ИНТЕРВЬЮ

Перед началом форума ROSS-2005 я встретился в небольшой уютной частной гостинице "Немецкий клуб" с генеральным директором "АстроСофта" Павлом Валерьевичем Васильевым и задал ему ряд вопросов о его компании и рынке офшорного программирования.

Павел Васильев

PC Week: Мы беседовали с вами года два назад (см. PC Week/RE, N 4/2003, с. 20). Сегодня мне хотелось бы обсудить несколько тем. Давайте начнем с вопроса, что изменилось с тех пор в жизни вашей компании.

Павел Васильев: Изменения произошли существенные. Мы получили несколько крупных, статусных зарубежных заказов. Первый из них - от комитета ООН по мониторингу окружающей среды (комитет занимается реализацией Киотского протокола), полтора года идет работа над системой, первая версия которой уже обеспечивает сбор информации для проверки выполнения странами данного принятого протокола. Это классическая задача распределенного сбора данных. Мы без всякого лоббирования выиграли среди 28 компаний объявленный этим комитетом тендер. Отсюда вывод: в международных тендерах участвовать нужно. Иметь в своем портфеле заказов хотя бы один такой статусный проект - очень весомо.

Недавно мы выиграли конкурс, объявленный Ассоциацией правительств северных стран. И я думаю, одним из аргументов в нашу пользу было то, что мы уже имеем опыт работы с похожей межгосударственной структурой, ООН. Интересно было убедиться на собственном опыте, что открытые конкурсы у них тоже проводятся очень нетривиально, как и у нас.

Второй крупный заказчик, с которым мы работаем уже три года и постепенно наращиваем взаимодействие, - компания Samsung. Мы выполнили для них самые разнообразные проекты, например создали кодеки для CDMA-телефонов. Вот еще один проект. Samsung встроил в свои ноутбуки датчики ускорения. Когда пользователь роняет ноутбук или возникает сильная вибрация, наша программа останавливает винчестер, обеспечивает паркинг его головок в безопасную зону, что существенно снижает вероятность повреждения диска, и открывает буфер, сохраняя все команды до момента нормализации работы, т. е. прекращения падения или вибрации. Был еще один небольшой, но интересный проект: мы разработали встроенное ПО для управления работой флэш-памяти. Эта разработка нашла свое применение в последних сверхбыстрых устройствах памяти, выпускаемых Samsung’ом. Большой объем в нашем сотрудничестве с этой компанией занимает компиляторная тема. Недавно мы закончили внушительный проект по созданию компилятора языка Си и набора средств разработки встроенного ПО на его основе для специального графического процессора. Сейчас продолжаются аналогичные работы над компилятором для других процессоров. Получить эти проекты нам помогло ноу-хау "АстроСофта" - универсальный компилятор Си/С++, настраиваемый на любую целевую платформу, на разработку которого ушло несколько лет.

За эти два года кардинально изменилось отношение к заказным разработкам ПО в Европе: оно стало более конструктивным и позитивным. Особенно хорошо мы это видели на последней выставке CeBIT в Ганновере. У нас был отдельный стенд в седьмом павильоне, посвященном информационной безопасности, где мы показывали свой новый продукт AstroSoft MatchLogon - систему аутентификации в среде Windows. Также мы представляли свои заказные разработки по определенному списку тем. К нам подходило огромное количество людей, и в итоге у нас оказалось около 400 анкет посетителей, заинтересовавшихся нашими предложениями. Мы сейчас с ними активно работаем, и есть перспектива, что часть этих контактов разовьется в договора и интересные проекты.

Все это привело к тому, что в компании начался взрывообразный процесс роста. За последний год наш штат вырос со 160 до 250 человек. Но здесь мы столкнулись со страшной проблемой кадров, имеющей множество нюансов.

Самая главная проблема в том, что в России очень мало программистов по сравнению с имеющимся на них спросом. Рост спроса на разработчиков обусловлен в первую очередь тем, что в последнее время целый ряд ведущих мировых компаний открывает свои девелоперские центры в России. И к тому же растет собственный офшорный рынок России. Катастрофически не хватает исполнителей. В советские времена было три градации сотрудников: рабочий, техник и инженер. Рабочих готовили ПТУ, техников - средние специальные заведения, а инженеров - вузы. Сейчас у нас остались одни вузы.

PC Week: Я пару лет преподавал в молодости программирование в Московском математическом техникуме. Там было слишком много девушек, которые потом по распределению приходили в наш институт, но в НИРовском НИИ они нам, вообще говоря, были почти не нужны, хотя существовала жесткая советская норма штатного расписания: на одного инженера должно приходиться по два техника. Недоставало же там старших научных сотрудников и ведущих инженеров. Мне рассказывали, что до революции один инженер проектировал эсминец, а два - крейсер. Остальную работу делали техники.

П. В.: Долгое время я работал в ОКРов-ском НИИ. Там, когда что-то нужно сделать, без техников не обойтись. В России достаточно много людей широко образованных, творческих, которые хорошо придумывают, но не хватает людей, реализующих придуманное без ошибок и вовремя. Такой слой специалистов отсутствует. Самое печальное, что отсутствует и источник поступления этих специалистов. То есть людей нет и им неоткуда браться, и это создает проблемы. Наши программисты постоянно перегружены, потому что им нужно и придумать, а потом еще и сделать то, что придумали, а для них это уже неинтересно. Школы программирования в индийских деревнях - в этой терминологии - как раз и готовят техников.

Мы активно занимаемся подготовкой кадров. В Петербурге часто говорят, что "АстроСофт" - кузница кадров. Так оно, видимо, и есть, поскольку мы считаем, что кадры нужно растить.

PC Week: Куда идет утечка кадров? Их перекупают или что-то другое?

П. В.: В основном перекупают. Кадровый рынок перегрет: спрос большой, а предложение маленькое. Люди в такой ситуации начинают метаться и теряют все социальные ориентиры, их ничто не интересует, кроме денег. Это приводит к тому, что люди мало что умеют, растут не по опыту, а по позиции. Делать бизнес в такой среде крайне трудно. Например, в прошлом году в Москве зарплаты среднего программиста на платформе "1С" поднялись в три-четыре раза. Развиваться в подобной ситуации очень сложно - деньги уходят только на зарплату.

PC Week: И какой же выход? Перенести разработки в Индию или привлекать студентов?

П. В.: Мы привлекаем студентов, но это повышает трудоемкость разработки, увеличивает риски и накладные расходы, поскольку людей приходится обучать, читать лекции, учить работать в команде и т. д. Здесь можно перейти к вопросу о роли государства. Если оно сможет организовать среднее специальное образование, то сделает для нас самое главное.

PC Week: Ну а организация филиалов в регионах спасает от кадрового голода?

П. В.: Не спасает. Когда мы в 1999 г. организовали филиалы в Красноярске и Великом Новгороде, то года два этим спасались. В этих городах опытных разработчиков почти нет. Мы берем человека из института, обучаем. А дальше все идет уже по стандартной накатанной схеме. Програм-мисты - это в основном молодые ребята, не обремененные семьями, поэтому их сложно удержать в родном городе. И они уезжают в Москву, которая готова съесть все, а по уровню зарплат с Москвой конкурировать невозможно.

PC Week: В России есть еще один громадный ресурс. Я был в Кемерове, там 26 зон, которые простаивают, недозагружены работой, и главное, что вполне понятно, какой срок человек отработает :). Но если без шуток, то интересно, вы с Европой работаете через партнеров или напрямую?

П. В.: В основном напрямую. Европе свойственна неторопливость, это старушка, никуда не спешащая, сидящая на скамейке и думающая о чем-то своем. Партнеры на переговорах дают только легитимность нашего пребывания в стране. В отличие от программистов, лингвистов в нашей стране достаточно. Мне кажется, что сейчас у российской индустрии разработки ПО есть уникальный шанс занять определенные ниши и объемы. Мне трудно оценить, сколько мы сможем взять, но я вижу перед нами огромное пространство, которое пока свободно.

В целом Европа на нас реагирует очень положительно: идет постоянный рост заказов. Хорошо идут дела в Финляндии. И причина этого не только в географической близости. Финны по своей ментальности к нам ближе других европейцев. Неплохо идут дела в Голландии. А вот в Германии, например, развивать свой бизнес значительно сложнее, хотя в последнее время прогресс есть и там.

PC Week: Чувствуете ли вы конкуренцию со стороны других компаний?

П. В.: Как я уже говорил, на этом рынке места много, мы практически не задеваем друг друга. Поэтому сейчас у российских компаний есть уникальный шанс. Чем активнее мы будем действовать сейчас, чем больше связей успеем сформировать, тем проще будет всем нам через два года и тем выше будет репутация России в целом.

PC Week: Спасибо за беседу.