СВЯЗЬ-ЭКСПОКОММ’2005

Интенсивное развитие широкополосных сетей, избыток пропускной способности линий и ожесточенная конкуренция между провайдерами Интернет-доступа и IP-телефонии, ведущая к снижению тарифов до уровня минимальной рентабельности, ставят операторов перед необходимостью внедрения новых высокодоходных сервисов.

Наиболее очевидный шаг в этом направлении - использование широкополосных сетей для передачи видеоконтента. На завершившейся в Москве выставке "Связь-Экспокомм’2005" было представлено несколько таких решений, среди которых два можно выделить особо. Это - система интерактивного телевидения "Стрим.ТВ", которую демонстрировали компании "МТУ-Интел" и "Система Мультимедиа", и система предоставления услуг IP-телевидения, разработанная фирмой "Открытые технологии".

ТВ-горизонты канала "Стрим"

Компания "МТУ-Интел" показывала на выставке несколько новых сервисов, реализованных на базе сети широкополосного доступа "Стрим": игровой портал "Стрим.Арена", службу хранения данных "Стрим.Драйв", сервисы "Стрим.Музыка" и "Стрим.Фото". Однако наибольший интерес и у специалистов, и у журналистов вызвал проект системы интерактивного телевидения "Стрим.ТВ", которому была посвящена пресс-конференция генерального директора ЗАО "МТУ-Интел" Михаила Амаряна и генерального директора ООО "Система Мультимедиа" Владимира Румянцева.

Эта система уже работает в Москве, и подключиться к ней может любой из 175 тыс. абонентов канала "Стрим". Потенциал дальнейшего роста ее абонентской базы весьма внушителен: будучи основанной на технологии ADSL, впоследствии она может охватить все 4 млн. абонентов МГТС. На данном этапе, сказал Михаил Амарян, задача компании - сформировать услугу так, чтобы она стала модной и популярной в Интернет-сообществе.

Владимир Румянцев, сославшись на мировую практику, назвал услугу обычного и интерактивного видео ключевым предложением оператора, которое способствует улучшению всех его финансовых показателей. Он рассказал о том, что сделано компанией, чтобы новый сервис стал привлекательным для пользователей.

Прежде всего это создание четырех специализированных каналов собственного производства: "Тест-Драйв" (для автолюбителей), "Здоровое телевидение" (популярный медицинский канал), "Ретро" (программы из "золотого фонда" телевидения) и "Охота и рыбалка". Каналы специально рассчитаны на российскую аудиторию и потому, предполагает компания, должны быть более интересны нашему зрителю, чем переведенные ретрансляции иностранных каналов.

Вторая важная особенность проекта такова: пользователям предоставляется максимальный набор ретранслируемых каналов, часть из которых доступна только в системе "Стрим.ТВ". В базовый пакет, предлагаемый за абонентскую плату 9,95 долл. в месяц, включены 25 каналов разнообразной тематики плюс все российские эфирные каналы в цифровом качестве.

Подписавшиеся на расширенный пакет за 17,95 долл. в месяц получают более 70 каналов. Таким образом, "Система Мультимедиа" продолжает агрессивную ценовую политику компании "МТУ-Интел" и сразу понижает планку цен по сравнению с другими операторами, которые осуществляют коммерческое телевизионное вещание.

По словам Владимира Румянцева, пользователи "Стрим.ТВ" получают услугу с наилучшим в Московском регионе соотношением цена/качество. При этом благодаря наличию у абонента скоростного доступа в Интернет появляется возможность предоставить ему недоступные ранее средства эффективного управления подпиской: для этого не нужно ждать окончания месяца, звонить в операторский центр и т. д. - все делает сам абонент в интерактивном режиме, выбирая соответствующие пункты меню на экране телевизора. Сроки подписки исчисляются в днях - можно подписаться на канал даже на один день.

В составе "Стрим.ТВ" предусмотрены услуги "Видео по запросу" и "Виртуальный кинозал", в котором в мультиплексном режиме идут с небольшим сдвигом по времени недавно вышедшие на широкий экран фильмы. Сегодня это шесть кинокартин, в том числе один из хитов этого года - фильм "Авиатор". Посещение "виртуального кинозала" оплачивается отдельно, просмотр одной картины стоит 1,95 долл. Столько же надо заплатить, чтобы в течение месяца слушать 47 радиопрограмм без рекламных вставок или проводить время за Интернет-играми.

Наладка аппаратуры в

Центре компетенций компании "Открытые технологии"

Оборудование, которое предоставляется абоненту, состоит из специального двухпортового ADSL-модема, телевизионной приставки-декодера, пульта дистанционного управления и инфракрасной клавиатуры. Стоит комплект немногим более $200 и продается пользователю фактически по себестоимости.

Более того, можно получить эту аппаратуру в кредит с рассрочкой выплат на три года. Клиент не обязательно должен иметь компьютер - с помощью стандартного набора оборудования он сможет даже работать с электронной почтой на экране телевизора или просматривать Web-сайты, однако по техническим причинам на нынешнем этапе компания подключает к "Стрим.ТВ" только пользователей домашнего Интернет-канала "Стрим".

Система "Стрим.ТВ" совсем недавно начала функционировать в режиме коммерческой эксплуатации. Конечно, по ходу дела многое в проекте будет меняться: компания "Система Мультимедиа" обещает создать большую видеотеку, каждую неделю пополнять репертуар "виртуального кинотеатра" и т. п.

Безусловно, нужно будет устранить все препятствия на пути абонентов к пользованию новой услугой. Так, например, остается открытым вопрос о том, что делать пользователю канала "Стрим" со своим старым модемом, который становится лишним при подключении к двухпортовому модему в составе аппаратуры "Стрим.ТВ": если он был куплен у "МТУ-Интел" не более месяца назад, его можно вернуть компании, а если раньше, то пользователь должен сам искать способ его сбыть. Наверное, компании придется подумать и о том, как избавить своего абонента от этой неприятности. Но главной заботой "Системы Мультимедиа" и главным условием успешности проекта остается предоставление абонентам насыщенного информацией и увлекательного контента.

От "видео по запросу" до "сетевого магнитофона"

Компания "Открытые технологии" демонстрировала на своем стенде действующую модель системы предоставления услуг IP-телевидения: спутниковая антенна принимала со спутника Hot Bird реальный сигнал, который подавался с приемника (ресивера) на IP-cтример, а затем по IP-сети поступал через DSLAM, ADSL-модем и Set-Top Box на телевизионный приемник условного абонента. Фиксированный контент ("Видео-по-требованию") формировался видеосервером. Для управления услугами IP-телевидения использовалось Middleware производства израильской фирмы Orca Interactive.

Разработчики системы предполагают, что она будет наилучшим образом обеспечивать все потребности оператора, т. к. ориентирована именно на рынок операторских систем. Помимо таких сервисов, как предоставление "видео по запросу" и "виртуальный кинозал", которые стали сегодня практически стандартными для систем IP ТВ, имеется услуга "сетевой магнитофон". Ее суть проста: просматривая электронный программный справочник, пользователь может отметить заинтересовавшие его передачи, и система запишет их на видеосервер у оператора, а затем предоставит их для просмотра в удобное время - естественно, за дополнительную плату.

Специалисты "Открытых технологий" полагают, что коммерческий успех подобных систем может быть достигнут лишь при обеспечении высокого уровня качества видеопоказа. Первыми подписчиками на услуги IP ТВ станут достаточно состоятельные люди, владельцы "домашних кинотеатров" и высококачественной аппаратуры. Если предложить им низкокачественную "картинку", они предпочтут купить DVD-диск с фильмом.

Разработчики системы долго и тщательно отбирали поставщика системы управления, пока не остановили свой выбор на компании Orca Interactive.

Middleware Orca RIGHTv 4.2 обеспечивает необходимую масштабируемость и отказоустойчивость системы. Это тем более важно, что она должна работать в круглосуточном режиме, без выключения, и масштабироваться на ходу. Протестированная мощность системы - 500 тыс. абонентов. Middleware использует для работы проверенные временем технологии Sun, HP, IBM, Oracle.

Система предоставляет несколько интерфейсов - для разных телевизионных приставок и разных абонентских устройств, вплоть до смартфона или компьютера. Она легко интегрируется с внешними системами, которые осуществляют собственно сервис, - с видеосерверами, серверами электронной почты, системами условного доступа, биллинговой системой оператора. Orca Middleware RIGHTv 4.2 имеет открытую архитектуру, располагает двумя прикладными интерфейсами для внутренних объектов и внешних систем. Сейчас в составе системы три модуля: модуль поддержки вещания, модуль поддержки видео по запросу и модуль поддержки сетевого магнитофона. Оператор может приобретать те модули, которые ему нужны в данный момент, а затем докупать недостающие. Открытость архитектуры позволяет разрабатывать собственные модули для новых сервисов.

Кроме указанных сервисов поддерживаются: игры, системы электронной коммерции, информационные порталы, видеотелефония, электронная почта и др.

Представители ОТ не назвали заказчиков системы, но сообщили, что ведется проектирование одного объекта и переговоры о запуске двух пилотных зон. Все они будут располагаться вне Москвы, так что со "Стрим.ТВ" скорее всего конкурировать не будут.

Представленные на выставке проекты дали посетителям возможность познакомиться как с техническими, так и с коммерческими аспектами развития Интернет-телевидения. Судя по экспозициям, российские компании работают на самом переднем крае этой технологии, отставая от лидеров - Японии, Кореи, Гонконга и Тайваня - не более чем на два года, а от Западной Европы - всего на несколько месяцев. Это радует, однако нашим разработчикам придется в полной мере испытать все трудности, выпадающие на долю первопроходцев.

Что касается пользователей, то для них Интернет на глазах превращается еще и в среду удобной и избирательной доставки нужного им видеоконтента, причем не только в столичном регионе: "МТУ-Интел" намерена активно продвигать широкополосный ADSL-доступ в других регионах, а "Открытые технологии" готовы предлагать свою систему всем заинтересованным операторам. Вполне может случиться, что уже через несколько лет мы потеряем интерес к эфирному телевидению с его жестким расписанием и невыносимой рекламой и на смену ему придет недорогое и комфортное IP-телевидение.