Эффективно торговать с государством поможет единая система электронной торговли

Сегодня уже, пожалуй, никого не надо убеждать в актуальности электронной торговли, в частности, в B2B-секторе. С каждым годом увеличивается число электронных торговых площадок, оттачивается их специализация, расширяется спектр предоставляемых услуг и функционал систем, которые обеспечивают их работу.

Одним из видов систем электронной торговли являются, как известно, ИС, предназначенные для автоматизации государственных закупок. Их активное развитие в последние три-четыре года не в последнюю очередь определяется тем, что задача по их созданию включена (как одна из основных) в Федеральную целевую программу "Электронная Россия" (ФЦП ЭР); в этом направлении Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) проводилась значительная организационная и разъяснительная работа. Среди компаний, действующих в области систем электронных закупок для государственных нужд (СЭЗГН), можно назвать фирмы "Криста", eTradeCommunity, BSS и ряд других.

Здесь уместно будет привести несколько цифр, характеризующих рост бюджетных закупок (т. е. закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд) в нашей стране. По данным МЭРТ, объем этих закупок вырос со 145,9 млрд. руб. в 1999 г. до 615,4 млрд. руб. в 2003-м. За тот же период количество конкурсов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд увеличились с 22 тыс. до 67,6 тыс.

Большая часть госзакупок проводится по конкурсу. Темпы роста конкурсных закупок и их эффективности приведены в таблице:

В 2002-2004 гг. в рамках ФЦП "Электронная Россия" и по самостоятельным проектам автоматизация закупок для государственных нужд начала развиваться более чем в 20 субъектах РФ. Однако обнаружилось, что на деле степень реализации этих проектов оказалась значительно ниже ожидаемой и применение ИС здесь пока не привело (в целом) к росту эффективности конкурсов (как видно из таблицы, темпы роста эффективности, напротив, снижаются).

У данного явления есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что проекты внедрения региональных СЭЗГН при нехватке на местах специалистов необходимой квалификации - юристов, ИT-сотрудников и специалистов по госзакупкам (из-за низких окладов бюджетных служащих) - попадают в зависимость от собственных коммерческих интересов внедряющих компаний и не приносят ожидаемой эффективности.

"Однако наиболее существенной, на наш взгляд, причиной снижения эффективности конкурсных госзакупок (в том числе и с помощью ИС) являются концептуальные ошибки в подходах к решению данной проблемы, - считает директор компании eTradeCommunity Михаил Бородовский. - И главная состоит в том, что системы электронных закупок для государства и системы электронной торговли для бизнеса развиваются обособленно.

Большинство национальных проектов прошлых лет по созданию актуальных информационно-маркетинговых ресурсов (электронных) о спросе и предложении реального рынка потерпели неудачу. Причина во всех случаях была одна: независимым субъектам рынка (и производителям, и поставщикам, и потребителям) экономически неинтересно (невыгодно) давать информацию о своих товарных и производственных возможностях и потребностях, а тем более постоянно поддерживать эти данные в актуальном состоянии на бесчисленном множестве разнотипных "электронных досок объявлений".

Выгоды ЕЭТС для государства

- эффективность госзакупок;

- эффективность планирования;

- прозрачность процедур и итогов;

- экономическое влияние на рынок;

- снижение нарушений при закупках.

Выгоды ЕЭТС для рынка

- увеличение товарооборота;

- увеличение отдачи оборотных средств;

- снижение рисков по поставкам и платежам;

- уменьшение теневого оборота;

- развитие малого бизнеса.

Общий эффект

- увеличение поступлений в бюджет;

- повышение эффективности социальных программ;

- рост занятости населения;

- рост инвестиционной привлекательности;

- усиление социальной стабильности;

- развитие производственной кооперации;

- снижение темпов роста цен;

- демонополизация сегментов рынка;

- снижение коррупции;

- увеличение темпов экономического роста.

Поставщику товара экономически интересно постоянно публично вести данные о своих актуальных предложениях лишь тогда, когда они концентрируются в едином информационном ресурсе, а его участники (производители и поставщики) точно знают, что этот ресурс постоянно используется крупным оптовым покупателем для подготовки и проведения закупок в своих интересах*1. Эта рыночная логика подтверждается сегодня, когда в деловое электронное пространство выходит государство как крупнейший потребитель товаров, работ и услуг.

_____

*1 Здесь, кстати, эта проблема тесно смыкается с проблемой создания классификации товаров и единого национального товарного каталога, включающего сведения о продукции и ее производителе; о ней мы писали в PC Weeek/RE, N 40/2004, с. 34. Для этого, однако, необходимо еще немало сделать: разработать стандарты описания, согласовать эти стандарты с международными и т. д.

Однако в настоящее время экономическое пространство региона и страны, в котором свою закупочную деятельность осуществляет и государство, и бизнес, в существующих решениях для электронной торговли, а точнее в практике применения таких решений, остается разъединенным".

Каков же выход из сложившейся ситуации? Специалисты считают единственно верным решением в данном случае объединение этих информационных (и операционных) пространств. На практике это может выглядеть как создание единой межотраслевой территориальной (региональной) электронной торговой системы (ЕЭТС), имеющей общие информационные ресурсы и для государственных, и для коммерческих закупок.

Синхронизация значений общесистемных данных в ЕЭТС и возможности ее участников

"Это позволит избежать несовместимости данных и затрат времени и средств на стыковочные доработки, - полагает г-н Бородовский. - И в первую очередь создание подобного единого решения важно для обеспечения государственных интересов: оно даст возможность экономически привлечь к ЕЭТС (хотя бы для начала в масштабах региона) независимых производителей и поставщиков. Их интерес основывается на том, что государственный заказчик "видит и учитывает" предложения потенциальных поставщиков в процессе подготовки и проведения закупок для государственных нужд. Поставщик ожидает, что в любое время может поступить запрос котировок или приглашение на конкурс, или заказ на прямую закупку. Следовательно, поставщик понимает, в чем выгода его работы в ЕЭТС и зачем он должен поддерживать свои предложения и прайс-листы на ее площадке в актуальном состоянии.

Михаил Бородовский

ЕЭТС по мере накопления информации о предложениях рынка станет для государственных заказчиков основным источником достоверных и оперативных данных о ценах (а следовательно, поможет предотвратить разного рода сговоры и другие коррупционные проявления) и позволит более точно планировать объемы средств, выделяемых на закупки, а в ряде случаев и оказывать влияние на процессы ценообразования.

Далее, при развертывании следующей части единого решения создается межотраслевая электронная торговая площадка, которая предоставляет возможности по использованию информации о предложении рынка не только государственным заказчикам, но и независимым потребителям, которые начинают подыскивать на площадке нужный им товар, выбирать поставщиков и выставлять в электронном виде свои заявки на закупку. Вследствие этого формируется информационный ресурс о текущем спросе и обеспечивается создание необходимых условий для развития полнофункциональной электронной торговли".

В дальнейшем на базе актуальных массивов данных ЕЭТС можно будет начать предоставление комплекса информационных услуг и тем самым обеспечить коммерческую основу деятельности самой системы (площадки), что важно для ее успешного развития.

Сегодня первый проект по созданию такой региональной ЕЭТС развивается в Тюменской области на основе ИС, разработанной компанией eTradeCommunity. Из ее параметров, важных для рационального использования, необходимо указать следующие: применение двух уровней администрирования (главный и по отраслевой принадлежности); неограниченное количество рабочих мест пользователей, использование тонкого клиента; протоколирование работы пользователей; возможность обмена данными с другими системами в стандарте XML и автоматизированного ввода больших объемов данных по прайс-листам, заявкам, предложениям и системным справочникам.

Думается, что благодаря такому подходу не только выиграют государство, которое сможет избежать лишних расходов, и рынок, но и станет близкой реальностью создание национального товарного каталога и возможность выхода в международное электронное пространство.