СТРАТЕГИИ
Идея использования средств вычислительной техники в задачах государственного управления не нова. Еще в 1960-х годах В. М. Глушков предложил правительству СССР создать Общегосударственную автоматизированную систему управления экономикой страны (ОГАС), для чего, по его оценкам, требовалось как минимум 15-20 лет и 20 млрд. тогдашних рублей, однако выигрыш стоил того: ОГАС давала реальный шанс построить самую эффективную экономику в мире. Несмотря на принципиальное согласие председателя Совмина СССР А. Н. Косыгина, этот проект по ряду причин нетехнического характера реализован не был.
Сегодня задача разработки подобной системы стоит не менее остро, но в техническом плане она стала значительно проще: не нужно создавать с нуля мощные компьютеры, не требуется изобретать методы передачи данных на большие расстояния, весьма широкое распространение на предприятиях получили ERP-системы, являющиеся по сути "ОГАС в миниатюре" и на практике доказавшие свою эффективность. На таком фоне вполне закономерным выглядит интерес, проявленный представителями органов государственной власти всех уровней, а также ИТ-специалистами, к третьей ежегодной конференции "Государство в XXI веке", организованной ООО "Майкрософт Рус" (www.microsoft.com/rus) при поддержке компаний Hewlett-Packard (www.hp.com) и КРОК (www.croc.ru).
По мнению президента Microsoft в России Ольги Дергуновой, одна из важнейших задач государства - принятие мер, способствующих распространению ИКТ в стране, тем более что на сегодняшний день в рейтинге "электронной готовности" Россия находится на 58-м месте из шестидесяти. По данным прошлогоднего исследования Economist Intelligence Unit "Реализация преимуществ ИКТ и экономический рост в Европе", наиболее важными инициативами в этом направлении являются инвестиции в предоставление государством онлайновых услуг (44%), доступность качественного школьного ИТ-образования (43%) и государственные схемы доступности ПК и Интернета (41%). Несколько меньшая значимость придается другим факторам - таким, как доступность широкополосных сетей, конкуренция в ИТ-секторе, общие технологические стандарты, законы о правах потребителей. Microsoft со своей стороны участвует в ряде инициатив, направленных на решение этих задач.
Весьма остро для России стоит проблема "цифрового неравенства". Важнейшая роль в ее решении отводится улучшению ИТ-образования. С 2004 г. корпорация сотрудничает с Министерством образования и науки РФ по программе "Партнерство в образовании", планируя инвестировать в нее 4 млн. долл. в течение четырех лет, а также предоставляя скидки на свое ПО. Большую роль играют специальные курсы обучения для студентов и учителей: "Основы компьютерной грамотности", "Основы компьютерных сетей", "Введение в разработку приложений" и т. п. Более 100 тыс. педагогов уже окончили их, в течение трех лет планируется обучить еще 300 тыс.
Далеко не во всех школах и даже вузах решена проблема с оснащением средствами вычислительной техники. Для ее решения разработана программа "Вторая жизнь компьютера", в соответствии с которой государственные и коммерческие организации бесплатно передают школам бывшие в употреблении ПК. Со своей стороны Microsoft предоставляет для таких компьютеров бесплатные лицензии на свое ПО. С марта 2004 г. по этой программе ПК получили уже 800 школ, всего было передано 9000 компьютеров.
Для повышения эффективности работы государственных организаций имеется несколько точек, к которым можно приложить усилия. Одна из них - внесение организационных изменений. ИКТ открыли принципиальную возможность предоставления услуг по принципу "одного окна", а также делегирования полномочий по оказанию услуг на региональный и местный уровни с сохранением централизованного контроля. Например, в Татарстане компанией "Компьюлинк" внедрена информационная система управления жилищно-коммунальным хозяйством, благодаря которой была произведена интеграция информационных ресурсов для поддержки принятия решений, обеспечена прозрачность и управляемость целевого расходования финансовых ресурсов в ЖКХ и создан информационный портал, позволяющий гражданам знакомиться с личными счетами и данными по платежам.
Второй путь - улучшение процесса закупок для государственных нужд. Грамотное применение ИКТ позволяет легко консолидировать заказы и совместно с поставщиками работать над улучшением качества закупаемых продуктов и услуг и уменьшенением их стоимости. Так, в Новосибирской области с 2002 г. благодаря улучшению управления закупками удалось добиться среднего снижения цен на 9,7% (причем на медицинское оборудование - на 29,9%, а на товары народного потребления - на 24,8%), в Татарстане - на 19%.
Другой путь увеличения эффективности государственных структур - изменение административных процессов и регламентов с одновременной заменой традиционной "бумажной" технологии прохождения документов на "электронную", что является одним из ключевых факторов создания "электронного правительства". Например, в США подобный переход позволил в четыре раза снизить затраты на обработку деклараций о доходах или на продление водительского удостоверения. Microsoft активно участвует в реализации ФЦП "Электронная Россия", в том числе в разработке архитектуры "электронного правительства".
Очень важным аспектом применения ИКТ в государственной сфере можно назвать обеспечение безопасности. Microsoft сотрудничает с соответствующими структурами в плане анализа исходных кодов своих основных продуктов (Windows 2000/XP/2003, Office 2003), их сертификации и организации производства сертифицированных версий на территории России. Уже организовано производство сертифицированных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю версий Windows XP и SQL Server 2000.
Выгоды от применения современных ИКТ в сфере государственного управления несомненны, и г-жа Дергунова, с оптимизмом глядя на перспективы решения стоящих в этой области задач, выразила надежду на дальнейшее углубление сотрудничества корпорации Microsoft с государством.