ВЫСТАВКИ
В Москве прошли второй международный форум и выставка "Связь и безопасность на море и реке - 2005". Проведение этих мероприятий совпало с периодом, когда в ходе очередной реорганизации создано федеральное агентство "Росморречфлот" с отделом связи, навигации и научной деятельности. Одна из целей, поставленных перед отделом, - подтягивание уровня развития систем связи речников к тому, которым располагают моряки. У последних в силу специфики работы на международных рынках коммуникации развиты значительно лучше и отвечают международным стандартам.
Подхлестывает речников и то, что в 2007 г. часть российских внутренних речных путей, проходящих по территории Европы, будет открыта для прохода иностранных судов, для чего, в частности, надо перевести УКВ-радиосвязь на частоты диапазона 330 МГц. Проведенные расчеты показывают, что это обойдется более чем в 80 млн. долл. Потребуется освобождение указанных частот в населенных пунктах, расположенных по берегам судоходных рек, где данные частоты используются государственными структурами или коммерческими операторами (дополнительны расходы еще никто не подсчитывал) Но уже в Азово-Донском бассейне, где участок Азовское море - Каспийское море открывается для иностранцев как раз в 2007 г., сегодня начинается строительство внутрибассейновой технологической линии связи. На ее основе планируется создание региональной системы управления безопасностью судоходства на площади всего бассейна.
Естественно, что проводимая реорганизация управления речным и морским флотом привела к резкому сокращению финансирования всей системы электросвязи речников. Так, с некоторыми шлюзами Беломорско-Балтийского канала в настоящее время отсутствует телефонная связь - нет денег на восстановление вышедшего из строя оборудования и прокладку кабельных линий связи. Поэтому упор делается на поиск дешевых и нестандартных решений, что хорошо показала выставка "Связь и безопасность на море и реке - 2005".
Новинок, созданных специально для флота и его береговой инфраструктуры, на ней было не много. К ним можно отнести только аварийные радиобуи и радиолокационные ответчики, представленные петербургской компанией "Илара" (www. река.ru). Калининградский научно-технический учебный тренажерный центр (НТУТЦ, www.ntutc.ru) показал MARSIM-C - тренажер глобальной морской системы связи при бедствии. Он формирует навыки эксплуатации радиооборудования ГМССБ (Глобальная морская система безопасности) для выполнения процедур связи согласно главе 9 Регламента радиосвязи и может быть использован для подготовки специалистов, получающих общие дипломы операторов ГМССБ и операторов ограниченного района ГМССБ.
Одна из основных бед речников - слабое взаимодействие в области связи и безопасности плавания между отдельными речными бассейнами. Как основной выход из этого положения рассматривается реализация технических проектов реконструкции на основе использования ВОЛС "ТрансТелеКома", а значит, переход на цифровые стандарты. Это претворяется в жизнь в рамках утвержденной правительством РФ "Концепции развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта до 2010 г.". Системным интегратором реализации концепции выступает ЗАО "Инител". К представленным на прошлогодней выставке (см. PC Week/RE, N 9/2004, с. 22) сегментам этой системы за год добавилось несколько участков. Самое главное - ее наземная часть дошла до Находки и Владивостока. Количество станций, работающих через спутники, увеличилось в два раза - с пяти до десяти. Среди них появились также морские порты Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Ванино.
Для экономии средств при прокладке подводных кабелей в акваториях портов ООО "Мостком" из Рязани (www.mostcom.ru) впервые предлагает широко используемые в крупных городах атмосферные оптические линии связи типа МОСТ четырех моделей. Скорость передачи данных составляет в зависимости от модели 10 или 100 Мбит/с. Цена колеблется от $3500 до $5200.
Таким образом, выставка "Связь и безопасность на море и реке - 2005" показала, что в ближайшие годы основное внимание будет уделяться развитию связи именно на реках России.