ПРОЕКТЫ

"ВымпелКом" внедряет средства мониторинга и анализа работы аппаратуры региональных сетей

Один из ведущих российских операторов сотовой связи - "ВымпелКом" (www.beeline.ru), предоставляющий свои услуги под торговыми знаками "Билайн" в России и K-mobile и EXCESS в Казахстане, по мере развития своих региональных сетей и роста числа абонентов все чаще сталкивается с проблемой модернизации системы автоматического сбора и анализа технических параметров коммуникационного оборудования. Такая система является составной частью программы повышения качества услуг, реализуемой в "ВымпелКоме" и использующей собранную со всей территории России информацию для выявления узких мест в работе техники и планомерного развития региональных сетей.

Когда у компании было только пять региональных центров, из систем, реализованных на основе различных СУБД (Oracle, Sybase, MS SQL), данные извлекались и загружались в хранилище, созданное на базе СУБД MS SQL Server. Сбор и обработка данных осуществлялись средствами MS DTS и с помощью программ на Delphi, самостоятельно написанных сотрудниками "ВымпелКома" и разбирающих также поступающие двоичные и текстовые исходные файлы.

Стремительное расширение сети компании и увеличение количества региональных центров до десяти повлекло за собой необходимость смены платформы, поскольку SQL-сервер уже не справлялся с текущими объемами данных, которые ежегодно удваивались на протяжении последних двух лет. В настоящее время в работе региональных сетей компании "ВымпелКом" задействованы сотни коммутаторов и контроллеров базовых станций и несколько тысяч самих базовых станций. Количество параметров, передаваемых в региональные центры обработки данных, составляет от нескольких десятков для коммутаторов до более чем тысячи для базовых станций. Каждый день в систему вводится и сохраняется в ней свыше 14 млн. записей.

После анализа ситуации было принято решение перейти на систему под управлением СУБД DB2 на платформе IBM iSeries (AS/400). Это повлекло за собой необходимость замены средств сбора и обработки информации.

Схема информационных потоков

Отдел сбора и обработки статистических данных, входящий в дирекцию технической эксплуатации сетей компании, решил задачу сбора данных о работе оборудования и оперативной передачи информации в виде наглядных аналитических отчетов в различные подразделения компании посредством технологических решений Ascential Software и Business Objects. Все ПО было выбрано после консультаций с российским дистрибьютором продуктов Ascential Software и Business Objects компанией "Терн" (www.tern.ru).

"Такие объемы разнородной информации невозможно было обрабатывать имеющимися в нашем распоряжении средствами, - отметил Алексей Лазарев, старший специалист отдела сбора и обработки статистических данных "ВымпелКома". - Нам потребовалось бы либо значительно увеличивать количество специалистов для создания программ трансформации, либо искать масштабируемое решение, которое позволяет эффективно собирать информацию из гетерогенных источников и загружать ее в центральное хранилище. Мы выбрали второй вариант и нашли это решение".

Ascential DataStage принадлежит к классу ETL (аббревиатура слов Extract, Transform и Load - средство для извлечения, преобразования и загрузки данных). Оно изначально ориентировано на работу в гетерогенной среде и обладает удобными визуальными инструментами проектирования процедур трансформации. DataStage используется не только для получения данных из разных по типу источников, но и для обработки информации внутри хранилища (выполнения некоторых дополнительных расчетов, вырезания устаревших данных, подготовки их к архивированию и других задач).

После приобретения летом прошлого года сотового оператора "Даль Телеком", работающего в ряде областей Дальневосточного региона, в систему стала поступать информация из одиннадцатого регионального центра обработки данных. Таким образом, сегодня в хранилище данных происходит сбор информации о работе оборудования компании, размещенного во всех макрорегионах, где "ВымпелКом" имеет GSM-лицензии.

Первичная обработка данных и формирование отчетов

На основе собираемых параметров в центральном хранилище формируются определенные показатели работы оборудования, по которым затем создаются отчеты.

До сих пор небольшое количество обобщенных отчетов формировалось на внутреннем Web-сервере компании скриптами, реализованными на Visual Basic или Java. Однако расширение количества объектов и увеличение потребностей конечных пользователей в отчетах потребовало, как и в случае со средствами сбора, применения более эффективных средств создания отчетности и доставки информации. Для формирования отчетов и предоставления доступа к исходным данным, содержащимся в центральном хранилище, были выбраны продукты Business Objects.

Эти продукты хорошо подошли по всем критериям на роль средств для организации системы отчетности, поскольку обладают возможностью создания запросов к данным в терминах предметной области, гибкостью администрирования и доставки информации. Они уже успели зарекомендовать себя в компании, поскольку основанная на ПО BusinessObjects система отчетности поставляется компанией Ericsson вместе с сетевым оборудованием, используемым "ВымпелКомом".

Применение средств Business Objects позволило расширить количество отчетных форм, предлагаемых конечным пользователям, и снизить нагрузку на разработчиков за счет предоставления самим клиентам возможности самостоятельного доступа к данным. В репозитории Business Objects на сегодняшний день хранится более 200 отчетов по каждому из регионов. Через специализированный сервер доставки Broadcast Agent ежедневно или еженедельно автоматически обновляется и выкладывается на внутренний Web-сервер свыше 300 отчетов. Большинство пользователей свои отчеты создают, используя заранее подготовленные модели.

C отчетами и исходными данными сейчас работает более 40 пользователей из 15 различных служб и отделов компании, среди которых - службы развития сети, эксплуатации оборудования, системного анализа и качества сети, оптимизации и мониторинга и др. Кроме того, средства Business Objects используются местными службами и отдельными специалистами в ряде регионов, где находятся подразделения компании. В основном пользователи имеют дело с так называемым "толстым" клиентом Business Objects (в режиме "клиент - сервер"), но некоторые работают через Web по трехзвенной архитектуре с применением средства WebIntelligence.

Компания "Терн", выступившая в качестве поставщика программных решений, провела обучение технических специалистов и бизнес-пользователей "ВымпелКома" работе с программными продуктами и сейчас осуществляет техническое сопровождение ПО. "Терн" оказала также поддержку на первоначальном этапе внедрения системы, поскольку именно в начале использования новых для сотрудников "ВымпелКома" технологических решений возникало множество вопросов о возможностях функционального применения программных средств.

"Всей разработкой и сопровождением системы занимались и продолжают заниматься всего два человека. Они создают и процедуры трансформации в DataStage, и отчеты в BusinessObjects, - рассказал Алексей Лазарев. - Если бы мы все пытались выполнять эти задачи путем написания процедур на Delphi, VBScripts, Java и других языках программирования, то не смогли бы эффективно развивать и сопровождать систему, а главное, предоставлять конечным пользователям необходимую им информацию".