СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ
Многие операторы связи, действующие на развитых рынках, сталкиваются с проблемой стагнации бизнеса и снижения доходов. Один из путей увеличения прибыли заключается в предоставлении абонентам услуг нового поколения. Согласно агрегированным данным российских операторов, соотношение вложенных средств и доходов в сфере сотовой связи составляет примерно 1:4, а в области мультимедийных услуг - 1:7. При этом участники рынка не торопятся переходить на новые технологии, а стремятся к расширению услуг, используя имеющееся оборудование и решения. Технология передачи телевизионного сигнала в пакетном режиме по широкополосным сетям (IPTV, см. PC Week/RE, N 19/2005, с. 20) во многом удовлетворяет этим требованиям и является одним из самых перспективных направлений.
В отличие от традиционных видов цифрового телевидения (кабельного и спутникового), работающих по принципу однонаправленного вещания, IPTV представляет собой полностью интерактивный сервис, функционирующий в рамках комплексной услуги мультисервисных сетей Triple Play, которая в свою очередь объединяет телефонию, передачу данных и цифрового контента по широкополосному каналу. По сути IPTV не имеет никаких ограничений по количеству каналов и качеству транслируемого контента. Все зависит лишь от пропускной способности сети и масштаба ее охвата. Спутниковые и обычные аналоговые ТВ-каналы также можно принимать с помощью IPTV, перекодируя их для просмотра в сети.
По данным весьма оптимистичного исследования Multimedia Research Group (MRG), в прошлом году количество пользователей IPTV в мире составило порядка 2,1 млн. человек, при этом 41,59% от этого числа пришлось на жителей Азии; 34,46% - на Европу, около 23,58% - на Северную Америку и оставшиеся 0,37% - на другие регионы мира. К концу этого года аналитики из MRG прогнозируют более чем двукратный рост абонентской базы - до 4,3 млн. по всему миру. К 2008-му их количество может вырасти практически до 27 млн., преимущественно за счет клиентов в Европе и Азии. Совокупный доход индустрии к этому времени прогнозируется на уровне 15,3 млрд. долл. В нынешнем же году он не превысит 1,7 млрд. долл. Ожидается, что средний доход с абонента в период с 2003-го по 2007 г. вырастет с 20 до 40 долл. в Азии, с 20 до 50 в Европе, с 50 до 60 долл. в Северной Америке.
В России возможности IPTV реального воплощения пока не получили. Значимым опытом предоставления услуги платного сеансового видео (Pay-per-view, PPV) является предложение от Divo-TV, а услуги передачи данных через высокоскоростные ADSL-соединения успешно реализованы компанией "МТУ-Интел". Ее бренд "Стрим-ТВ" предлагает базовый пакет интерактивных мультимедийных цифровых услуг всего за 295 руб./мес. и 55 руб. за разовый просмотр фильма (услуга "Виртуальный кинозал").
Компания Huawei Technologies (www.huawei.ru), по данным Dittberner Associates, вышедшая в I квартале 2005 г. на второе место по поставкам мультиплексоров DSL-доступа (DSLAM) с долей рынка 21,11%, вплотную подобралась к своему основному конкуренту - Alcatel (30% рынка). Недавно китайский производитель представил российским клиентам свое новое решение по IPTV - QualiTVsion, основанное на открытой платформе.
Со своей стороны Huawei предлагает оборудование опорной сети и сетей доступа, в частности системы большой емкости IP DSLAM нового поколения - SmartAX MA5600, которые имеют возможность интеллектуального анализа услуг, высокую пропускную способность (до 210 Гбит/с), емкость 1000 каналов IPTV и мощные функции маршрутизации уровней L2/L3. Кроме того, компания поставляет терминальные устройства и предлагает услуги системной интеграции. Основное оборудование для реализации функций IPTV со стороны клиента представлено ADSL-модемом и цифровой телевизионной приставкой (Set-top-box, STB).
Партнерами Huawei в сфере головного оборудования для интерактивных широковещательных решений являются Tut Systems и Tandberg Television. Компания PCCW Cascade поставляет связующее ПО, фирма BitBand - решения для организации трансляций по запросу (Video on Demand, VoD). Защита и шифрование контента обеспечивается продуктами Irdeto Access, NDS и Verimatrix (цифровые системы управления правами, DRM).
Кодирование видеоданных в решении QualiTVsion от Huawei осуществляется по стандартам MPEG2 и MPEG4, при этом последний требует меньшей пропускной способности (2 Мбит/с против 4 Мбит/с) и позволяет реализовать интерактивные функции.
Для успешного развертывания IPTV необходимы высокоскоростная сеть передачи данных, достаточное количество прибыльных абонентов, пользующихся широкополосными услугами, а также разнообразие контента и услуг для отличия от конкурентов. Немаловажным моментом является возможность модернизации широкополосной сети доступа для поддержки услуг Triple Play без ущерба для существующих услуг, что требует от операторов определенного пересмотра стратегии развития сетей доступа.
Следующий шаг - выбор наиболее эффективной бизнес-модели развития. Компания Huawei предлагает схему бизнес-планирования, во главу угла в которой ставится клиент с его потребностями. Операторы связи, формируя собственный бренд IPTV и рекламируя его, должны продемонстрировать потенциальным пользователям удобство работы интерактивного ТВ и высокое качество содержания.
В конечном варианте услуги предлагаются пользователям в форме пакетов, содержащих любые комбинации услуг и каналов. Основные услуги включают широковещательное ТВ и VoD. Дополнительно существуют возможности записи трансляций в удаленном хранилище (network based personal video recorder, nPVR), отложенного ТВ (time shifted TV, TSTV) и ТВ по требованию (television on demand, TOD). Согласно данным операторов, уже развернувших сервисы IPTV за рубежом, функцией TOD не преминут воспользоваться более 50% абонентов. Факультативные услуги, приносящие добавленную стоимость, представлены онлайновыми играми по требованию, интерактивной рекламой и возможностью заказа продуктов и услуг.
Для видеоуслуг определяющий фактор успеха кроется в контенте. Он должен быть не только разнообразен, но и индивидуален - предоставление людям той информации, которая касается их лично. Помимо трансляции мировых коммерческих и бесплатных каналов могут быть использованы материалы региональных и местных студий. Оператор может выбрать модель постепенного наращивания услуг или же предоставления премиум-сервиса с последующим выводом на рынок более дешевых пакетов. С учетом российской специфики желательно, чтобы цена была приемлема для клиента психологически, этому способствуют адекватные платежеспособности целевой аудитории тарификация и способы оплаты. Отдельно следует проработать скидки и бонусные системы.
Нам еще предстоит выяснить, по какому пути предоставления IPTV-услуг пойдут российские операторы, когда этот сервис станет более массовым. Пока же решения на платформе QualiTVsion представлены тестовыми зонами в семи регионах России. Одной из первой в эксплуатацию будет запущена зона в Казани - к празднованию тысячелетия этого города.