ИТОГИ
"Аскон" отмечает шестнадцатилетие и подводит годовые итоги
Характерной Чертой российского рынка САПР является закрытость. Все его игроки хранят свои финансовые показатели как зеницу ока. И только компания АСКОН (www.ascon.ru) поднимает завесу секретности, каждый год сообщая результаты деятельности. На этот раз наряду с рассказом о проделанной работе и планах на будущее прозвучал доклад о ситуации на отечественном рынке САПР и о перспективах его развития.
Оборот АСКОНа продолжает расти. Как сообщил директор компании по стратегическому развитию Евгений Бахин, в 2004-м объем продаж вырос на 42% по сравнению с 2003-м и составил 7,25 млн. долл., тем самым превысив прошлогодний план (PC Week/RE, N 8/2004 с. 30). Но постепенно темп роста замедляется (см. диаграмму 1). Видимо, отечественный рынок САПР становится более зрелым и "детский" период бурного роста остается позади.
Годовой рост продаж компании АСКОН
Одновременно с рынком взрослеет и АСКОН: в нынешнем году ему исполняется 16 лет. Для человека это пора юности, но для российской компьютерной компании - весьма солидный возраст. АСКОН вступает в него с внушительным багажом в виде развитого комплекта продуктов класса CAD/CAM/PDM (соответственно автоматизация проектирования, подготовки производства и управления инженерными данными), обширной сети партнеров и филиалов, а также с прочными позициями на отечественном рынке САПР. К примеру, в 2003-м АСКОН опередил всех конкурентов по числу установленных рабочих мест (данные журнала "САПР и графика" за прошлый год). Больше такое исследование не проводилось, но вряд ли ситуация серьезно изменилась, так как за минувший год число заказчиков у компании выросло с 2000 до 2300 предприятий.
Взросление обычно требует нового подхода к управлению бизнесом. Следуя этому правилу, компания недавно провела реорганизацию, разделив руководящие функции между советом директоров, который будет решать стратегические вопросы, и топ-менеджерами, ориентированными на оперативную работу. Цель преобразования - повышение эффективности управления.
Продолжалось в прошлом году и совершенствование основных продуктов АСКОНа. Так, в течение года вышли новые версии "КОМПАС-3D V7", "КОМПАС-Графика V7" и "ЛОЦМАН: PLM V7", которые отличаются повышенной производительностью и дополнены многочисленными функциями. Появилось более 300 новых предприятий-заказчиков. Правда, подавляющее большинство из них пока использует не трехмерное, а двумерное проектирование. В частности, по словам г-на Бахина, на 2D-программу "КОМПАС-Графика" в 2004-м было продано более 3 тыс. лицензий, а на трехмерную "КОМПАС-3D" - 964 лицензии. Такой разрыв он объяснил отставанием наших предприятий от зарубежных в сфере применения трехмерной технологии: "Многие сотрудники еще не умеют работать с программами трехмерного моделирования, их нужно обучать. Поэтому предприятия не видят мгновенного выигрыша от перехода на 3D-продукты". Но он не считает это серьезной проблемой. "Сейчас торговая марка АСКОН ассоциируется с 2D, - объяснил г-н Бахин. - Но, купив у нас двумерную систему, заказчик потом без труда может перейти на трехмерную".
Произошли изменения и в структуре сбыта компании. В минувшем году от ИТ-услуг (консалтинг, внедрение, обновление, поддержка) поступило 12,4% дохода, в то время как два года назад этот показатель не превышал 10%. К 2007-му его планируется увеличить до 20%. Но пока доля услуг растет не так быстро, как хотелось бы. Причина в том, что заказчики еще очень неохотно платят за услуги.
Евгений Бахин: "Стратегическая цель
АСКОНа - содействовать росту
конкурентоспособности отечественной промышленности"
Впрочем, за ПО они тоже платить не хотят. Уровень пиратства в отрасли САПР достигает 90-95%. Из-за этого складывается грустная ситуация. Ведь, по данным аналитических компаний, в прошлом году предприятия приобрели для инженерных отделов от 100 до 200 тыс. новых ПК, и при этом, по оценке АСКОН, все игроки рынка САПР вместе продали не более 10 тыс. лицензий. В результате объем отечественного рынка САПР по этой же оценке составил примерно от 70 до 84 млн. долл. "Вот если бы удалось снизить уровень нелегального использовании хотя бы до 70%", - мечтательно сказал г-н Бахин и предположил, что тогда объем рынка САПР мог бы вырасти до 30-60 тыс. лицензий в год и достичь 250-500 млн. долл. "Причем это только доход от продаж лицензий, а ведь легальные поставки обычно сопровождаются ИТ-услугами", - добавил он.
АСКОН, конечно, борется с пиратством: принимает участие в работе ассоциаций поставщиков ПО, старается убедить пользователей в преимуществах легального софта. Но договориться с "нелегалами" удается не всегда. "Мы считаем, что свой вклад в борьбу с пиратством должно внести государство, а оно пока ничего не делает", - с сожалением заметил г-н Бахин.
Но, несмотря на это, рынок САПР в нашей стране растет. Поскольку основное влияние на него оказывает состояние отечественной промышленности, то Евгений Бахин сначала провел анализ ситуации в российской экономике. По его словам, главные тенденции состоят в том, что основные отрасли промышленности продолжают расти, процесс консолидации в машиностроении усиливается, государственный заказ в оборонно-промышленном комплексе увеличивается, спрос на машиностроительную продукцию со стороны топливно-сырьевых отраслей становится все больше, а конкуренция со стороны поставщиков импортных машин и оборудования нарастает. Правда, наблюдаются и отрицательные тенденции. Так, в прошлом году отмечен максимальный считая с 1991-го уровень вмешательства государства в экономику, что привело к некоторому торможению экономического роста, а административная реформа Правительства РФ вызвала задержку ряда контрактов ИТ-компаний с оборонными предприятиями. "Таким образом, страна потеряла в росте, но к середине этого года бизнес, наверное, придет в себя", - надеется г-н Бахин.
Развитие промышленного производства в России и других странах СНГ вызывает рост отечественного рынка САПР. В результате, по оценке АСКОНа, его объем увеличился с 50-60 млн. долл. в 2003-м до 70-84 млн. долл. в 2004-м. Но АСКОН растет быстрее отрасли и к 2007 г. намеревается довести оборот до 20 млн., а к 2015-му - до 100 млн. долл. "Рост экономики страны на 5-6% в год создает нам предпосылки для ежегодного роста на 35-40%" - так г-н Бахин прокомментировал этот план.
Поскольку основной доход компания получает от продажи программных продуктов, то, естественно, отводит им главную роль в реализации этих планов. АСКОН собирается развивать их таким образом, чтобы догнать зарубежных конкурентов по функциональным возможностям, производительности, простоте использования, надежности и качеству. "Мы будем постоянно совершенствовать качество продуктов, - подчеркнул г-н Бахин. - Здесь нам есть куда расти". Основными конкурентами "КОМПАСа-3D" компания считает ведущие САПР среднего класса - Solid Edge (UGS), SolidWorks (Dassault) и Inventor (Autodesk), а "ЛОЦМАНа:PLM" - распространенные PDM-системы SmarTeam (Dassault), Teamcenter (UGS) и Windchill (PTC). С "ЛОЦМАНом" компания собирается выйти на зарубежные рынки и для этого в нынешнем году впервые будет участвовать в выставке CeBIT в Ганновере (Германия). Что касается сегмента CAM, то на эту весну намечен выпуск новой, пока еще безымянной, CAM-системы, которая станет преемницей программы "Автопроект". Евгений Бахин пообещал, что она будет включать набор функций, которых нет ни у отечественных, ни у зарубежных конкурентов.
Конечно, противостоять китам индустрии нелегко. Обычно российские поставщики делают ставку на более низкую стоимость продуктов. Но у АСКОНа есть и другое преимущество. "Мы конкурируем с западными компаниями не только по ценам, но и по возможности реализовать проект в срок, - сказал г-н Бахин. - У нас широкая региональная сеть, которая очень помогает нам при внедрении ПО".
В ближайшие годы компания надеется еще больше укрепить свой авторитет как интегратора САПР и увеличить количество крупных комплексных информационных проектов, объединяющих САПР с PDM- и ERP-системами. Для этого планируется на базе сильнейших региональных офисов создать центры продаж и внедрений. "Грядущий трехлетний период - это время закреплять успехи, достигнутые в прошлые годы", - резюмировал г-н Бахин.