РЕШЕНИЯ

Анализируя направления общемировой деятельности корпорации Microsoft, можно отметить неизменное повышение ее активности в области сотрудничества с государственными структурами, причем приоритет отдается сфере образования. При этом в последнее время происходит очень важное качественное изменение работы в данной области. Если ранее основные усилия корпорации были направлены на повышение уровня ИТ-подготовки учащихся (школьников, студентов), точнее - на изучение ими технологий Microsoft, то теперь компания занялась продвижением собственных решений для автоматизации образовательных процессов.

Иначе эти изменения можно охарактеризовать следующим образом: раньше Microsoft занималась в основном долгосрочными инвестициями в образование, имея в виду стратегические цели по подготовке ИТ-специалистов, а теперь она подошла к этапу непосредственного зарабатывания денег и рассматривает систему образования в качестве одного из важнейших рынков сбыта своей продукции.

С поправкой на отечественную специфику аналогичные процессы в бизнесе Microsoft мы наблюдаем и в России, где этим направлением занимается отдел по работе с образовательными организациями, в составе которого сейчас трудятся десять специалистов во главе с Александром Данилиным. В предыдущие годы деятельность подразделения велась в основном в рамках ряда маркетинговых программ (IT Academy для вузов, "Партнерство в образовании" для школ), которые дополнялись мероприятиями для студентов и преподавателей, специализирующихся в области ИТ (например, проведение конкурса Imagine Cup).

В прошлом же году российское отделение, представив русскую версию продукта Microsoft Class Server (MCS) 3.0 (см. PC Week/RE, N 44/2004, с. 37), начало продвижение технологий для автоматизации работы образовательных учреждений, внутрикорпоративных центров дистанционного обучения и центров повышения квалификации сотрудников. Однако тогда, год назад, шел скорее этап предварительного изучения готовности рынка к широкому применению ИТ: организовывались общие презентации, на которых рассказывалось о пользе компьютерных технологий, проводились предварительные переговоры о пилотных проектах, устанавливались точечные контакты с потенциальными партнерами и т. д.

Рис. 1. Архитектура Microsoft Learning Gateway

Судя по всему, результаты такой "проверки боем" в России были подведены в начале 2005-го: в январе корпорация выпустила новую версию своего ключевого в этой области продукта MCS 4.0, однако в тот момент решение о его русификации еще не было принято. Но довольно скоро ситуация изменилась: уже весной был выпущен русский вариант MCS 4.0, а в конце июня в Москве прошел первый партнерский семинар "Решения Microsoft для системы образования и подготовки кадров", участниками которого стали около тридцати ИТ-компаний (примерно 60 слушателей). Представив на этом мероприятии ряд новых технологий и стратегию их продвижения на российском рынке, местное отделение корпорации фактически объявило о начале нового этапа своей работы в образовательной сфере.

"Зарабатывай деньги вместе с Microsoft"

В России насчитывается 68 тыс. средних школ, 6600 учреждений среднего профессионального образования, около 950 вузов (2400 с учетом филиалов) и примерно 2000 учебных заведений дополнительного образования. В них учится 20 млн. школьников и почти 10 млн. студентов (в техникумах и вузах), работает 1,65 млн. учителей средней и 300 тыс. преподавателей высшей школы. Только в вузах на сегодня установлено около полумиллиона ПК.

Наверное, уровень применения ИТ в системе образования еще далек от современных требований, но это как раз означает, что потребительский потенциал данного рынка очень велик и, самое главное, сейчас наступил тот момент, когда этот потенциал готов к реализации.

В среднем по стране компьютеры еще не стали обыденным техническим оборудованием, и все же ситуация в образовательной системе в этом направлении радикально иная, нежели несколько лет назад. Важно, что есть четкое понимание как в преподавательской среде, так и в административном аппарате (не говоря уже об учащихся и их родителях), что без применения ИТ современная система образования уже просто не может функционировать. При этом, конечно, речь идет не только о преподавании информатики как отдельной дисциплины, но и о применении компьютеров для всего учебного процесса и управления им.

По мнению г-на Данилина, большинство высших учебных заведений находятся сейчас на начальном этапе построения комплексной ИТ-архитектуры, а в средних школах территориальная ИТ-инфраструктура практически не развита. В то же время существуют все необходимые предпосылки, в том числе и финансовые, для решительного изменения сложившейся ситуации.

Рис. 2. Ролевая модель работы Microsoft Learning Gateway

В частности, в рамках федеральной целевой программы развития образования в России на создание единой информационной среды в средней школе предусмотрено выделить около 1 млрд. долл. на 2006-2010 гг., а бюджет проекта "Информатизация системы образования" Мирового банка для нашей страны составляет примерно 300 млн. долл. Одновременно быстро растет число предложений коммерческих проектов, что обусловлено общим процессом коммерциализации и консолидации высшей школы.

Все это создает благоприятные перспективы для продвижения продуктов и услуг ИТ-компаний в сфере образования, которая до сих пор не представляла для них реального интереса с точки зрения собственно бизнеса. Microsoft предлагает партнерам присоединиться к деятельности корпорации в этом направлении. Со своей стороны она предоставляет как продукты и технологии, так и маркетинговую поддержку. В частности, объявлено о развертывании партнерской программы для создателей прикладных систем, системных интеграторов, разработчиков контента, издательств, специализирующихся на решениях для сферы образования. Программа предполагает помимо прочего проведение углубленных курсов обучения решениям Microsoft для партнеров и заказчиков.

По оценкам менеджеров московского офиса Microsoft, сегодня среди ее партнеров лишь полдесятка компаний (системных интеграторов и разработчиков) целенаправленно занимается сферой образования и имеет соответствующие подразделения в своем составе. Однако к концу года их может стать 10-15 (за счет компаний, уже взаимодействующих с государственными структурами, а также в ходе реализации образовательных проектов для традиционных коммерческих заказчиков, например проекта по созданию внутрикорпоративных систем обучения и переподготовки сотрудников). Перспективным направлением являются и такие виды деятельности, как открытие центров обработки данных и организация хостинга систем для средних школ. Важным представляется и налаживание сотрудничества с качественно новой для Microsoft категорией партнеров из числа специализированных контент-провайдеров для средней и высшей школы.

Технологии Microsoft для образования

В продвижении продуктов корпорации в образовательную сферу видны две четкие линии.

Первая связана с продажей традиционного набора ПО Microsoft для массового рынка (прежде всего это настольные и серверные ОС и офисные приложения). Здесь акценты делаются, с одной стороны, на проведении антипиратской работы (в основном разъясняются законодательство об охране авторских прав и возможные проблемы в случае их нарушения), а с другой - на применении специальных схем лицензирования для образовательных учреждений.

Для покупки своего ПО Microsoft предлагает две схемы лицензирования:

- Academic Open License, AOL (покупка постоянных лицензий, единовременный платеж, отсутствует обновление версий);

- Academic and School Agreement, ASA (подписка на ПО, ежегодные платежи, присутствует обновление версий).

Отметим сразу, что эти модели предназначены не только для учреждений образования (в том числе и коммерческих), но и для НИИ, входящих в структуру Министерства образования и науки, а также для музеев, библиотек, больниц и поликлиник.

Сегодня наиболее перспективной считается модель лицензирования ASA, в которой имеется много дополнительных опций; в частности, в ней предусматривается возможность применения ПО на домашних ПК сотрудниками учебного заведения и учащимися. Для распространения средств разработки серверных продуктов предлагается программа MSDN Academic Alliance, включающая специальный вариант для высшей школы. Все они имеют большое число конкретных условий применения продуктов и отличаются гибкими схемами ценообразования. Подробную информацию по всем этим вопросам можно найти по адресу: www.microsoft.com/rus/education.

Второе (и наиболее важное на сегодняшний момент) стратегическое направление работы Microsoft, которое сейчас по сути дела находится в состоянии формирования, связано с продвижением специальных образовательных продуктов и решений корпорации. Здесь также можно выделить несколько взаимосвязанных аспектов.

3. Базовая серверная архитектура Microsoft Learning Gateway

Во-первых, компания делает ставку прежде всего на ПО инфраструктурного уровня с широким использованием уже имеющегося в ее арсенале серверного ПО. Таким образом закладывается основа для широкого сотрудничества с различными категориями партнеров, которые будут заниматься созданием контента и специализированных прикладных решений (не говоря уже о системных интеграторах, реализующих такие проекты).

Во-вторых, технологические решения Microsoft нацелены на интеграционные подходы в соответствии с общими тенденциями на этом рынке. Как отмечают, например, в лаборатории Carnegie-Melon Learning Systems Architecture (www.lsal.cmu.edu), "эра монолитных электронных систем поддержки образовательного процесса завершилась, происходит переход от построения крупных, закрытых систем к гибкой архитектуре, которая основана на открытых стандартах обмена информацией и интеграции компонентов". Впрочем, все это полностью согласуется с мировой тенденцией в области ИТ: компонентный подход к созданию ИС, реализация сервисно-ориентированной архитектуры и применение технологии XML и Web-сервисов.

Точкой отсчета современного этапа технологической активности Microsoft в сфере образования можно считать выпуск в начале 2004 г. серверного решения Microsoft Class Server 3.0 - Web-ориентированной платформы для создания систем управления учебным процессом и поддержки взаимодействия всех его участников (администрации, методистов, учителей, учащихся, родителей) через Интернет (см. PC Week/RE, N 44/2004, с. 37). Она была сразу переведена на многие европейские языки, и началось ее успешное продвижение в целом ряде стран, в том числе и Восточной Европы.

В начале 2005-го Microsoft представила новую версию - Class Server 4.0, в которой основное развитие получили средства интеграции с другими продуктами корпорации и образовательными решениями различных поставщиков. В частности, в его состав включены 12 компонентов Web Parts, обеспечивающих связь с существующими приложениями с помощью технологии SharePoint 2.0 через Web-браузер. Кроме того, Class Server 4.0 поддерживает такие индустриальные стандарты, как Schools Interoperability Framework (SIF), Shareable Content Object Reference Model (SCORM) и Information Management System (IMS), а также включает несколько средств, реализованных на базе Microsoft .NET, упрощающих интеграцию с данными и программными системами.

Однако самое главное заключается в том, что теперь Class Server входит в состав нового комплексного решения Microsoft Learning Gateway (MLG), реализованного в виде портала (рис. 1), объединяющего в себе ряд серверных продуктов Microsoft и набор компонентов, каждый из которых реализует свой функционал (см. таблицу). Его можно дополнять расширениями, создаваемыми независимыми разработчиками и заказчиками. MLG предоставляет пользователям сервисы и информацию на основе ролевой модели (рис. 2).

Продукты Microsoft, входящие в состав Microsoft Learning Gateway

Именно на возможностях применения MLG был сделан основной акцент на прошедшем партнерском семинаре. При этом особо отмечалась возможность использования существующей ИТ-инфраструктуры, такой, например, как Active Directory или Exchange Server, что может быть весьма полезным при создании корпоративных систем обучения сотрудников. Там же слушателям были представлены типовые топологические схемы развертывания MLG для учебных заведений различного масштаба (рис. 3).

Основное назначение MLG - выполнение задач доставки обучающих приложений и управления ими (Learning Delivery & Management). Кроме того, в состав образовательных технологий Microsoft входят решения Learning Suite (набор продуктов, адаптированных для учебного процесса), Integrated Administration (интеграция на базе MS BizTalk) и Learning Network Manager (управление операциями). Детальное представление этих продуктов в России пока отложено на более поздний срок. Возможно, оно состоится на конференции "Решения Microsoft для системы образования", намеченной на конец октября 2005 г.

Версия для печати