АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Продолжаем заочный круглый стол, начатый в предыдущем номере (см. PC Week/RE, N 23/2005, с. 38)
Вот что отмечает руководитель отдела продвижения экономических программ "1C" (www.1c.ru) Алексей Харитонов.
Алексей Харитонов: "Мы
спокойно относимся к перспективе
вступления России в ВТО и переходу на МСФО"
Мы не ожидаем каких-то особых изменений на рынке делового софта после вступления России в ВТО. Практически все ведущие мировые ИТ-компании, разрабатывающие деловой софт, уже представлены на нашем рынке, ввоз продукции в Россию для них и сейчас не составляет проблем. Мы спокойно относимся к нормальной рыночной конкуренции - в области бизнес-софта нам удалось реализовать технологические и архитектурные решения, которые во многом предвосхитили общемировые тенденции развития систем этого класса, а некоторые пока что не имеют известных нам аналогов. Разработчикам развлекательно-образовательного софта также нечего бояться - то, что российские компании могут выпускать игровое ПО мирового уровня, мы уже наглядно демонстрируем несколько лет.
Так же спокойно мы относимся и к перспективе перехода отечественных предприятий на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). У нас уже сейчас есть решения, отражающие требования МСФО. Они разработаны при активной консультационной и методической поддержке PricewaterhouseCoopers и одобрены этой авторитетной международной компанией. При этом надо понимать, что МСФО представляют собой свод весьма общих норм и рекомендаций, а в каждой стране учет реально отражает национальные особенности хозяйственной деятельности и ведется по национальным стандартам. Эти стандарты могут хорошо соответствовать международным или быть достаточно самобытными, но пока массовое, в масштабах всей страны, ведение учета "чисто по МСФО" очень мало где практикуется, по крайней мере среди членов ВТО мне такие страны неизвестны. Принятая летом прошлого года "Концепция развития бухгалтерского учета в РФ на среднесрочную перспективу" (http://www.minfin.ru/buh/buhzak_koncept_2.pdf) также это подтверждает - в ней заложен курс на планомерное сближение российской системы учета с международными стандартами, но при этом проявлено и понимание значимости отражения объективных национальных особенностей учета и реальной практики работы предприятий. Надо также принять во внимание, что международную стандартизацию налогового законодательства и налогового учета нам уж точно никто не обещал. Та же 25-я глава нашего налогового кодекса пока не очень соответствует мировой практике. Хорошо, что сейчас российский налоговый учет несколько сближается с российским же бухгалтерским, - но шансы его сближения с МСФО сами разработчики налогового учета оценивают весьма скептически.
Те факторы, которые действительно очень негативно влияют на конкурентоспособность российских производителей софта на мировом рынке, связаны не с ВТО - они имеют исключительно доморощенное происхождение. Ничем не оправданные барьеры на вывоз высокотехнологичной продукции, в том числе тиражного ПО (необходимость получать разрешение на каждую партию, сложности при возврате НДС и т. д.), придумали не чиновники ВТО - это наше собственное изобретение. Пример, когда для поставок "1С: Предприятия" в Эстонию или Казахстан его приходится производить не в России, а на Украине, стал уже притчей во языцех и даже упоминался на заседании правительства. Нанять в России хороших украинских программистов из-за негибких иммиграционных решений организационно пока тоже сложнее, чем создать специальное предприятие на Украине. Если эти и другие внутренние ограничения будут хотя бы отчасти снижены до разумного уровня, - перспективы у нас весьма неплохие.
Владимир Катаев, директор по маркетингу интеграторской компании "Ай-Теко" (www.i-teco.ru), обращает внимание на то, что Всемирная торговая организация создавалась только для того, чтобы обеспечить благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг для своих членов. Все положительные аргументы в дискуссиях о возможном вступлении России в ВТО практически сводятся к мысли о том, что Россия, сняв таможенные барьеры, улучшив законодательную базу и работая на новых рынках, станет богатой и счастливой.
Владимир Катаев: "Счастье
потребителя зависит не от количества
товара на рынке, а от возможности его купить"
Он говорит: "Попробуем посмотреть на ситуацию глазами двух основных персонажей рынка - поставщика и потребителя. Если у поставщика товары высококонкурентны и существующий рынок для него мал, то тогда он заинтересован в расширении рынка. Теоретически и потребитель от этого выигрывает, так как рынок наполняется товарами, причем на первое время по низким ценам. Однако не стоит забывать, что счастье потребителя зависит не от количества товара на рынке, а от возможности купить этот самый товар. Вернувшись к российским реалиям, можно прогнозировать такое развитие событий: после ослабления таможенных барьеров те отрасли, которые и ранее были неконкурентоспособны, не выживут и рухнут. Потенциальные потребители, работающие в этих отраслях, полностью потеряют всякую покупательную способность".
По мнению Владимира Катаева, все вышесказанное в полной мере относится к рынку производителей товаров. Для рынка же услуг (к которому относятся и некоторые секторы ИТ-рынка) дело обстоит несколько иначе. Если перемещению товаров мешают физические границы (таможенные, законодательные и т. д.), то на пути услуг встают скорее границы ментальные. Вероятно, при вступлении в ВТО наиболее трудно придется дистрибьюторам. Однако отечественные интеграторы будут конкурентоспособны еще очень долгое время. Интернет уже позволяет оказывать услуги через границы государств и континентов. И уже сейчас интегратор может выходить на зарубежные рынки услуг, а ИТ-специалисты - работать за рубежом. Так что модель ВТО применительно к ИТ-рынку мы можем наблюдать уже сейчас.
"Но в любом случае если у нас есть что предложить рынку - Россия в выигрыше, если же мы чего-то ждем от рынка -страна окажется в проигрыше", - резюмирует свои мысли г-н Катаев.
(Окончание следует)