ФОРУМЫ
Обучение деловому авантюризму
Люди не любят чудес. Особенно если их творят не сертифицированные чудотворцы, а подобные им самим. До того ничем от них не отличавшиеся. О булгаковском герое, который настойчиво требовал разоблачения чудес, все хорошо помнят. Да и в реальной жизни легко себе представить, какое раздражение у вполне преуспевших деловых людей вызывали чудеса, которые сотворили с миром несколько недоучившихся студентов, - здесь и персональный компьютер, и Интернет...
Однако, к счастью, зависть и недовольство чужими успехами - не единственный побудительный мотив. Если в жизни происходит нечто дотоле невиданное, то серьезные бизнесмены и исследователи обычно воспринимают это как вызов (увы, нет в русском языке точного аналога английскому challenge - под ним понимается не только вызов, который бросает кто-то кому-то, но и побудительный мотив, некая "дразнилка", как для альпиниста невзятая вершина или недоказанная теорема для математика). Словом, надо разобраться, почему так получилось, и сделать надлежащие выводы. Для исследователя это превосходная отправная точка для научной работы, для бизнесмена - новый жизненный опыт, который впоследствии может пригодиться на практике.
Есть еще одно английское слово, которое с трудом поддается однозначному переводу, - entrepreneurship. "Словарный" перевод - "предпринимательство" - будет точным только при условии, что предпринимателем мы будем называть не того человека, который владеет и руководит предприятием (в смысле - заводом или концерном), а того, который пускается в предприятие (быть может, рискованное, по крайней мере для денег). Именно о таком предпринимательстве и идет речь в объявленной компанией Intel 18 мая 2005 г. инициативе "Технологическое предпринимательство - от теории к практике", которую предполагается развернуть в рамках широкой программы по поддержке высшего образования (Intel Higher Education Program), и именно о таком предпринимательстве и пойдет речь ниже. Разумеется, применительно к рынку.
Да-да, вы не ошиблись, мастерству пускаться в предприятие можно научить - так, чтобы свести риск к минимуму, чтобы все не рухнуло из-за дурацкой ошибки, сделанной в самом начале, чтобы предусмотреть действия в случае непредвиденных обстоятельств. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов ни талант, ни чутье, ни обычное житейское везение (или невезение), но... как часто говорят поступающим в художественные учебные заведения: "Искусству мы вас здесь не научим, талант либо есть, либо его нет, а вот ремесло - при желании - вы у нас освоите!".
Первый вопрос, который неизбежно возникает: что должен знать и уметь будущий предприниматель? Прежде всего он должен обладать набором знаний, который позволит ему взвешенно и обоснованно судить о предполагаемых потребителях внедряемого изделия или услуги. Что это за люди, сколько их, каковы их вкусы и наклонности, каков предполагаемый платежеспособный спрос? Все эти вопросы отчасти относятся к прикладной социологии, отчасти - к маркетингу. Далее следует уметь грамотно и точно составить бизнес-план, чтобы хорошо понять, сколько именно потребуется денег, как и когда этими деньгами распорядиться. При этом конечно же не для одного-единственного сюжета развития событий - самого успешного, ведь зачинатели новых направлений очень часто грешат избыточным оптимизмом. Следует предусмотреть и пессимистический вариант (что, если мы немного ошиблись в оценке потребительской аудитории или неожиданно возник конкурент с чем-то похожим?), а также промежуточный (все идет не так хорошо, как мы рассчитывали, но все же неплохо). Этот круг знаний относится уже к прикладной экономике. Очень часто придется привлекать необходимые капиталы, а для этого нужно умение убеждать, доказывать перспективность предполагаемой новинки. Предприниматель просто обязан быть если не талантливым, то умелым презентатором. И наконец, само собой разумеется, что предприниматель обладает достаточными познаниями в соответствующей технологической отрасли. Отнюдь не исключено, что для доведения продукта или услуги до рыночного состояния потребуются дополнительные научные изыскания или инженерные разработки.
Второй вопрос - кого и на каком этапе учить. На первый взгляд ответ кажется очевидным: будущих дипломантов MBA. Они ориентированы на бизнес, они уже обладают определенными познаниями в экономике и маркетинге... Но нет. Прежде всего у этих людей не та мотивация. Они по большей части ориентированы на деловую карьеру в крупных корпорациях, а предпринимательской фирме (вспомните, пожалуйста, в каком смысле мы используем это слово) до этого ранга еще расти и расти. Кроме того, у них обычно нет необходимых технологических познаний, да и наклонности не те. А современные нововведения требуют углубленных познаний в технологии. Так что предпринимателей следует вербовать из студентов-выпускников технологических вузов. Кстати говоря, вспомним, что студенты-недоучки, имена которых у всех на слуху и которые в конечном счете потрясли мир, были именно технологами. И бросили они учиться наверняка не только потому, что на это не было времени. Просто университеты перестали давать им знания, которые требовались - и как можно скорее! - для перспективных начинаний.
При всем уважении к компании Intel не стоит все заслуги приписывать ей одной. История обучения предпринимательскому мастерству насчитывает уже более восьмидесяти лет - она началась, когда в Мичиганском университете в Энн-Арборе был запущен соответствующий курс. А за последние полтора десятилетия по вполне очевидным причинам число учебных заведений, где пытаются обучать предпринимательству, в США перевалило за пять сотен. Инициатива компании Intel разрабатывается Лестерским центром предпринимательства и инноваций при бизнес-школе Haas Калифорнийского (г. Беркли) университета, и здесь, насколько известно автору этих строк, впервые предложено обучать студентов технологических специальностей, которых прежде готовили на роли наемных сотрудников. Как отмечается в посвященном новой инициативе пресс-релизе Intel, инициатива "...позволит профессорско-преподавательскому составу вузов Европы, включая Россию, использовать учебную предпринимательскую программу Лестерского центра, а также экспериментальные методики образования, такие, как конкурсы по составлению образцовых бизнес-планов, лабораторные занятия и прочие методы формирования бизнес-навыков. Intel поощряет предпринимательство среди новаторов технологий и обладателей дипломов MBA, выступая в качестве главного спонсора конкурса бизнес-планов под названием "Бизнес инновационных технологий" (БИТ) в России. В апреле 2005 г. корпорация также выступила в роли титульного спонсора конкурса бизнес-планов, проводимого в Калифорнийском университете (г. Беркли)".
Разумеется, отнюдь не все прослушавшие новый курс станут успешными предпринимателями. Однако и те, кому вовремя не удалось придумать или натолкнуться на что-то перспективное, будут лучше понимать происходящее в мире. А это, согласитесь, тоже немалого стоит.
Осталось разобраться еще в одном. Зачем корпорация Intel вкладывает более сотни миллионов долларов в год в образовательные программы в разных странах мира? Неужели же только из чистого альтруизма? Конечно же нет. Критики ИТ-индустрии любят использовать в качестве примера автомобиль - не будем отходить от традиции и мы. Предположите на мгновение, что вы изобрели именно автомобиль. Ясно, что наладить производство куда как мало. Ведь водить-то машину никто, кроме изобретателя и его друзей, не умеет! И кому нужна такая новинка? Поэтому хочешь не хочешь, а придется открыть сеть учебных центров, в которых вполне бесплатно (для обучаемых) будут учить водить машину. И вложенные в обучение деньги пусть не сразу, но достаточно скоро с лихвой вернутся. Второе обоснование касается уже непосредственно инициативы "Технологическое предпринимательство - от теории к практике". Практически невозможно представить себе современную новинку, в которой никоим образом не применялись бы чудеса современных информационных технологий. Микропроцессоры теперь есть и в сотовых телефонах, и в цифровых фотокамерах, и в стиральных машинах. А у кого будут закупаться комплектующие и оборудование - разъяснять не требуется. Так что Intel поступает в полном соответствии с адамсмитовским принципом: с пользой для нас и с выгодой для себя.
И в заключение несколько слов о мероприятии, в ходе которого было объявлено о новой инициативе. Это был "Академический форум", научно-практическая конференция, на которую Intel собрала преподавателей и сотрудников более 100 ведущих вузов и научно-исследовательских институтов из 23 стран Европы, Ближнего Востока и Африки и которая проходила в польском городе Гданьске. В ходе этой же конференции произошло торжественное открытие исследовательской лаборатории Intel в том же Гданьске. В лаборатории работает более 200 дипломированных специалистов. Правда, радость некоторых граждан Польши наверняка несколько омрачает тот факт, что их страна снова выступает в роли "младшего брата", причем не по отношению к США (они здесь скорее родитель), но к России! Дело в том, что в нашей стране Intel имеет пять лабораторий примерно такого же масштаба, как одна польская.