СЕМИНАРЫ
Производители наукоемких изделий постоянно испытывают давление рынка. С одной стороны, им нужно как можно быстрее выпускать новые продукты, а с другой - повышать их качество, безопасность и надежность и к тому же удовлетворять требования регулирующих органов. Это - сложная задача, которую невозможно решить без применения новейших информационных технологий.
Одной из таких наукоемких отраслей является самолетостроение. Чтобы ознакомить представителей отечественных аэрокосмических предприятий со своим подходом к решению этих проблем, компания MSC.Software, которая специализируется в области инженерного анализа (Computer-Aided Engineering, CAE), провела научно-технический семинар, в котором приняли участие 211 специалистов ведущих авиационных предприятий России и стран СНГ, сотрудники технических вузов, а также российских отделений компаний Boeing, Airbus, SNECMA и Pratt&Whitney.
Альфред Пфафф, вице-президент MSC.Software и руководитель отдела по стратегическому развитию, рассказал о методике виртуальной разработки и сопровождения изделий (Virtual Product Development, VPD) и ее применении. "Эта технология позволяет выполнять проектирование, сборку, тестирование и оптимизацию изделий задолго до создания первого опытного образца, - объяснил г-н Пфафф. - С ее помощью еще на этапе разработки можно провести самые разнообразные испытания - на прочность, вибрацию, маневренность, долговечность, устойчивость к перепадам температуры, смоделировать поведение в аварийных ситуациях и т. д., чтобы учесть все результаты в проекте и тем самым ускорить выпуск изделий на рынок и сократить риски". Он сообщил, что лидеры зарубежного авиапрома активно применяют технологию VPD и привел в качестве примера корпорацию Boeing. "Боинг 777" стал первым самолетом, полностью созданным с помощью цифровых технологий. Это позволило сократить время разработки с 60 до 12 мес. и снизить затраты с 6-7 млрд. до 1 млрд. долл., - сообщил г-н Пфафф. - Но теперь при проектировании новой модели 7E7 Dreamline корпорация поднимает планку еще выше с точки зрения и времени, и затрат".
Перспективная отрасль |
Спрос на воздушные перевозки быстро растет. По прогнозу корпорации Airbus, до 2023 г. пассажирский трафик ежегодно будет увеличиваться на 5,4%, а грузовой - на 5,9%. В результате за этот период в состав мирового воздушного флота войдет свыше 17 тыс. новых пассажирских и грузовых самолетов (более 800 в год) общей стоимостью около 1,9 трлн. долл. Очевидно, что для их проектирования понадобятся САПР, в том числе и системы для инженерных расчетов. |
Для реализации VPD компания MSC.Software предлагает широкий ассортимент продуктов, включающий порядка 150 собственных CAE-модулей и более 100 разработок партнеров. Очевидно, что пользователям нелегко разобраться в таком многообразии, да и суммарная стоимость лицензий может оказаться непосильной. Чтобы облегчить им выбор и помочь оптимизировать расходы, MSC.Software недавно интегрировала свои системы в три пакета: - SimOffice - автономное решение для инженеров и расчетчиков, которое включает все основные решатели MSC - Nastran, Patran, Dytran, Adams, Sofy, Easy5 и др. Все они работают под управлением жетонной системы лицензирования MSC.MasterKey, избавляющей пользователей от необходимости покупать отдельную лицензию на каждый продукт. Вместо этого они приобретают набор программных жетонов, позволяющих запускать любой модуль SimOffice. Система MSC.MasterKey проверяет наличие требуемого количества неиспользованных жетонов и либо сразу запускает задание, либо ставит его в очередь (если все жетоны заняты). После завершения задания жетоны возвращаются в общий пул. По оценке MSC, в тех случаях, когда пользователи работают с несколькими CAE-программами, гораздо выгоднее покупать жетоны, чем отдельные лицензии; - SimDesigner for CATIA V5 - решение, встроенное в систему автоматизации конструирования CATIA V5 компании Dassault Systemes, с помощью которого конструкторы могут проводить базовые расчеты; - SimManager - специальная среда для коллективной работы над проектом и связи между командами инженеров, включающая БД для накопления знаний и управления данными. Она позволяет планировать и проводить испытания, отслеживать и хранить их результаты, коллективно использовать данные и регистрировать решения, принимаемые в ходе проектирования.
Эти универсальные пакеты предназначены для любых промышленных отраслей. Но у MSC.Software есть и специализированные решения. Сотрудник компании Джоэл Толлефсон рассказал о двух предложениях для аэрокосмических предприятий. Система Functional Digital Aircraft представляет собой комплект готовых шаблонов для моделирования отдельных частей самолета - двигателя, шасси, механизмов управления и т. д. Пользователи могут настраивать их с помощью параметров, строить из них более сложные модели, вплоть до целых летательных аппаратов, и проводить самые разнообразные испытания, например на маневренность. А для анализа и оптимизации летательных аппаратов с учетом эффектов аэроупругости предназначена система FlightLoads and Dynamics.
По словам Толлефсона, Boeing планирует применить эти и другие решения MSC.Software для проектирования 7E7 Dreamline. Корпорация хочет построить виртуальный самолет и полностью его обследовать перед созданием физического прототипа, чтобы сократить время выпуска на рынок и снизить затраты на разработку и испытания.
В нашей стране многие ведущие аэрокосмические предприятия применяют технологии MSC.Software. В их числе "ОКБ Сухого", НПЦ им. М.В. Хруничева, Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, ОКБ им. А.С. Яковлева, "РКК "Энергия" им. С.П. Королева" и др. Впрочем, продукты MSC не случайно так популярны в авиапроме. Эта отрасль изначально занимает ведущее место среди потребителей программного обеспечения MSC.Software. Ведь компания выросла из этой отрасли: в далеком 1965-м она приняла участие в проекте NASA по созданию унифицированной системы структурного анализа Nastran (NASA Structural Analysis Program), а в 1971-м анонсировала собственную версию пакета MSC.Nastran, который до сих пор является ее флагманским продуктом.