РЕЦЕНЗИЯ

 Питерс Томас Дж., Уотерман-мл. Роберт Х. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки: Пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. - 560 с., ил.

Тема мотивирования сотрудников на труд с максимальной отдачей остается востребованной уже не один век, и данная книга, впервые опубликованная 20 лет назад, за годы распространения в миллионах экземпляров становится все более актуальной. Она написана в модном "фанк"-стиле, а ее авторы, основатели консалтинговой компании McKinsey & Co, "супергуру от бизнеса", по оценкам изданий Fortune и Economist, обследовали десятки крупнейших компаний в поисках крупиц бизнес-истины.

Пожалуй, главный тезис, связывающий книгу в единое целое, заключается в том, что успешные компании отличаются от менее удачливых конкурентов прежде всего беспрецедентным трудовым рвением всех сотрудников - от рядовых работников до топ-менеджеров. В истории известно множество случаев, когда компании выходили в лидеры рынка за счет усилий отдельных фанатичных тружеников. Так, в 1945 г. группа американских инженеров Boeing, добравшись до немецких архивов аэродинамической лаборатории "Фолькенроде", за двое суток полностью перепроектировала бомбардировщик B-36 и даже сделала небольшую модель стреловидного крыла на свои деньги. В результате корпорация получила важный контракт на производство новой машины B-47.

Книга состоит из трех частей. В первой, посвященной предыстории поиска оптимальных структур организационного управления, приводится восемь качеств успешной организации и описаны теоретические и практические аспекты перехода от стратегического, классического управления к интуитивному, коему следуют десятки компаний, добившихся успеха. Здесь же объясняется, почему не работают и часто оказываются банкротами современные "механические" предприятия, нередко считающиеся идеалом в проектах по реструктуризации бизнес-процессов, когда деятельность персонала сводится к роли легко заменяемых винтиков.

Вторая часть рассматривает более прогрессивные концепции, хотя значительное внимание по-прежнему уделяется анализу недостатков рационально-количественного управления (ведь человек по природе своей совсем не рационален!), в котором не ценится экспериментирование, а деятельность мотивируется наказанием за ошибки. Предостерегают авторы и от другой крайности - полного отказа от формальных методов, отмечая, что бывали времена, когда казалось, что собрание совета директоров Ford следовало проводить в местном центре дзен-буддизма.

В третьей, последней и самой объемной части авторы приводят немало примеров (половина из которых относится к сфере ИТ) и дают замечательные рекомендации. Все организации нового типа, конечно, уникальны, но при этом содержат ряд общих черт. Это, в частности, гибкость и открытость (IBM специально создавала себе конкурентов, чтобы не "окостенеть"), обязательность практических испытаний продуктов и рыночного тестирования, ориентация на краткосрочные измеряемые цели. Традиционная значимость обслуживания клиентов, декларируемая практически всеми компаниями, не должна превращаться в шаблонные улыбки и стандартные приветственные фразы, и здесь авторы предлагают концепцию фанатичного обслуживания (руководители корпорации 3M заявляли, что их сотрудники специализируются только в одном - в решении проблем своих клиентов).

Другая типичная проблема - утрата стремления к инновациям. Успешные фирмы всегда поддерживают революционеров и диссидентов в своих рядах, открывая, например, "кабинеты скунсов", где одиночки неформально конкурируют с крупными проектными отделами, и разводя "диких уток" - людей, которым на бюджетные деньги годами разрешается заниматься чем угодно. Дополняет этот ряд важных направлений развития всесторонняя поддержка неформальных и интенсивных коммуникаций, терпимое отношение к неудачам, отказ от традиций, соблюдение баланса дисциплины и свободы (в компании вводится множество корпоративных правил и одновременно поощряется умение их обходить) и т. д.

Фирмам, которые зашли в тупик в своем рационально организованном бизнесе, а также менеджерам нового поколения, интересующимися передовыми методами мотивирования, эта книга даст множество замечательных советов. Конечно, для построения интуитивно-ориентированного бизнеса нет и не может быть готовых инструкций, а вот изучение опыта и работающих приемов будет крайне полезным.

Версия для печати