ВЫСТАВКИ
В этом году крупнейшая в мире выставка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) CeBIT в немецком городе Ганновере, организатором которой выступает компания Deutsche Messe AG (www.cebit.de), после нескольких кризисных лет продемонстрировала признаки роста. Количество фирм-участниц по сравнению с прошлым годом выросло с 6109 до 6270. Правда, экспозиционные площади не увеличились, да и число посетителей было не столь велико, как в ее лучшие времена.
Я не был на этом форуме инфокоммуникаций с 2000 г., когда она достигла своего расцвета. Автомобильные пробки тогда при въезде на выставку растягивались на десятки километров, а многие павильоны были заполнены посетителями до предела. Сейчас все спокойнее: инфраструктура города стала более развитой, движение на дорогах вполне приемлемым, а выставочный центр более благоустроенным. Разместиться в городе теперь намного проще, добраться до выставки можно быстрее, а осмотреть экспозицию - легче.
С 2002/2003 гг. индустрия ИКТ начала преодолевать кризис и сейчас достаточно уверенно набирает обороты: на нынешний год прогнозируется прирост этого сектора мирового рынка на 6% (см. PC Week/RE, N/42, 2004, с. 8). Выставочный бизнес, конечно, отражает состояние отрасли, но происходит это не мгновенно, а с определенным отставанием по времени. За годы кризиса несколько изменился состав участников - меньше стало фирм из США и некоторых стран Западной Европы, но больше азиатских и восточноевропейских компаний.
Например, число американских предприятий за год сократилось с 224 до 209 (в 1998-м их было 409), а количество тайваньских фирм выросло с 700 до 777 (в 1998-м - 500)! Конечно, германское присутствие остается доминирующим, но местами уже создается впечатление, что ты находишься не в европейском павильоне, а на восточном рынке - сплошь компании с Тайваня, из Китая, Кореи, Гонконга и Индии. Так что, по сути дела, выставка все больше становится витриной производителей ИКТ из азиатских стран в центре объединенной Европы.
Российское участие формально выросло за год с 77 до 83 компаний. Но фактически присутствие отечественных предприятий на выставке было незаметно. До распада СССР сюда выезжали разработчики и производители техники, профильные внешнеторговые объединения страны Советов, после - стали играть заметную роль крупные операторы связи. Сейчас наши операторы осознали, что это не их выставка. На сей раз ведущее место принадлежало программистам.
Концепции крупных фирм
Сегодня на CeBIT мало что напоминает о недавнем кризисе: мировые лидеры инфокоммуникаций в большинстве своем снова представлены крупными стендами и показывают весь спектр своей продукции и услуг. Это в полной мере относится к таким компаниям, как Alcatel, Avaya, Cisco Systems, Huawei Technologies, Lucent Technologies, Nortel Networks, Siemens, и многим другим.
- Avaya, например, оборудовала один из самых больших и очень интересных в плане дизайна стендов, подававшийся под лозунгом панъевропейского аспекта деятельности фирмы. Это связано с присоединением к ней компании Tenovis GmbH & Co. KG, крупного европейского поставщика телекоммуникационных систем и сервисов масштаба предприятия.
На стенде Avaya в разделе Future Zone
демонстрировались достижения Avaya Labs
Приобретение Tenovis значительно увеличит размеры присутствия Avaya в Европе, а кроме того, станет значительным шагом в рамках ее планов по развитию бизнеса во всем мире. Ожидается, что в результате сделки доходы от международной деятельности Avaya достигнут 40% от общего объема выручки компании (по сравнению с текущим результатом в 25%). Доходы же, полученные в Европе, вырастут почти в три раза (с уровня около 12% до 25-27 % от объема мирового бизнеса компании). После того как компании полностью закончат процесс слияния, Tenovis добавит порядка 1 млрд. долл. к ежегодной прибыли Avaya.
"Наши сферы деятельности и стратегии взаимно дополняют друг друга, у нас есть общее понимание специфики потребностей корпоративных клиентов в области коммуникаций, - сказал Дейв Джонсон, президент Avaya в регионе ЕМЕА. - Уже сейчас чувствуется синергетический эффект от объединения компаний".
История Tenovis насчитывает более 100 лет. Она была основана в 1899 г. во Франкфурте как фирма по сдаче в аренду телефонных систем в Германии. В 1930-х годах компания получила название Telefonbau und Normalzeit, а позже была переименована в Telenorma. В 1987 г. перешла в собственность Robert Bosch GmbH и стала ее подразделением. В 2000 г. частное совместное предприятие Kohlberg Kravis Roberts & Co. выкупило компанию, и с тех пор она работала на рынке под названием Tenovis. С начала 90-х ее оборудование, в первую очередь УАТС Integral, активно поставляется в Россию.
На объединенном стенде Avaya/Tenovis демонстрировались совместные решения на основе Tenovis Integral 55LX, Avaya IP Office и других разработок. "Продукция Tenovis будет хорошо дополнять линейку нашего оборудования для предприятий малого и среднего бизнеса", - считает Дейв Джонсон. Был представлен полный спектр решений для корпоративной защищенной IP-телефонии и контакт-центров, анонсированы разработки в области интеграции мобильной связи и офисной телефонии, полученные в партнерстве с компанией Nokia.
Кроме того, в разделе Future Zone исследовательское подразделение Avaya Labs демонстрировало конвергентные решения на основе протокола SIP, возможности интеграции коммуникаций в бизнес-процессы и автоматической адаптации к неисправностям сети, интегрированные коммуникации с помощью голоса и видео IVVR (Integrated Voice and Video Response), а также решения Softphone. На демонстрации присутствовали разработчики фирмы.
- Другая крупная компания, Alcatel, представила экспозицию под девизом "Широкополосный мир, ориентированный на пользователя" (User-Centric Broadband). Этот лозунг отражает новую стратегию фирмы, основная идея которой состоит в том, чтобы освободить конечных пользователей от неудобств "коммуникационного хаоса" и предложить им новый портфель индивидуальных, интерактивных контекстно-ориентированных услуг.
"Широкополосный мир, ориентированный на
пользователя" - такова cтратегия Alcatel
Сюда относится, например, услуга "три в одном" (Triple Play), включающая в себя интерактивное телевидение, высокоскоростной доступ в Интернет и голосовую связь по единому широкополосному каналу, к которому подсоединяется пользовательский терминал. Один провайдер, единый счет, общий пароль, а также постоянное подключение к услугам в любом месте, в любое время, через любое устройство - это как раз то, о чем мечтает каждый пользователь.
Alcatel показала конвергентные решения для широкополосной связи, работающие в сетях разных типов. Посетителям продемонстрировали передачу контента через аналоговые модемы, сети мобильной связи, каналы DSL и Wi-Fi, локальные сети, кабельные модемы и системы спутниковой связи. Все эти потоки могут приниматься единым устройством доступа.
До сих пор многие услуги (фиксированная и мобильная телефония, факсимильная связь, электронная почта, текстовые сообщения и потоковое видео) были ориентированы на различные сети. Это значит, что они в первую очередь разрабатывались для сетей, за доступ к которым абонент платил деньги. В результате сложилась ситуация, когда каждый абонент одновременно является пользователем множества изолированных друг от друга сетей, предоставляющих ему не связанные между собой наборы услуг.
Значительную часть стенда занимали решения Alcatel в области управляемых коммуникационных услуг. Стремление к сокращению расходов, повышению качества и гибкости заставляет компании передавать свою телекоммуникационную инфраструктуру на аутсорсинг внешним подрядчикам. Малым и средним предприятиям особенно трудно поддерживать собственные комплексные сети. В будущем вместо эксплуатации и поддержки своих сетей такие предприятия смогут приобретать управляемые коммуникационные услуги у сетевых операторов.
В этом году Alcatel представила различные приложения, открывающие путь к новым интересным бизнес-моделям для сетевых операторов. Некоторые новые приложения повышают эффективность человеческого общения.
К их числу относятся, например, Instant Collaboration (мгновенная групповая работа) и Instant Messaging (мгновенный обмен сообщениями), которые поддерживают взаимодействие в режиме реального времени, а также MMIC (Multimedia Instant Conferencing - мгновенные мультимедийные конференции), IP-приложение для видеоконференций, предоставляющее каждому пользователю информацию о том, какие из абонентов в настоящий момент подключены к сети, а какие недоступны.
- Основная экспозиция департамента Siemens Communications была посвящена новым приложениям беспроводной и проводной связи. Популярный термин "конвергенция" относится и к объединению беспроводных и проводных систем связи. Серия продуктов HiPath WLAN обеспечивает непрерывную связь и мобильность. Новые точки доступа и контроллеры позволяют осуществлять быструю передачу между сотами. Решение WLAN telephone optiPoint WL2 - новый продукт в портфеле компании. Для сложных приложений в корпоративных сетях Siemens демонстрировала продукты на основе SIP.
Для сохранения инвестиций и снижения операционных расходов корпоративных клиентов Siemens разработала лизинговую модель на базе оборудования HiPath 8000. Приложения связи, предоставляемые через центральную платформу ("хостинг"), будут доступны как управляемая услуга. Основным преимуществом этой модели является то, что заказчики могут заключать договора на аренду отдельных приложений.
Для сетей связи лечебных заведений компания Siemens предложила новое решение в сфере здравоохранения HiPath HiMed. Данная технология позволяет улучшить медицинское обслуживание, предоставляя медицинскому персоналу доступ к информационной системе клиники через экран телевизора - прямо у кровати пациента. Пациенты могут получить информацию и воспользоваться такими коммуникационными средствами и функциями, как вызов медсестры, управление телефоном и освещением.
Технологическое решение по синхронизации сервиса E-Mail Push и PIM (диспетчер персональной информации), разработанное Siemens, является одним из инновационных приложений для мобильной корпоративной связи. Оно обеспечивает защищенный доступ к сетям интранет и Интернет для абонентов, находящихся в движении.
С помощью решения MobileCentrex@vantage - системы вертикального расширения для малых и средних предприятий - операторы сетей связи смогут интегрировать все мобильные телефоны компании в единую частную сеть в рамках своей мобильной сети общего пользования. Кроме того, это решение позволяет обеспечить органичный доступ из сети мобильной связи к функциональным возможностям действующих УАТС той или иной фирмы.
Благодаря новой платформе IP-DSLAM операторы сетей фиксированной связи смогут расширить полосу пропускания для передачи данных в своих сетях. Решение обеспечивает скорость 24 или 48 Гбит/с и базируется на технологии Ethernet. Сетевые операторы получают возможность предлагать услуги, которые требуют существенно более высокой полосы пропускания, такие, например, как объединение видео, передачи данных и голоса ("три в одном"). Этот продукт уже запущен в продажу.
- Nortel на выставке CeBIT’2005 показала решения и технологии, превращающие сетевую инфраструктуру в безопасные конвергированные сети. В нынешнем году особое внимание компания уделила концепции виртуального предприятия и продемонстрировала современные решения для групповой работы, в том числе сквозные (end-to-end) конвергентные системы для передачи голоса и данных.
Продукты Nortel для корпоративных и ведомственных сетей позволяют клиентам внедрять мультимедийные решения с поддержкой протокола SIP и современных услуг, включая услуги, учитывающие местоположение абонента, видеоконференции, групповую работу в Интернете, а также работу контакт-центров и мультимедийные приложения.
С помощью виртуального предприятия посетители выставки CeBIT, в том числе и не находившиеся на стенде, могли получить полезную информацию и стать свидетелями практической демонстрации корпоративных решений на базе сервера Nortel Multimedia Communications Server 5100 (MCS). Кроме того, они могли пообщаться с клиентами, имеющими успешный опыт внедрения решений Nortel и готовыми поделиться этим опытом в рамках пользовательских групп.
Операторам и сервис-провайдерам были продемонстрированы решения для опорных сетей MPLS нового поколения и фиксированного/мобильного широкополосного доступа. Они могли увидеть, как с помощью решений Nortel можно преобразовать инфраструктуру операторов беспроводных сетей в сеть для безопасной доставки широкополосных конвергентных мультимедийных услуг, включающих голос и данные.
- Компания Lucent Technologies продемонстрировала возможности сервисно-ориентированной интеллектуальной архитектуры телекоммуникационных сетей следующего поколения, о которой наше издание рассказывало в предыдущем номере (см. PC Week/RE, N9/2005, с. 24). На стенде были представлены разработки, полученные совместно с компаниями Juniper и Riverstone, а также результаты новейших исследований Bell Labs.
Lucent сделала упор на демонстрацию сервисно-ориентированной
интеллектуальной архитектуры сетей связи нового поколения
CeBIT смотрит в будущее
Вместе с тем надо иметь в виду, что CeBIT’2005 - это более шести тысяч предприятий, работающих на рынке ИКТ. Вклад ведущих отраслевых игроков очень значителен, но очередной ганноверский форум как раз и показал, что сегодня наряду с крупнейшими мировыми производителями телекоммуникационного оборудования существенное влияние на рынок продолжают оказывать компании средних и небольших размеров. Они гибко реагируют на запросы клиентов и способны предложить корпоративным пользователям и операторам связи современные технические решения, позволяющие оптимизировать и развивать существующие сети связи.
Одной из таких фирм является, например, хорошо известная в нашей стране RAD Data Communications, производитель широкого спектра оборудования доступа для передачи трафика данных и телефонии. Представленные ею на выставке шлюзы Vmux-400 и Vmux-2100 позволяют более эффективно использовать линии связи и существенно снижать расходы на эксплуатацию сети. По подсчетам компании, период окупаемости Vmux-2100 составляет от 40 дней до полугода. Возможно, именно предприятия такого масштаба с их практичными решениями определяют потенциал CeBIT и его будущее.
CeBIT по-прежнему остается важной площадкой для деловых контактов, ежегодно собирающей десятки официальных делегаций администраций связи, сотни руководителей ведущих компаний, тысячи журналистов. Но ее значение для отрасли, похоже, снижается. Отчетливо прослеживается тенденция "консьюмеризации" выставки: это, конечно, привлекает множество рядовых потребителей ИКТ-продуктов, но настораживает и частично отторгает крупный менеджмент компаний.
Надо признать, что на нынешнем форуме не было представлено никаких прорывных технологий, не произошло там и громких мировых сенсаций. Были достаточно хорошо видны прогресс отрасли и состояние рынка инфокоммуникаций. Правда, прошедший месяцем раньше конгресс 3GSM в Каннах "увел" от CeBIT первые презентации нескольких десятков новых разработок в области сотовой связи, но в сфере корпоративных коммуникаций этот форум сохранил свое влияние, и премьеры новых решений по интеграции мобильной связи и офисной телефонии от Avaya, Nokia, Alcatel, Siemens и ряда других компаний прошли именно в Ганновере.
Выставка показала специалистам множество других полезных решений, подчеркнула появление новых направлений техники, программных приложений и сервисов. В этом плане ее собирательный эффект для экспертов весьма значителен и не имеет себе равных в мировой индустрии инфокоммуникаций.