ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ

6 июня в Государственной Думе РФ был проведен круглый стол "Электронная коммерция в России: стратегия и практика", в ходе которого заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Церен Церенов разделил проблемы в области электронной торговли на две группы:

- проблемы взаимоотношений частных компаний при совершении сделок в электронной форме;

- проблемы взаимоотношений частных компаний и государства, включающих сделки с государством (государственные закупки), а также представление налоговой и иных форм отчетности.

Акцентируя внимание на второй группе проблем, Церен Церенов признает, что государство в своем развитии пока отстает от рынка и требует соблюдения правил "бумажной торговли", позволяющих контролировать этот рынок. По его словам, упор надо делать не столько на самой электронной коммерции, сколько на адаптации к ней государства. Чтобы соответствовать требованиям современного рынка, "бумажному" государству надо либо отказаться от контроля за торговлей (что идет вразрез с фискальными требованиями), либо стать электронным, чтобы догнать общество в развитии его институтов. Пока государство само не перейдет на электронный учет, будут возникать проблемы в области связи бумажных официальных систем учета (в судах, налоговых органах и т. д.) и электронных систем учета торговых операций.

Опережающее развитие ИКТ, в том числе технологий электронной коммерции в частном секторе экономики, создало разрыв между правовой системой, общественным сознанием и технологическими реалиями. Поэтому одна из главных задач ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" состоит в изменении правовой системы таким образом, чтобы новые информационные отношения поместились в правовое поле. И в настоящее время основной упор делается на разработке необходимой нормативно-правовой базы.

Минэкономразвития России реализует концепцию поэтапного перехода к осуществлению закупок в электронной форме. И первый этап - самый важный - обеспечение информационной открытости и прозрачности процесса государственных закупок. По словам Церена Церенова, в ходе его реализации учет информации по закупкам станет электронным, причем административные процессы организуются так, чтобы снимать конфликты интересов и обеспечивать проверку обоснованности принятых решений благодаря открытому доступу ко всей информации.

В 2004 г. был введен в эксплуатацию портал государственных закупок, задачей которого является сбор и централизованная публикация сведений о проводимых закупках из разных источников, в том числе из региональных электронных систем и с отраслевых торговых площадок.

Вторым этапом развития системы электронных госзакупок станет построение аналитических решений на основе сведений, представляемых государственными заказчиками. К этим работам планируется приступить уже в нынешнем году, в первую очередь создав системы мониторинга цен на закупаемую продукцию, что хорошо укладывается в общую концепцию Единой информационной системы государственных закупок с учетом региональных, сезонных и других различий.

По словам Церена Церенова, после принятия необходимой нормативной правовой базы, когда само государство станет "электронным", можно будет приступить к третьему этапу - совершению сделок и заключению контрактов в электронной форме. При этом электронная система госзакупок будет распределенной и сможет включать сколь угодно много электронных торговых площадок. Но в основе всей системы должен быть один информационный портал госзакупок, стандартизированная информация на который поступает от различных электронных систем и торговых площадок или даже в бумажном виде от государственных заказчиков. Будущее системы электронных госзакупок Минэкономразвития России видит не в централизации (когда существует всего один закупочный агент), а в глобализации (когда много закупочных агентов из разных регионов государства получают доступ к поставщикам из разных регионов и даже стран), в создании единого информационного пространства по государственным и даже муниципальным закупкам.

Таким образом, пока не изменится государство, сложности у электронных торговых систем сохранятся. Кроме того, в стране еще нет массовой и дешевой "инфраструктуры доверия" - инфраструктуры удостоверения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Без этого никакие законы, в том числе и в сфере электронной торговли, работать не могут. Но такая инфраструктура может появиться лишь в конкурентных условиях, что в свою очередь требует либерализации регулирования гражданской криптографии в России.

Версия для печати