ИНТЕРВЬЮ

Как говорится, или мир тесен, или прослойка людей в нашей области тонкая. Когда Владимир Гитман, председатель совета директоров интеграторской фирмы CorSy, познакомил меня с ее генеральным директором Станиславом Александровичем Рамишвили, мы быстро обнаружили много общих хороших знакомых по Минздраву СССР, НИИАА и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Очень часто люди почти всю жизнь удивительно ходят по одним и тем же тропинкам, не пересекаясь друг с другом. Но вот вдруг судьба дарит вам радость знакомства с еще одним интересным человеком.

Станислав Рамишвили

PC Week: Как вы пришли к идее создания фирмы?

Станислав Рамишвили: Так сложилось, что всю свою жизнь я занимался автоматизацией медицины. Защитил кандидатскую диссертацию в МВТУ, был главным конструктором в НИИАА по заказам Главного военно-медицинского управления и Минздрава. А когда началась перестройка, я перешел в "Аквариус".

Еще в "Аквариусе" у нас были проекты по внутренней автоматизации; тогда же в компании началась сборка кассовых аппаратов, и мы стали задумываться, что можно сделать для клиентов, покупающих кассы. На базе системы "1С" начали выпускать решения для магазинов. Сделали решение для мини-супермаркетов. Они до сих пор работают на кассах "Аквариуса". Фирма росла, и, наконец, образовался "Аквариус-Консалтинг", где я был руководителем департамента информационных технологий. Мы тогда долго выбирали платформу и остановились на системе Axapta, которая только-только вышла на рынок. В то время ее продвигала компания Columbus, и мы с Олегом Паленовым ездили на совет директоров группы компаний, доказывали перспективность Axapta. Первый контракт мы подписали в 2000-м году с торговой сетью "Дельта-Спорт", насчитывающей более пятидесяти магазинов. Практически сразу стало понятно, что это самостоятельный бизнес, и в 2002-м мы выделились в отдельную юридически независимую фирму CorSy, специализирующуюся на решениях Microsoft Business Solutions, хотя у нас есть и решения для торговли в области оборудования.

PC Week: Ваша компания уже три года на рынке. Как вы развивались - росли по численности сотрудников, по обороту?

С. Р.: По численности и обороту мы планировали больший рост, но практически весь последний год у нас ушел на развитие технологии. Например, в проекте для "Интерспорта" мы сделали им работу с партнерской сетью через корпоративный портал. А в проекте для "ТопСервиса" одними из первых внедрили только что появившийся в Axapta модуль прогнозирования спроса на основе статистики продаж. Таким образом, по обороту мы выросли в полтора раза. Три года назад планировали больший рост, но сосредоточились на качестве.

PC Week: Сейчас часто приходится слышать от больших компаний, что на рынке интеграции выживут только они, а мелким и средним придется уйти с рынка. Насколько это верно?

С. Р.: У нас было несколько предложений о поглощении, и мы когда-нибудь об этом, возможно, и подумаем, но пока чувствуем себя достаточно уверенно. Наши козыри - выполненные проекты и довольные клиенты. И эти козыри позволяют нам успешно противостоять большим компаниям.

PC Week: Что вам мешает работать на рынке?

С. Р.: В первую очередь плохая подготовленность потенциального клиента к такому серьезному проекту, как создание корпоративной информационной системы. Часто у клиента представления о том, какой должна быть новая система, напоминает что-то из области фантастики. От новой системы он хочет сразу всего: самой широкой функциональности, очень низкой стоимости приобретения и владения, высокой производительности и простоты использования, быстрого и легкого внедрения, минимальных усилий по освоению системы всеми сотрудниками.

Выбор платформы осуществляется среди всех известных систем автоматизации предприятий. Устраиваются тендеры с участием в них всех, начиная от "1С" и кончая SAP. Мы недавно не стали участвовать в таком тендере.

Все зависит от задач, которые стоят перед компаниями. Если они хотят управлять бизнесом так, чтобы он был прозрачен, и имеют дело с серьезными инвесторами, которые боятся потерять свои деньги и желают видеть, как они используются, то тут нужна система достаточно жесткая, затрудняющая воровство.

PC Week: Хотелось бы понять тенденции рынка этого года в области торговых систем. Как он себя ведет?

С. Р.: По нашим ощущениям, рынок растет. Все больше предприятий переходит с системы учета на системы управления. Но с осени мы почувствовали, что задачи внедрения таких систем торговые компании все чаще пытаются решать собственными силами - путем набора персонала, создания внутренних ИТ-подразделений. Поэтому для партнерской сети увеличение потребности в автоматизации часто не ведет к увеличению клиентской базы. Нужно сказать, что Microsoft обеспечила несложные условия для вхождения в ее партнерскую сеть, и потому возникла жесткая борьба за клиента между многочисленными партнерами корпорации.

PC Week: Насколько велик выигрыш от внедрения систем собственными силами?

С. Р.: Я вижу, что в итоге они проигрывают, но чтобы понять это, им нужно набить шишки на данном пути. Специалисты сейчас стоят дорого, зарплата команды внедренцев обойдется недешево, плюс накладные расходы. А через полгода, когда нужно будет показывать результаты, они могут написать заявления и уволиться, что мы во многих таких проектах и наблюдаем. Работая же как внешняя команда, мы не можем так поступить, нам просто придется закрыть свой бизнес. Я считаю, что вести проект своими силами - это все равно, что самому делать дома ремонт: у него никогда не будет конца. Требования в ходе выполнения проекта все время будут меняться, пойдет бесконечная переделка, а у руководителей будет постоянное ощущение, что ИТ-подразделение даром ест свой хлеб. Через какое-то время начинаются разборки, и команда внедренцев уходит, благо спрос на них большой. Приходит новая команда, и все повторяется. В одной фирме мы наблюдаем работу уже третьей такой команды.

PC Week: Я постоянно слышу, что в Москве свободных кадров нет. Интересно, как вы решаете эту проблему?

С. Р.: Мы принципиально не занимаемся переманиваем кадров, а готовим своих. У нас, конечно, людей сманивают, но мы методично занимаемся подготовкой резерва из молодых специалистов. Я сам преподаю в МГТУ им. Н.Э. Баумана, и у нас постоянно стажируются люди и на консультантов, и на разработчиков. Когда ребята работают в нашей компании, они приобретают не только знания системы Axapta. Главное то, что они приобретают опыт работы на проектах внедрения. При реализации проекта всегда очень велико влияние человеческого фактора, много взаимодействия с пользователями, поэтому знание Axapta - только необходимое, но совсем не достаточное условие успешного выполнения проекта. Мало просто владеть инструментом, еще нужен опыт проектной работы, и лучше всего, если это опыт работы на успешных проектах, как у нас. Я даже думаю: раз столь высок спрос на таких специалистов, может быть, нам стоит открыть учебный центр и зарабатывать на этом деньги?

PC Week: Как вам видится будущее системы Axapta?

С. Р.: Мы информацию об этой системе получаем от Microsoft, поэтому она у нас та же, что и у вас. Летом прошлого года корпорация изменила партнерскую программу: если раньше бизнес по корпоративным системам велся ее московским представительством, то теперь все операции переведены в Ирландию - это сильно усложнило нашу работу, поскольку сам процесс перевода был весьма болезненным. Технические вопросы, такие, как выписка счетов, конфигурирование лицензий, вопросы, связанные с локализацией, в Ирландии решаются гораздо труднее. Что касается самого продукта, то сейчас мы ждем выхода четвертой версии. Сама Axapta на сегодня достаточно конкурентоспособный продукт, и в данном классе систем я считаю ее безусловным лидером, хотя SAP тоже начала проявлять активность в этом сегменте рынка.

PC Week: Но все равно же вам при внедрении приходится дописывать какие-то вещи...

С. Р.: Естественно. Причем здесь беда часто заключается в менталитете заказчика. На каждом проекте нам говорят одно и то же: если вы так не сделаете, то мы потеряем конкурентоспособность, клиенты разбегутся. Мы делаем. А через некоторое время промышленной эксплуатации заказчик начинает осознавать те неудобства, о которых мы его предупреждали, и постепенно начинает возвращаться к базовой функциональности. Некоторые вещи мы предлагаем для расширения стандартной функциональности. В частности, мы разработали add-on решение "Комиссионная торговля", которого нет ни в Navision, ни в Axapta. Оно вошло в международный каталог, и сейчас к нему большой интерес у клиентов.

PC Week: Какая маркетинговая активность дает вам наилучший результат?

С. Р.: Мы дважды в год проводим собственный семинар, и это дает нам гораздо большую отдачу, чем участие в выставках.

PC Week: Вы работаете только в Москве?

С. Р.: В основном в Москве, хотя у нас есть и международные проекты (Киев, Белград), есть заказчики в Питере, Туле, Подмосковье.

PC Week: Что вам мешает работать? Есть ли пожелания к власти?

С. Р.: Я уже достаточно на свете пожил, причем в разных социальных формациях, а потому понимаю: сетовать на то, что власть чего-то не делает, - бесполезное занятие. В любой момент времени действуют какие-то правила игры: сегодня играем в футбол, а завтра в регби. Нужно просто понимать, что творится вокруг, и, исходя из этого строить свою стратегию и тактику. Ведь IT-бизнес - это тоже увлекательная игра, и CorSy классная команда.

PC Week: Спасибо за беседу.