по первому пункту никаких сомнений нет, то вот требовать от вуза готовить людей для командной работы, как мне кажется, невозможно - это скорее задача воспитательная, нежели образовательная.

Второй - это опасность образовательных реформ в принципе. Как показывает практика, их итогом может стать создание системы, уничтожающей творческий потенциал людей, - нечто совершенно неприемлемое для высокотехнологичных фирм. Например, проводимые ныне Минобразованием реформы, связанные с "приведением системы образования к европейским стандартам", в других странах дали именно такой результат. Чтобы не быть голословным, назову Францию. Последствия модификации образовательной системы там нельзя расценить иначе, как катастрофу, так как в результате обученные специалисты не получают важнейшего навыка - навыка сопоставлять факты. Например, выпускников физических (!) факультетов лучших французских университетов не смущает, когда в результате вычислений косинус угла оказывается равным восьми, а радиус Земли - 10 мм (вспомним старый армейский анекдот про то, что в военное время значение синуса может достигать двух и более). Аналогичная ситуация наблюдается и по другим научным направлениям. Люди учатся не сопоставлять, а просто запоминать разрозненные факты. Дабы не повторяться, отошлю желающих к статье доктора физико-математических наук Виктора Степановича Доценко, преподающего физику в одном из ведущих французских университетов (см. "Пятое правило арифметики". - "Наука и жизнь", N 12/ 2004, c. 21; текст можно также найти в Интернете). Хочется верить, что краски там несколько сгущены, но есть свидетельства и других людей.

И наконец, остановлюсь на том, что подчеркивают все опрошенные, - необходимости обучать человека технологиям, наработанным в конкретной предметной области. Это не только необходимо, но возможно сделать. Более того, как видно из опроса, многие компании уже сотрудничают с вузами по данному вопросу. Здесь хотелось бы отметить, что не нужно изобретать велосипед: опыт в этой области накоплен еще при советской власти и называется системой базовых кафедр, которая активно применялась, например, в МФТИ и МИРЭА. Фактически базовое предприятие брало на себя задачу формирования учебной программы для старших курсов, а его специалисты читали нужные лекции. Правда, по числу задействованных людей и масштабу работ один крупный советский НИИ был сопоставим со всей нашей отраслью офшорной разработки, вместе взятой*1. Иначе говоря, проблемы с ресурсами в этой области у офшорников действительно есть, и здесь им, наверное, нужна внешняя помощь.

С автором можно связаться по адресу: vlad_borkus@pcweek.ru.

_____

*1 Можно также заметить, что в советское время число специалистов, производимых одним вузом для каждого НИИ в год, составляло всего 10-20. Однако это были уникальные специалисты в узкой предметной области, скажем какой-либо ветви физики. Институт обычно сотрудничал с 3-4 вузами, а специалисты оставались в нем надолго. Благодаря этому к концу 90-х годов число занятых в отдельном НИИ, живущем несколько десятилетий, исчислялось тысячами специалистов. Но в случае офшорного программирования задача проще - хотя требуется подготовка тысяч людей, но с навыками, идентичными для всей отрасли в целом. Поэтому возможен быстрый экспоненциальный рост числа обученных людей.