КРУГЛЫЙ СТОЛ

 На протяжении последних лет отечественный рынок САПР для машиностроения бурно рос, но сейчас постепенно сбавляет темп. Однако это не означает прекращения подъема. Напротив, данный сегмент растет быстрее всего рынка ПО. Просто в области САПР уже перестает ощущаться влияние отложенного спроса, накопившегося во время застоя 90-х годов, и рынок вступает в более зрелую, стабильную фазу развития. Чем характеризуется этот этап? Что нового произошло в индустрии САПР за последний год? Какие тенденции сейчас выходят на первый план? Что тормозит развитие? Разобраться в этих вопросах редакции PC Week/RE помогли представители ведущих компаний, которые в беседе за круглым столом обсудили темы бизнеса, конкуренции, пиратства, состояния нашей промышленности и другие насущные проблемы.

 

Рынок растёт, конкуренция тоже

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что с точки зрения бизнеса минувший год был удачным, однако несколько разошлись в оценке рыночного роста. "С экономикой все более-менее в порядке, поэтому и у компаний, которые обслуживают промышленное производство, дела идут неплохо, - высказал общее мнение Евгений Бахин, директор по стратегическому развитию фирмы АСКОН. - У нас за прошлый год объем продаж увеличился на 42% и достиг 7,25 млн. долл.". Что касается всего отечественного рынка САПР, то оценить его сложно, так как остальные игроки не сообщают своих финансовых показателей. Но можно выполнить примерный расчет. "Так, мы в АСКОНе предполагаем, что в 2004-м объем рынка вырос примерно на 35-50% и составил порядка 70-85 млн. долл. (включая ПО и услуги)", - сказал г-н Бахин.

Анастасия Морозова, РПК

С такой оценкой согласна Анастасия Морозова, руководитель департамента маркетинга Русской промышленной компании (РПК), внедряющей решения Autodesk и других вендоров. "В прошлом году наши продажи выросли примерно на 33-34%", - сообщила она и добавила, что важным событием минувшего года стало открытие российского офиса Autodesk. "В 2004-м объем продаж Autodesk в России в ценах конечного пользователя составил около 13 млн. евро, - сказала Анастасия Морозова. - Сюда входят показатели только тех подразделений, которые имеют отношение к САПР и ГИС".

У компании "Топ Системы" доход тоже увеличился более чем на 30%. "По всем нашим продуктам, начиная с самых легких и заканчивая системами среднего класса, наблюдается положительная динамика", - говорит генеральный директор Сергей Кураксин.

Немалый вклад в объем отечественного рынка САПР вносят зарубежные машиностроительные фирмы, работающие в нашей стране, например Boeing и Airbus. Так, по словам Павла Голдовского, руководителя направления САПР компании "Гетнет", продвигающей решения фирмы Dassault Systemes, именно на них приходится немалая доля продаж системы CATIA. "В результате в России все партнеры Dassault продали в прошлом году лицензий примерно на 10 млн. долл., - сообщил он, добавив, что спрос со стороны российских фирм постепенно растет. - Примером служит миллионный проект в компании "Гражданские самолеты Сухого".

Сергей Марьин, ЛАНИТ

Павел Брук, директор по направлению PLM компании UGS, оценил рост рынка САПР несколько ниже: на уровне 20-30%. Такую точку зрения поддерживает Сергей Марьин, директор департамента САПР компании ЛАНИТ, внедряющей решения UGS. По его мнению, различие в оценке возникло из-за того, что участники дискуссии работают в разных сегментах рынка. "Нашей основной сферой является высокотехнологичное машиностроение, т. е. авиация, сложное автомобиле-, судо- и приборостроение, оборонная отрасль, - пояснил он. - А здесь темп роста ниже, чем в машиностроении в целом, потому что очень много машиностроительных заказов связано с добывающими отраслями, где, конечно, денег больше. Единственная положительная тенденция в высокотехнологичном сегменте - стремление заказчиков к более комплексным решениям. Сейчас, например, сильно вырос спрос на системы управления инженерными данными". Павел Брук объясняет это усложнением запросов пользователей. "Если раньше их приходилось убеждать в необходимости САПР, то сейчас такой вопрос уже не стоит, - сказал он. - Теперь заказчики требуют, чтобы продукт выполнял более сложные функции, был более универсальным. Ярким примером здесь может служить тенденция в области судостроения, где наблюдается отказ от узкоспециализированных судостроительных систем и переход на более универсальные решения".

Идею деления рынка САПР на сегменты подхватил Вячеслав Климов, генеральный директор компании ПТС, партнера фирмы PTC. Но он предложил выделить не два, а три сегмента: начального, среднего и высокотехнологичного уровней, и каждый оценивать отдельно. К первому сегменту, по его мнению, относятся продукты, которые просты и понятны каждому. "Именно они проникли на рынок раньше всех и сегодня имеются на многих предприятиях, - утверждает он. - Эти системы удовлетворяют, так сказать, начальные потребности. Они не вносят принципиальных изменений в деятельность конструктора, а только позволяют выполнять работу на компьютере и в результате получать чертеж". По прогнозу г-на Климова, сегмент начального уровня будет значительно расти. "На мой взгляд, из 250 тыс. промышленных предприятий, которые существуют в странах СНГ, технологией САПР сейчас охвачено тысяч сорок", - полагает он. А поскольку у остальных нет вообще никаких средств автоматизации проектирования, то они, естественно, являются потенциальными заказчиками легких систем.

Павел Брук, UGS

Но потребности пользователей постепенно меняются. "Они начинают понимать, что для нового оборудования, приобретенного ими, для нового класса изделий, которые они хотят выпускать, требуются САПР другого уровня, - продолжил г-н Климов. - Чтобы удовлетворить эти запросы, некоторые поставщики легких систем одновременно разрабатывают продукты среднего уровня, так называемые системы класса 3D". По его мнению, такая работа требует громадных инвестиций - порядка десятков и даже сотен миллионов долларов, которых у отечественных разработчиков нет. "Думаю, что через некоторое время эти хорошо знающие рынок компании начнут распространять системы, действительно нужные высокотехнологичной промышленности, и станут дистрибьюторами западных поставщиков тяжелых САПР, - сказал он. - Мне кажется, такая тенденция будет развиваться в ближайшие 3-5 лет".

Что касается конкуренции, то здесь наблюдается любопытная картина. "Между продуктами и торговыми марками конкуренция есть, а между компаниями, которые могут делать сложные большие проекты, она отсутствует, - уверен Евгений Бахин. - Дело в том, что этих коллективов очень мало, чтобы охватить всех заказчиков. Подобное положение существует уже года три, но сейчас ситуация еще больше усугубилась. Главные причины - рост спроса на проекты и недостаток квалифицированных кадров". Его поддержала Анастасия Морозова: "Безусловно, на рынке САПР немало игроков. Однако многие из них предлагают своим клиентам скорее коробки с ПО, чем решение проблем предприятия. Мы уже давно работаем на этом рынке, и можем не только предлагать интересные ценовые условия, но и подходить к решению проблем предприятия комплексно - выделить наиболее приоритетные задачи, предусмотреть возможности роста и развития системы автоматизированного проектирования, необходимость интеграции различных участков в единый работающий механизм, определить уровень подготовки пользователей, а значит и необходимость их обучения и многое другое. Если заказчик ответственно подходит к внедрению и нацелен на результат, он всегда оценивает наличие подобных качеств у поставщика". Другое дело, что таких поставщиков не так уж много.

Это мнение разделяет и Сергей Марьин: "Я бы не сказал, что мы ощущаем особую конкуренцию, она, конечно, присутствует, но в небольшой степени и не мешает бизнесу". А Павел Брук пояснил, что в сегменте тяжелых САПР, в котором работают UGS и ЛАНИТ, гораздо меньше продуктов, чем в легком классе, и поэтому здесь соперничество не такое сильное: "У нас фактически остался только один конкурент - компания Dassault Systemes".

Однако Павел Голдовский считает, что конкуренция между Dassault и UGS, наоборот, обостряется, особенно в российской авиационной и автомобильной промышленности. "В этой борьбе есть много составляющих, но главная - расширение сотрудничества между отечественными и западными производителями, в силу чего российское предприятие выбирает ту же САПР, что использует его зарубежный партнер, - сказал он. - Везде, где начинается кооперация, требующая единой системы разработки, этот фактор становится ключевым".

Аутсорсинг и офшор: "за" и "против"

Тему международного сотрудничества подхватили остальные участники дискуссии. В самом деле, в области ИТ сейчас трудно найти более актуальный предмет для обсуждения. Чтобы выжить, многие западные предприятия вынуждены отдавать часть работ в регионы с более низкими издержками. По данным журнала Design Magazine, 66% американских производителей уже начали экспортировать инженерные работы, а по прогнозу аналитической компании IDC, в США число промышленных предприятий, применяющих аутсорсинг, в нынешнем году вырастет на 10,7%; при этом проектирование входит в ведущую тройку заданий, передаваемых на внешний подряд.

"Наблюдается интересная тенденция аутсорсинга инженерных работ, - сказал Вячеслав Климов. - Если заказы на офшорное программирование в основном попадают в Индию, Шри-Ланку и Китай, то за проектированием идут к нам, причем для таких работ мы используем те же инструменты, что и западные заказчики. Сейчас этот бизнес находится в зачаточном состоянии, но если не произойдет ничего серьезного в политическом плане, он будет очень интенсивно развиваться в ближайшие годы".

Правда, у данного явления есть и обратная сторона. "Дело в том, что западные компании забирают инженерный ресурс у нашей промышленности и используют его не для сложных проектов, а для выполнения работ, не требующих особых знаний, например, оцифровки чертежей. В результате из российской промышленности вымываются ценные кадры", - с сожалением отметил г-н Климов и в качестве примера привел российское отделение компании Boeing, в которое перешли работать инженеры из ведущих российских авиационных и космических КБ.

Евгений Бахин, АСКОН

Аналогичные последствия может иметь и офшорное программирование. "Это явление ничего особенно хорошего не сулит ни отечественной индустрии ПО в целом, ни сегменту САПР в частности, - считает Евгений Бахин. - Ведь в таком случае отрасль не будет создавать готовых коммерческих продуктов, не будет набираться опыта их продвижения, маркетинга, продажи, сопровождения и внедрения и в конечном итоге не будет зарабатывать те деньги, которые можно делать на готовом ПО. Кроме того, если данная тенденция будет активно развиваться, произойдет отток квалифицированных кадров из российских компаний. Нам хочется выпускать готовые программные продукты и получать на них нормальную прибавочную стоимость, как это происходит во всем мире, а не быть всего лишь офшорными центрами".

И тем не менее, согласились все участники обсуждения, встраиваться в мировое разделение труда все-таки нужно. Ведь невозможно все делать самим. Во всем мире применяется распределенная разработка ПО, когда софт одной компании пишется одновременно во многих странах на разных континентах. Поэтому и наша программная отрасль должна двигаться в этом направлении. Правда, пробиться на офшорный рынок будет нелегко, поскольку стоимость труда и содержания офисов в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах постоянно растет. "Последняя выставка CeBIT, где офшорникам был отведен целый павильон, показала, что конкуренция там очень жесткая и соперничать с Индией и Восточной Европой уже сейчас довольно тяжело, - поделился своими впечатлениями Евгений Бахин. - Поэтому с точки зрения САПР было бы целесообразнее не заниматься чисто офшорным программированием по техническому заданию заказчика, а встраиваться в международное разделение труда с собственными технологиями и ноу-хау. Потому что в мире очень много компаний, которым интересны коллективы, умеющие что-то серьезное делать в области автоматизации проектирования и управления данными".

Один такой пример привела Анастасия Морозова: "Autodesk недавно провела у нас первое из серии мероприятий, направленных на то, чтобы привлечь наших разработчиков приложений в области САПР к своим платформам. В конечном итоге подобное сотрудничество выгодно как отечественным пользователям САПР, так и российским программистам. Первые получат развитый программный продукт, полностью адаптированный под российские стандарты. Вторые - возможности по маркетингу и продвижению своих приложений вместе с Autodesk".

Однако Сергей Кураксин не выразил особого восторга по этому поводу: "Я считаю, что офшорное программирование выгодно только западным поставщикам. Потому что они вкладывают деньги не в российских разработчиков, а в свои продукты на нашей территории. В результате отечественные компании, продвигающие собственные продукты, просто вымрут из-за нехватки кадров. Ведь Autodesk, UGS, PTC имеют гораздо больше ресурсов для развития и оплаты труда программистов, чем российские предприятия. Следовательно, если правительство не поддержит своих разработчиков САПР, офшорное программирование приведет к тому, что и нам, и АСКОНу будет гораздо труднее жить".

Вячеслав Климов, ПТС

Таким образом, участники круглого стола разделились на два лагеря. Представители западных поставщиков не видят ничего страшного в том, что офшорное программирование создает угрозу отечественным САПР. "В крайнем случае их разработчики смогут заняться продвижением зарубежных продуктов", - предположил Павел Брук. "Но ведь тогда в России будут развиваться только программисты, работающие на западные компании, - возразил Сергей Кураксин. - И в результате у нас не будет ни своих технологий, ни своей школы". "А должен ли вообще быть российский САПР?" - задал риторический вопрос Павел Брук и привел пример отечественного автопрома, который жив благодаря протекционизму государства, хотя выпускает машины, не соответствующие международным стандартам качества.

Из этой дискуссии напрашивается вывод, что все должен решать рынок. До сих пор нашим продуктам удавалось конкурировать с западными. Смогут ли они и в дальнейшем противостоять натиску извне, покажет будущее.

Пиратство: сдвигов мало

К сожалению, отечественным поставщикам приходится бороться не только с зарубежными конкурентами, но и с российскими пиратами. Впрочем, западные компании страдают от этого не меньше. "Никаких положительных сдвигов здесь не наблюдается, потому что как только появляются новые технологии защиты, они тут же взламываются, - сказал Евгений Бахин. - Правда, недавно возникла новая тенденция: на пиратском рынке значительно подорожали новые версии продуктов. Вскоре после выхода очередного релиза систем АСКОНа стоимость взломанного дистрибутива составляет 30-40% от стоимости легальной копии". По мнению г-на Бахина, причин здесь две: первая - совершенствование средств защиты и, как следствие, усложнение взлома, а вторая - повышение риска. "Раньше пиратству вообще ничто не препятствовало, а сейчас появилась реальная судебная практика, повысилась вероятность наказания", - объяснил он.

Но Павел Брук считает, что в России бороться с пиратами юридическими мерами сложно. Ведь прежде чем затевать судебное дело, следует учесть экономический аспект: "Допустим, я, вложу в какой-то показательный процесс 50 тыс. долл., но это не значит, что мои продажи вырастут на столько же". В качестве утешения он предложил рассмотреть положительные последствия этого явления: "При наличии дорогой системы пиратство хотя бы немного, но помогает в ее продвижении и популяризации".

Сергей Кураксин, "Топ Системы"

Однако для грамотной работы со сложным продуктом недостаточно получить саму программу. "Можно купить Unigraphics на рынке, но нельзя самостоятельно научиться его правильно использовать, - сказал Сергей Марьин. - Никто не сможет сам правильно организовать процесс проектирования в этой среде. Такие технологии невозможно освоить без посторонней помощи, о них негде прочитать, поскольку нет ни учебников, ни пособий, а людей, понимающих всю их глубину, в России считанные единицы. Поэтому мы боремся с пиратством хотя бы тем, что никогда не проводим обучение нелегальных пользователей".

Есть и другие способы противодействия нелегалам, об одном из которых рассказала Анастасия Морозова: "В прошлом году Autodesk объявила акцию по продаже AutoCAD с большой скидкой. Цель акции - облегчить российским предприятиям переход на лицензионное ПО. Своего рода "пошаговая" оплата, когда на первом этапе предприятие приобретает предыдущую версию AutoCAD 2002 за тысячу долларов и тем самым встает на путь использования легального ПО, а потом в течение года, делает апгрейд до последней версии или вертикального решения. В результате всего за три месяца удалось привлечь несколько тысяч новых легальных пользователей. Но компания не собирается останавливаться на достигнутом. В российском офисе есть специальные менеджеры по легализации, и они ведут борьбу со злостными нелегалами, в том числе судебными мерами. Ведь законодательная база в России уже существует. Уже были процессы, которые привели к положительным результатам. Но это не значит, что кого-то нужно обязательно засудить. Важно, чтобы предприятие после суда начало покупать легальные копии продуктов".

Определенные сдвиги в судебной практике отметил и Евгений Бахин: "Например, в Самарской области прошли процессы по защите интересов Microsoft, "1С" и АСКОНа, и теперь там продукты данных компаний на пиратском рынке практически пропали, так как все боятся с ними связываться". Более того, появляются некоторые признаки того, что и государство наконец озаботилось проблемой пиратства. "Судя по количеству обращений, которое сейчас идет со стороны государственных органов, в частности Управления по борьбе с организованной преступностью и Управления Р, их активность растет, - сказал г-н Бахин. - Может быть, это указывает на сдвиги в общегосударственной политике, связанные с тем, что в последнее время все чаще звучат слова "ИТ", "Банглалор", "офшорное программирование", "супертехнологии" в прямой связи со стратегической задачей удвоения ВВП".

С ним согласна и Анастасия Морозова: "Сейчас с нашими правоохранительными органами активно работает организация НП ППП - некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов России. Они проводят семинары по противодействию компьютерному пиратству, слушателями которых, как правило, являются сотрудники ОБЭП различных городов России. Они получают подробную информацию о том, как выглядит лицензионное программное обеспечение. Мы сотрудничаем с НП ППП, предоставляя описание коробок с лицензионными продуктами Autodesk, Pathtrace и других своих вендоров".

Тем не менее, считают участники дискуссии, одними судебными мерами пиратство не победить. Нужно договариваться. "У нас есть много примеров, когда хорошие результаты внедрения на предприятии становятся гарантией преимуществ новой версии и легального сотрудничества, - сообщил Евгений Бахин. - Ведь заказчику действительно практически невозможно внедрить сложный программный комплекс только своими силами. По-настоящему эффективно технологии работают там, где команды предприятия и компании-поставщика действуют вместе. Мы видим позитивное движение в этом направлении".

Таким образом, подвел итог дискуссии о пиратстве Сергей Марьин, борьба с нелегалами требует комплексных мер: "Нужно учитывать и юридическую, и профессиональную сторону этого вопроса. Но самое главное - вся наша экономика должна быть цивилизованной".