РАДИОТЕХНОЛОГИИ

Современный человек живет в быстро изменяющемся мире, легко перемещается и хочет свободно контактировать с другими людьми в любое время суток независимо от места своего нахождения. Для этого он нуждается в определенных телекоммуникационных ресурсах, как инфраструктурных, так и терминальных.

Мобильная связь постоянно открывает перед нами много принципиально новых возможностей. Сегодня уже трудно представить мир без сотовых телефонов, и этот вид связи становится все более популярным. В Москве, например, количество действующих SIM-карт для мобильных трубок уже сравнимо с численностью официально проживающего населения.

Стимулом технологического прогресса по-прежнему остается пользовательский спрос. Так, компания Motorola (www.motorola.com и www.motorola.ru), один из лидеров рынка мобильной связи, впервые за последние годы продемонстрировала в России новейшие достижения в области сетей телекоммуникаций и мобильных технологий.

Контуры стратегии MOTO4YOU

В мае в рамках трехдневной конференции MOTO4YOU, организованной компанией Motorola для высшего руководства и технических специалистов крупнейших операторов мобильной связи и корпоративных сетей России, была проведена серия технических презентаций и демонстраций, посвященных будущему безграничной мобильности.

Эксперты из Motorola обсуждали с участниками конференции вопросы конвергенции в сотовых сетях, широкополосной связи, тенденций телекоммуникационного рынка и перспектив развития технологии 4G. Демонстрировались технологии беспроводного широкополосного доступа Motorola Canopy и Unlicensed Mobile Access (UMA), платформа IP Multimedia Subsystem (IMS), сервис Push-to-Talk, видеотелефон Ojo, линейка новейших сотовых телефонов.

Для специалистов были проведены презентации, затрагивающие различные аспекты стратегии безграничной мобильности от компании Motorola, такие, как технология UMA, позволяющая обеспечить доступ к сетям GSM и GPRS посредством мобильных устройств, работающих в нелицензируемом диапазоне частот. Совершенствованием этого стандарта занимается консорциум UMA.

IMS - мультимедийная подсистема на базе протокола IP, представляющая собой универсальную платформу управления медиапотоками и сеансами связи, которую операторы могут внедрять поверх уже развернутой инфраструктуры, например сетей GSM, UMTS, WLAN, xDSL, точек доступа на основе технологий IEEE 802.11 и Bluetooth. Она позволяет доставлять информацию абоненту к месту его нахождения в форме, доступной для его терминала.

Еще одной темой презентаций Motorola было развитие технологии мобильной широкополосной связи. В последнее время потребителям нужен все более скоростной и надежный доступ к информации, и Motorola прогнозирует значительное расширение сетей мобильной высокоскоростной связи в различных регионах мира, включая Россию, в течение ближайших 18 месяцев.

Безграничная мобильность в действии

Представители российских компаний могли познакомиться с примерами воплощения в жизнь развиваемой Motorola концепции безграничной мобильности. При помощи разработанной этой фирмой специальной метки с радиочастотной идентификацией (RFID) человек может "захватить с собой" мультимедийный контент, передаваемый в реальном времени.

При этом контент будет беспрепятственно перемещаться вместе с пользователем между домом, автомобилем и офисом. Например, вы начали участвовать в сеансе видеоконференцсвязи еще по дороге на работу. Когда заезжаете на автостоянку у офисного здания, вызов переводится с автомобильной стереосистемы на ваш сотовый телефон. Вы заходите в офис, и сотовая связь автоматически переводит вызов на беспроводную сеть компании.

Когда вы подходите к своему рабочему месту и включаете ПК, на экране появляется онлайновое сопровождение к вашему конференц-звонку. И все происходит без какого-либо участия с вашей стороны в управлении системой. Это и есть безграничная мобильность в понимании компании Motorola. Аналогично любой пользователь может "унести" с собой из дома просмотр телепередачи - с экрана домашнего кинотеатра на сотовый телефон, с него - на коммуникационную систему в автомобиле и далее на телевизор в загородном доме.

Все эти чудеса были показаны в нескольких видеоклипах. Впрочем, год назад, когда Motorola, Avaya и Рroxim завершали совместный проект по конвергенции офисной телефонии и мобильной связи, мало кто мог предположить, что эти начальные разработки перерастут в целостную концепцию безграничной мобильности, с которой Motorola выступает сегодня. И многое из того, о чем говорилось на конференции, сейчас воплощается в жизнь. Например, платформа IMS уже испытывается заинтересованными фирмами, и в I квартале будущего года предполагается ее внедрение.

Маргарет Райс-Джонс:

"Мы смогли познакомить российских заказчиков со

своими идеями в области безграничной мобильности"

От Push-to-Talk до Push-to-View В числе других примеров, продемонстрированных в ходе MOTO4YOU, была технология Push-to-Talk (или Push over Cellular, PoC) для сотовых сетей, позволяющая абонентам пользоваться своими мобильными телефонами на манер портативной радиостанции, устанавливая прямую связь с друзьями и родными одним нажатием кнопки.

В свое время Motorola вывела на рынок простейшие радиостанции типа "уоки-токи" (walkie-talkie), которые легко управлялись одной кнопкой и использовали нелицензируемый диапазон частот. Это "радио для домохозяек" быстро покорило сначала Америку, а потом и почти весь мир. Действительно, с их помощью американские женщины могли часами болтать с соседками, не отрываясь от домашних дел и не занимая телефонную линию.

Сегодня РоС на новой технологической основе возродила сервис "уоки-токи". Специализированные телефоны имеют наряду с обычной клавиатурой отдельную крупную кнопку для реализации функции Push-to-Talk. Впрочем, теперь уже есть возможность и во многие обычные телефоны загрузить соответствующее ПО и любую кнопку запрограммировать под эту функцию. Гораздо важнее, чтобы ваша сотовая сеть поддерживала данный сервис.

Сегодня ведущие мировые производители оборудования сотовой связи предлагают сервис Push-to-Talk своим заказчикам. Например, Motorola подписала 27 контрактов на поставку технологии в 31 страну. Причем возможности сервиса Push-to-Talk сегодня значительно шире, чем у примитивных радиостанций "уоки-токи".

Вы можете выбрать этой кнопкой несколько абонентов, увидеть их сетевую доступность и даже устроить небольшую конференцию с числом участников до 25 человек. Исследователи Motorola уже пошли дальше и в рамках PoC продемонстрировали новые сервисы - Push-to-View и Push-to-Ask. Последний предназначен для автоматического запроса информации у голосовых серверов, скажем, курса акций или результатов спортивных соревнований.

"Один из наиболее важных путей, который наша компания использует для развития российской отрасли связи, - это обмен информацией с основными игроками рынка, ответственными за принятие решений, - заявила Маргарет Райс-Джонс, корпоративный вице-президент Motorola и менеджер по региону EMEA подразделения Networks. - Прошедшая конференция стала для нас знаменательным событием, позволившим познакомить российских заказчиков с нашими новыми услугами и идеями в области безграничной мобильности".

Влияние на отечественный рынок

"Российский рынок мобильной связи является не только крупнейшим в Европе, но и одним из наиболее динамично развивающихся, - сказала Светлана Исаева, региональный менеджер исследовательской компании Pyramid Research. - В условиях, когда уровень распространения SIM-карт достиг 70%, перед российскими операторами встали такие задачи, как удержание абонентов, открытие новых источников дохода и сокращение издержек".

По ее словам, именно в таких условиях может быть раскрыт потенциал замены фиксированной связи на мобильную, передачи речи по протоколу IP, услуг высокоскоростной связи, аналогичных DSL, а также перехода к конвергированным сетям связи. Без всякого сомнения, развитие услуг комплексной передачи контента пойдет в России особым путем, однако мобильные и беспроводные высокоскоростные сети будут играть главенствующую роль в дальнейшем развитии местного рынка связи.

Я бы хотел к этому добавить, что был один вопрос, которому на конференции не уделили должного внимания. Известно, что Motorola выпускает один из самых дешевых в мире сотовых телефонов для развивающихся рынков. Возможно, нашим производителям стоило бы поинтересоваться возможностью производства или сборки в России такого вида продукции, которая наверняка будет востребована в наших регионах.