ОБЗОРЫ

В декабре 2004 г. в Мадриде прошел шестой международный конкурс VIDA 7.0/L.I.F.E. 6.0 (Art & Artificial Life International Competition, впервые организованный в 1999 г.; см. www.fundacion.telefonica.com/at/vida/paginas/ev7.html). В нем принимают участие все желающие, способные создавать произведения искусства с помощью технологий искусственной жизни. Жюри рассмотрело 60 работ, предварительно отобранных из 82 кандидатских проектов, представленных экспериментаторами из 24 стран.

Два первых места и вознаграждение в сумме 4 тыс. евро на проект получили американцы Дуглас Эстерли и Матт Кеньон (система Spore 1.1, swamp.nu/ projects/spore1.html) и канадские артисты Марк Боулен и Джейт Ринкер (аппарат Universal Whistling Machine, www.realtechsupport.org/new_works/uwm.html).Spore 1.1 демонстрирует оригинальную идею включения бизнес-процессов в экосистему и создания самоподдерживающейся структуры. Авторы приобрели в Интернет-магазине Home Depot домашнее растение в кадке с годовой гарантией (продавец обязуется заменить растение, если оно погибнет в течение этого срока по вине магазина). Затем к кадке была подключена система автоматического полива, через ПК и Интернет связанная с публикуемым на Yahoo курсом акций. Авторы добавили к системе полива несколько модулей на Си и PHP, которые отслеживают текущие котировки Home Depot и, если они падают, снижают полив, и растение начинает засыхать. Таким образом, чем лучше экономическое состояние Home Depot, тем лучше живется растению, а при его ухудшении оно может погибнуть. Но так как произойдет это фактически из-за ухудшения ситуации в Home Depot, то магазину в соответствии с гарантией придется его заменить на новое и тем самым поддержать своеобразный экологический цикл.

Артист и Healing Series

Universal Whistling Machine представляет собой интерактивную систему общения с помощью свиста. Она выделяет свист человека из окружающих звуков, анализирует его ритм и другие характеристики и отвечает схожими интонациями. Система увлекательно пересвистывается с людьми, накапливая опыт общения в базе, и автоматически совершенствует свое мастерство художественного свиста.

Второе место присуждено не было, а два третьих (и сумму в 1 тыс. евро за каждое) получили испанцы. Федерико Ромеро Малес (комплекс Dripping Sounds, federicomuelas.com) установил в демонстрационном зале серию прозрачных контейнеров с водой, в которые поступают потоки разноцветных жидкостей, перемешиваясь и создавая причудливые изображения, а десятки датчиков трансформируют бесконечные и неповторимые конфигурации в необычные звуки. Карлос Корпа и Анна Мария Серрано разработали робота-поэта PaCo (Poeta Automatico Callejero Online, www.isys.dia.fi.upm.es/PaCo/), который ездит по залу и выпрашивает у людей мелочь, протягивая им копилку. Получив деньги, он генерирует поэтическое произведение, читает его синтезированным голосом и при желании может выдать бумажную копию с помощью маленького встроенного принтера.

Почетных упоминаний удостоились:

- Вики Айслей и Пауль Смит (Англия), проект Ornamental Bug Garden (www.boredomresearch.net). На компьютере с помощью L-алгоритмов (алгоритмов Линденмайера, генерирующих кривые, напоминающие снежинки) и технологий клеточных автоматов была построена растущая экосистема из виртуальных деревьев, которые на глазах посетителей развиваются из "семян". По ветвям выросших растений мечутся причудливые создания, а клубы разлетающейся пыльцы придают изображению дополнительное очарование и сходство с орнаментами, возникающими в калейдоскопе;

- Джессика Файлд (Канада), продемонстрировавшая разницу в мужском и женском отношении к реальности. Два робота, Алан и Клара, оборудованные системами машинного зрения и логического вывода, помогают друг другу правильно воспринимать реальность. Они смотрят на окружающее, обсуждают видимые объекты и пытаются описать или предсказать их поведение. Алан, пока его предсказания худо-бедно осуществляются, считает, что, безусловно, прав, и не принимает никаких рекомендаций Клары, хотя его видеодатчики значительно хуже Клариных. Но когда его мнение начинает сильно отличаться от реального, он расстраивается и надолго прекращает общение, "переживая" происшедшее;

- Лука Гемма (Италия), проект Life Support Machine, показавший терапевтический потенциал взаимодействия человека и машины. Доброволец обертывается огромными листами пластика и подвергается всевозможным толчкам, воздействиям и вибрации, действо сопровождается удивительными звуками, а по выходе из комплекса наружу многие отмечают существенный подъем настроения, словно после массажного кабинета;

- Кармен Герстл (Мексика) и Джероен Кейджсер (Канада), предложившие виртуальную игровую среду Deja vu, которая имитирует недалекое будущее Земли после ядерной войны. Человек путешествует в постапокалиптическом мире, а сопровождающие его странные существа рассказывают о печальных событиях и деградации истории нашей планеты;

- Брайн Кнеп (США), развивший в системе Healing Series (www.blep.com) популярную на конкурсе идею взаимодействия людей и компьютеров. Изображения с экранов компьютеров (эволюционно развивающиеся структуры) проецируются на пол, и на их фоне живые артисты разыгрывают различные пьесы. Действия актеров распознаются компьютерной системой и по определенным алгоритмам влияют на динамически меняющийся виртуальный мир;

- Чу Йин Чен (Тайвань) организовал интерактивное моделирование колонии бактерий Quorum Sensing. Процесс развития колонии, построенный на базе генетических алгоритмов и цифровых автоматов, связан с действиями посетителей. Каждый, наблюдающий за Quorum Sensing, располагается на оснащенном датчиками ковре, и в зависимости от числа, взаиморасположения и активности людей, а также своего текущего состояния колония то расцветает, то приближается к упадку.

Фернандо Ореллана (Сальвадор) был отмечен за оригинальный взгляд на возможные отношения между людьми и роботами Unending Enclosure (fernandoorellana.com). Помещение проекта заполнено деревянными колоннами, каждая из которых представляет мини-тюрьму, где заперты искусственные создания. В колоннах сделаны окошки, и если подойти к ним поближе и заглянуть внутрь, то роботы, фиксируя приближение человека, начинают в ужасе метаться в своем заключении, издавать душераздирающие звуки и стучаться в стены темниц, умоляя выпустить их на волю.

Приз за новую концепцию (8 тыс. евро) получили перуанцы Хосе Мартинат и Энрике Майорга (проект Ambiente de Estereo-Realidad 2). Компьютеры извлекают из Интернета различную текстовую информацию и по алгоритмам ассоциативной логики изменяют ее на оригинальные послания, которые затем транслируются с помощью световых установок в пространстве зала, после чего автоматически печатаются и разбрасываются в помещении и на улицу, символизируя передачу сообщений миру из киберпространства.

За исследовательскую работу были вручены 2 тыс. евро Густаво Романо (Аргентина). Собранные им из компьютерных деталей и объединенные в систему IP Poetry аппараты IP Bots извлекают из Интернета стихи на заданные темы и декламируют их искусственными голосами.

Немало интересных изобретений демонстрировали и участники прошлых состязаний. Самыми первыми победителями VIDA (конкурс сразу получил номер 2.0), завоевавшими и первый, и второй призы, в 1999 г. стали Эрвин Дриссенз и Мария Верстаппен (Голландия). Они придумали оборудованный шипованными гусеницами микроробот-массажист Tickle (www.xs4all.nl/~notnot/) длиной около 10 см, который ползает по человеку, сохраняя устойчивость, автоматически определяет опасные наклоны и препятствия и способен долго продолжать массаж, не покидая ровные поверхности тела.

Цветок в ожидании курса акций

Этот же коллектив получил первый приз 5 тыс. евро и в 2002 г. - за схожий по замыслу аппарат Tickle Salon, строящий трехмерный образ человека. Доброволец ложится на массажный стол, и робот-манипулятор с кисточкой обследует все тело, анализируя его рельеф, а процесс формирования трехмерной модели в реальном времени демонстрируется на экране монитора. Давление манипулятора очень нежное и напоминает скорее щекотку, нежели прикосновения массажиста.

Среди победителей других конкурсов стоит отметить Кена Ринальдо (США) с проектом Autopoiesis (accad. osu.edu/~rinaldo/) 2000 г. 15 роботов-манипуляторов синхронно изображают танцевальные па, реагируя на присутствие публики, и по эволюционным алгоритмам распространяют действия посетителей на своих коллег. А о победителе 2001 г. Скотте Дрейвсе и его проекте "Электрическая овца" (electricsheep.org), своеобразной онлайновой ферме, неоднократно рассказывалось во многих СМИ. Специальный хранитель экрана, подключенный к серверу, использует ресурсы простаивающих ПК для расчета "электрических овец" - фрактальных образований, автоматически рассылаемых после рождения (окончания очередного цикла моделирования) всем участникам. Наконец, в 2003 г. чемпионами были признаны сразу два проекта. Француженка Фрэнси Кадет - за инсталляцию Dog Lab 01 (www.cyber-doll.com): семь роботов-собачек демонстрировали работу генетических алгоритмов и на глазах зрителей, постепенно усложняясь, превращались в других животных. Процесс завершался возникновением кошкособак и "шизодогов", символизирующих порождения больного компьютерного разума. А некий англичанин Станза придумал виртуальный город The Central City (www.thecentralcity.co.uk) - изображения реального города от веб-камер перемешиваются с синтезированными образами и автоматически сгенерированными звуками.

Вот еще ряд интересных работ с различных конкурсов VIDA:

- Скотт Дрэйвс (США) создал визуально-музыкальный инструмент Bomb (draves.org/bomb/), удачно сочетающий технологии искусственной жизни по формированию образов и музыки с интерактивным взаимодействием с человеком, импровизирующим на клавиатуре ПК и вносящим в автоматически генерируемые образы нелинейные искажения;

- Пауль Браун (Австралия) ухитрился с помощью клеточных автоматов, которые применяются для создания красивой графики уже лет 30, построить настолько оригинальную систему Sandlines (www.paul-brown.com/GALLERY/TIMEBASE/SANDLINE/INDEX.HTM), что та заинтересовала не только искусствоведов, но и ученых;

- Пери Хоберман (США) и Роки Перес (Испания) развернули инсталляцию El Ball del Fanalet-Lightpools (www.iua.upf.es/%7Egvirtual/lghtpls/lghtpl_c.htm), представляющую собой прозрачный пол, под которым развивается виртуальный мир с искусственными рыбами. Когда посетители перемещаются по полу, ситуация в мире начинает меняться и "рыбы" пытаются вступить с людьми в общение, стараясь исполнить совместные танцы;

- японцы Христ Соммерер и Лаурент Мигноннеу придумали виртуальную среду Life Spacies II (www.mic.atr.co.jp/%7echrista/WORKS/index.html). Ее жители питаются сообщениями Интернета и "едят" э-письма, которые затем превращаются в генетический код, меняя структуру и поведение своих поглотителей;

- схожую идею реализовал и австралиец Джон МакКормак, задействовав в экосистеме Eden (www.csse.monash.edu.au/~jonmc/projects/eden.html) в качестве пищи движения посетителей. Чем больше людей приходит полюбоваться на систему и чем активнее они себя ведут, тем лучше она растет, а чем пассивнее наблюдатели, тем сильнее голодают несчастные компьютерные создания;

- японец Харуки Нисидзима в работе Remain in Light вывел на несколько экранов разноцветные спектры обрывков разговоров и передач, перехватываемых из окружающего нас эфира электромагнитных волн;

- тайванец Виктор Лиу изобрел программу - автоматический режиссер (проект Turn All Things, www.n-gon.com), которая анализирует случайно отыскиваемые в Сети видеофрагменты, монтирует схожие, по ее мнению, эпизоды, распознавая в них одинаковые элементы, и выпускает в итоге готовый фильм;

- испанцы Энди Дек, Фред Адам и Вероника Пералес ухитрились связать в проекте NOVUS.EXTINCTUS (www.artcontext.org/novus/) доменные имена с различными видами животных и визуализировать процесс регистрации доменов, содержащих или напоминающих названия животных. По мере регистрации происходит своеобразный эволюционный процесс, одни виды появляются и стремительно распространяются по Земле, другие со временем исчезают;

- некоторые авторы, пожалуй, перешагивали грань корректности, создавая композиции, несущие реальную угрозу посетителям. Так, Spatial Sounds (www.evdh.net/spatial_sounds.html) голландцев Мэрникса де Ниджса и Эдвина Ван дер Хейда представляла собой вращающийся механизм, который увеличивает скорость по мере роста числа наблюдающих за ним зрителей, издает при этом оглушительные звуки, может потерять "самоконтроль" и, как предупреждали создатели, способен в любой момент разлететься на части;

- немного грустный проект Avec Determination (www.gratin.org/as/) француза Энтони Шмитта демонстрировал развитие колонии виртуальных существ, поведение которой автоматически переводится в приятные звуки. Искусственные создания пытаются в процессе развития добиться каких-то собственных целей, найти партнера и источники пищи, однако посетители могли влиять на этот мирок, перетаскивая их, например, из одной точки мира в другую, и бедные существа, не понимая, что с ними происходит и почему они не могут достичь желаемой цели, в результате впадали в глубокое уныние;

- Эдуардо Кац (Бразилия) в проекте Genesis продемонстрировал выведенные им живые, генетически модифицированные бактерии, в ДНК которых закодированы фразы из Библии о создании живых существ.

Будем надеяться, что и российские художники рано или поздно поборются за награды VIDA. Так, на Первой московской международной биеннале (www.moscowbiennale.ru) представлено немало оригинальных работ, основанных на достижениях современных информационных технологий.

Версия для печати