Пентагон активизирует проекты по внедрению современных Active Electronically Scanned Array (AESA) радаров с активной фазированной антенной решеткой. Такие устройства способны выявлять первичные угрозы в качестве систем раннего предупреждения, следить за воздушными и наземными целями в качестве разведывательных систем, а также автоматически идентифицировать объекты и при необходимости обеспечивать функции связи.
Так, компания Raytheon обновляет AESA-радар APQ-181 для бомбардировщика B-2, намереваясь использовать его и на других видах военной техники. AESA-комплекс войдет в состав системы Medium Extended Air Defense System (MEADS), которую создают специалисты США, Германии и Италии, а уменьшенная версия MEADS в 2006 г. будет устанавливаться на беспилотные аппараты Global Hawk и Proteus, что позволит следить за несколькими наземными движущимися целями и низколетящими ракетами. Сдвоенный AESA-радар будет действовать на новом эсминце-невидимке DD(X) - один из аппаратов постарается как можно раньше засечь подозрительные воздушные объекты, а второй займется более детальной проверкой и уточнением их координат. AESA-оборудование закладывается в основу шведской системы раннего предупреждения Erieye разработки Ericsson, а также в наземную технику и роботы проекта армии будущего FCS.
*
Военное агентство передовых исследований США DARPA отобрало из 118 команд 40 полуфиналистов, которые будут готовиться ко второй осенней гонке наземных роботов с призовым фондом 2 млн. долл. В июне машины демонстрировали мастерство на отрезке 200 м, выполняя заданные маневры и лавируя между случайными препятствиями.
В финальный заезд попадут 20 аппаратов, которые в сентябре, перед октябрьской гонкой, пройдут через последний отборочный тур. В фаворитах по-прежнему остаются "опытные" системы университетов Карнеги - Меллона и Стэнфорда, хотя организаторы отмечают по результатам квалификации, что уровень участников резко возрос и им было нелегко отобрать 40 систем, так как многие из 118 роботов показали хорошие способности. Например, участники команды Team DAD, задержавшись на полигоне, пытались в кабине своего робота, заложив в него трассу возвращения, доехать в отель по шоссе с обычным движением.
Стоимости систем сильно разнятся: робот Red Team обошелся уже в миллионы, а не сильно уступающую ей модель Golem удалось построить за 35 тыс. долл. Правда, сегодняшние роботы вряд ли будут способны реально побороться за приз - для победы надо не просто преодолеть почти 300 км по бездорожью, но и выдержать при этом скорость около 30 км/ч. Ведь на такой скорости необходимо анализировать в реальном времени окружающую обстановку в диапазоне десятков метров, для чего пока недостает вычислительных и алгоритмических ресурсов.
Тем не менее разработчики полны оптимизма. Университет Стэнфорда при поддержке венчурной фирмы Mohr, Davidow Ventures теперь готовится к гонке в тесном партнерстве с автопроизводителем Volkswagen - робот Stanley базируется на дизельной модели VW Touareg R5, дополненной GPS-оборудованием, радаром и лазерными дальномерами. Инженеры из Volkswagen обеспечивают электронное управление аппаратом (газ, тормоз, повороты), а ученые трудятся над его искусственным интеллектом. Пока робот отрабатывает качество вождения на относительно невысоких скоростях.
*
В рамках проекта МО Великобритании под названием Defence Fixed Telecommunications System компании British Telecommunications и Nortel Networks развивают сеть VoIP-связи стоимостью 42 млн. долл. А на весь проект, призванный охватить 200 тыс. пользователей VoIP-связью, а 150 тыс. терминалов - Ethernet-сетью, уйдет 2,7 млрд. долл.
*
Университет и политехнический институт шт. Вирджиния выиграли тендер МО США в размере 246 тыс. долл. на разработку технологий стыковки беспроводных военных сетей различных архитектур и топологий. Ученые также займутся проектированием интеллектуальных антенн и организацией видеоконференций по ныне существующим каналам.
*
По заказу армейского командования электронной связи США CECOM и при поддержке DARPA в рамках проекта Jigsaw Laser Radar (LADAR) корпорация Harris (www.harris.com) разрабатывает систему пространственной разведки для беспилотных аппаратов DP-5X производства Dragonfly Pictures (www.dragonflypictures.com). Решение, на подготовку которого выделено 6,6 млн. долл., будет базироваться на использовании недорогого лазера, бортового комплекса анализа изображений фирмы Sarnoff (www.sarnoff.com) и модуля отслеживания целей от Harris. Оно, в частности, позволит засекать и идентифицировать замаскированные наземные цели.
*
Компания BAE Systems подписала с ВМС США контракт на сумму 4,6 млн. долл. и в рамках проекта Common Geopositioning Services Project займется созданием библиотеки разработчика Common Geopositioning Services Toolset, позволяющей точно вычислять пространственные координаты различных объектов. В дальнейшем библиотека будет состыкована с системой обработки изображений и пространственного анализа SOCET GXP.
*
Группа английских компаний и академических структур сформировала альянс FPGA High Performance Computing Alliance (FHPCA), который будет работать над созданием 64-узлового суперкомпьютера на базовых матричных кристаллах (БМК с перепрограммируемой логикой) с непревзойденной для подобного типа машин производительностью в 1 Тфлопс. Он будет установлен в вычислительном центре Эдинбургского университета. На первых порах коммерческие участники FHPCA выделили на работы 3,6 млн. фунтов стерлингов. Сегодня БМК находятся на уровне развития классических чипов 15-летней давности. Благодаря быстрому сроку настройки на конкретную область применения они успешно применяются в бортовых системах обработки сигналов, машинного зрения и т. п.
*
Министерство внутренней безопасности США намерено объединить 20 порталов и 150 сайтов в единый портал, способный обрабатывать миллион одновременных обращений и предназначенный для 3 млн. пользователей. В качестве технологической платформы выбраны продукты фирмы Akamai Technologies (www.akamai.com), на долю которых по всему миру приходится обработка 15% интернет-трафика.
*
Один из отчетов американской армии о расследовании инцидента, связанного с обстрелом солдат США в Ираке, был создан в формате Adobe Portable Document Format и выложен на общедоступный сайт. В результате произошла утечка секретных данных, которые физически содержались в документе, хотя и были виртуально "удалены" из него, как полагал недостаточно квалифицированный создатель отчета. В связи с этим Пентагон намерен повысить качество подготовки пользователей ПК, а особое внимание уделять корректному использованию возможностей программных продуктов при работе со служебной информацией.
*
В администрации Вашингтона внедрен поисковый движок Fast Search and Technology (www.fastsearch.com) норвежской фирмы Fast. Он будет анализировать данные, хранящиеся как в интранет-среде правительственной структуры, так и в сторонних организациях. С помощью движка эксперты надеются, в частности, выявлять шаблоны подозрительной активности в огромных массивах "сырых" данных, собираемых десятками силовых ведомств, - их объем достигает нескольких экзабайтов (миллионов терабайтов). Fast применяется для схожих целей правительствами Англии, Норвегии, Германии и Японии и понимает тексты на 77 языках, в том числе и русском. Особое внимание в продукте уделено морфологическому аспекту анализа.
*
Все госпитали и клиники США, имеющие подразделения служб спасения, подключились к сети раннего оповещения о биологических угрозах CHESS, которая разрабатывалась два года и способна автоматически выявлять тенденции и скрытые шаблоны в статистической информации по заболевшим.
*
Государственный департамент США выбрал для использования в э-паспортах, которые планируется выдавать всем госслужащим, систему цифровой подписи фирмы Entrust, чьи продукты применяются в 90% из 14 500 ПК и в 16 тыс. персональных карт сотрудников. С помощью этой системы удастся воспрепятствовать попыткам модификации данных на смарт-картах паспортов, хотя шифроваться они не будут.
*
Служба генеральных инспекторов министерства внутренней безопасности США проверила проект создания сети Homeland Secure Data Network, распространяющей критически важную и секретную информацию между 600 отделениями силовых структур, и отметила, что она сдавалась в эксплуатацию так быстро, что не только не защищена как следует от хакеров, но и слабо учитывает нужды прямых пользователей. В ходе проекта было освоено 337 млн. долл.
*
Министерство внутренней безопасности США озабочено организацией эвакуации членов Конгресса в экстренных ситуациях - ведь для этого необходимо знать, где каждый из них находится. В ходе проверок оказалось, что стандартные процедуры спасения не срабатывают, а мобильная связь отказывает из-за перегрузок. Поэтому важных персон планируется снабдить индивидуальными биометрическими смарт-картами, чтобы знать их местоположение в здании Капитолия, а также закупить КПК, поддерживающие связь по э-почте.
Департамент научных исследований ВВС США AFOSR выделил 5 млн. долл. Корнельскому университету на открытие центра интеллектуальных систем. Специалисты по искусственному интеллекту займутся задачами автоматического планирования маршрутов и верификации ПО и оборудования, теорией игр и т. п.
*
Окружной суд Балтимора внедрил БД по ответчикам и арестованным. Такая информация была доступна в бумажном виде и раньше, однако теперь сотрудники суда могут быстро сортировать данные по судьям, должностным лицам, выполнявшим арест, дате проведения слушаний, оперативно находить нужные сведения и т. д.
*
Полиция Нью-Йорка устанавливает 400 камер видеонаблюдения в дополнение к нескольким тысячам уже действующих, в том числе и в коммерческих увеселительных заведениях. Однако местное общество по защите гражданских прав выразило протест в отношении этой инициативы и порекомендовало нанять побольше стражей порядка, вместо того чтобы дистанционно вмешиваться в личную жизнь граждан.
*
В округе Леон (шт. Флорида, США) запущена пилотная программа Secure Continuous Remote Alcohol Monitor (SCRAM) по круглосуточному контролю за водителями. Надеваемый на руку браслет стоимостью 1500 долл. следит за уровнем алкоголя в крови (через выделения на коже) и помнит историю употребления человеком спиртных напитков. На первых порах SCRAM-устройства придется в обязательном порядке носить водителям-алкоголикам и злостным нарушителям правил.
*
Американские правозащитники критикуют намерение министерств транспорта и внутренней безопасности США создать биометрическую версию автомобильных прав, усматривая в этом стремление ввести единый идентификационный документ. В новых правах помимо индивидуальных физических характеристик человека будет храниться номер социального страхования и другие персональные сведения, которые, как полагают эксперты по компьютерной безопасности, не составит особого труда дистанционно считать без ведома владельца, а потом сделать общедоступными через официальные коммерческие базы LexisNexis или ChoicePoint.