ДАЙДЖЕСТ
Азиатско-Тихоокеанский регион
В роли локомотива ИТ-услуг
В недавно опубликованном прогнозе аналитической группы Gartner утверждается, что рынок ИТ-услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в период с 2004-го по 2009 г. будет расти со средней скоростью 8,9% в год, что превышает прогнозируемый среднемировой показатель (6,1%). При этом наиболее динамично растущим сегментом станут профессиональные услуги - разработка ПО, системная интеграция, ИТ-управление, консалтинг.
Эксперты Gartner отмечают, что роль регионального локомотива в ближайшие несколько лет будут исполнять Индия (заметим, что эту страну правильнее относить все-таки к региону Южная Азия) и Китай: индийский рынок ИТ-услуг станет расти со скоростью 22,7% в год, а китайский - 11,8%. Индии принадлежит лидерство по итогам прошлого года: рынок ИТ-услуг в этой стране вырос на 26,7%. В 2009 г. объем рынка в этой стране (он достигнет 5,3 млрд. долл.) составит лишь треть китайского, но размеры сегментов разработки ПО и системной интеграции в обеих странах будут примерно одинаковыми (на уровне 3 млрд. долл.).
Развитые в технологическом отношении локальные рынки АТР характеризуются гораздо более низкими по сравнению с Индией и Китаем темпами развития. К примеру, австралийский рынок ИТ-услуг будет ежегодно прирастать на 4%, гонконгский - на 3,8%, а сингапурский - всего на 3%.
Миллиард покупателей
Согласно другому отчету Gartner, в прошлом году в мире было продано 674 млн. сотовых телефонов (для сравнения: глобальный сбыт ПК за этот же период составил 200 млн. шт.), в нынешнем - число проданных телефонов достигнет 779 млн. шт., а в 2009 г. - превысит 1 млрд. устройств (при этом владельцами трубок к тому времени станут 2,6 млрд. землян).
Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона на глобальном рынке сотовых телефонов повысится: так, если в нынешнем году в АТР будет продан каждый четвертый аппарат, то в 2009 г. - уже каждый третий. Только жители Китая и Индии приобретут в 2007-м почти 200 млн. трубок, причем индийский рынок к 2009 г. опередит по объему китайский, достигнув 139 млн. шт.
Совокупный оборот компаний Nokia, Motorola и Samsung Electronics от продажи сотовых телефонов в 2009-м составит 1,7 млрд. долл., хотя средняя цена трубки снизится до 161 долл. (со 174 долл. в 2004-м). При этом телефоны будут оснащены большим - в сравнении с текущими моделями - объемом памяти, иметь более качественные экраны и встроенные цифровые камеры.
Многие мелкие поставщики уйдут с рынка в связи с существенным снижением прибыли, которую компании станут получать от продажи трубок. Одновременно значительно расширится ценовой диапазон: базовые модели телефонов на развивающихся рынках станут продаваться за 20 долл., а смартфоны с богатым набором функций будут стоить несколько сотен долларов, и в 2008 г., например, на долю этих аппаратов придется пятая часть всех продаж сотовых телефонов.
Индия
Индия обзаведется собственной "мегафабрикой"
В конце июня состоялась церемония закладки первой в истории страны "мегафабрики". Она должна появиться на территории технопарка площадью 350 акров вблизи нового международного аэропорта Шамшабад в штате Андхра Прадеш. Предприятие, получившее название Nano-Tech Silicon India (NTSI) и являющееся совместным проектом правительства штата, которое предоставило для строительства 50 акров земли, и корейской компании Intellect, должно вступить в строй через 15-18 мес. Предполагается, что проект будет реализован в два этапа. После завершения первого этапа, требующего привлечения инвестиций в размере 600 млн. долл., будет создано полупроводниковое производство, на котором с июня будущего года начнется выпуск широкого спектра продукции, включая интегральные схемы для автомобильной электроники, микросхемы для сотовых телефонов, микропроцессоры и пр.
Экспорт растет динамичнее внутреннего потребления
Объем индийского ИТ-рынка в прошлом году преодолел планку в 25 млрд. долл., причем 16,7 млрд. долл. получено от экспорта. По оценкам аналитиков IDC, размер ИТ-рынка страны будет увеличиваться со среднегодовыми темпами 21% и к 2009-му превысит 65 млрд. долл.
В прошлом году потребление ИТ внутри страны выросло на 22,9% по сравнению с 2003-м, при этом основными источниками роста были продажи многофункциональных устройств (48%), коммуникационных продуктов (32%), ИТ-услуг (26%) и ПК (25%). В нынешнем году прирост потребления ИТ в Индии ожидается на уровне 23,3%, что, по мнению экспертов IDC, окажется наивысшим показателем за период с 2004-го по 2009 г. (предполагается, что среднегодовые темпы роста за пятилетку составят 17%). Наиболее динамично развивающимися в указанный период будут сегменты мобильных ПК и управления ИТ-инфраструктурой.
Что касается индийского экспорта ИТ, то в минувшем году его объем увеличился на 32% (по сравнению с 2003-м), а вплоть до 2009-го он станет расти со скоростью 22,2% в год. По традиции наибольшие доходы стране принесет экспорт ИТ-услуг.
Китай
Необходимо объединение усилий
В ходе недавней встречи премьер-министры Китая и Южной Кореи договорились подписать меморандум о взаимопонимании по вопросу об учреждении совместной сети исследовательских центров в области нанотехнологий. Правительства обеих стран готовы содействовать сотрудничеству в разработке передовых технологий с целью усиления конкурентоспособности Китая и Южной Кореи в производственной сфере. Организация исследовательской сети, которой займутся корейский Институт науки и техники и китайская Академия наук, станет частью долгосрочной программы сотрудничества двух стран.
У RFID-рынка - завидная динамика
По прогнозу китайской исследовательской фирмы Analysis International, объем местного рынка радиочастотной идентификации (RFID) к 2009 г. увеличится до 616 млн. долл. (в прошлом году этот показатель достиг 146 млн. долл.), демонстрируя завидную динамику роста: среднегодовые темпы составят 30%. Дополнительным импульсом к развитию RFID-рынка послужило недавнее решение крупнейшей в мире компании розничной торговли Wal-Mart потребовать от сотни главных своих поставщиков использования RF-меток для маркировки продукции (см. PC Week/RE, N 24/2005, c. 26).
Как считают в Китае, потребителями RFID-технологии будут промышленные предприятия, правительственные органы, транспортные компании. В то же время китайские эксперты не предвидят в ближайшие пять лет ощутимого прорыва в области использования RFID для розничной торговли, в том числе из-за того, что добавление RF-меток к продуктам, особенно недорогим, приводит к уменьшению прибыли продавцов.
В течение двух-трех лет ключевой сферой применения этой технологии станет управление логистикой в промышленности. Примером использования RFID на производстве может служить линия по выпуску автомобилей Audi на заводе Volkswagen в Шанхае. Важной областью применения RFID-технологии в Китае считают также различные удостоверяющие документы нового поколения (ID-карты).
RFID-рынок включает в себя сегменты электронных этикеток (tags; в том числе с использованием микрочипов), устройств считывания, а также ПО и услуг, при этом во всех сегментах доминируют местные компании (исключение составляет лишь производство RFID-микросхем, где китайские фирмы Tongfang, Zhongdian, Datang и Huahong конкурируют с такими авторитетными производителями чипов, как, например, Philips или Texas Instruments).
Малайзия
Японские фирмы готовы к инвестициям
По сообщениям малазийского национального агентства новостей Bernama, два десятка японских фирм, действующих в сфере высоких технологий, высказали заинтересованность инвестировать примерно 1,5 млрд. долл. в экономику штата Перак, находящегося на севере страны. Цель этих инвестиций - налаживание производства компьютерных мониторов и плоскопанельных телевизоров. Соответствующие заводы предполагается разместить на площади 400 га в промышленной зоне города Клебанг.
Новая Зеландия
Облик будущего определяют инновации
На прошедшем в июне национальном форуме ученые и политики страны обсудили вопрос о состоянии новозеландской науки. Участники форума призвали соотечественников активнее популяризировать достижения местных ученых и повышать значимость их работы в глазах молодежи, подчеркнув, что нынешнее и будущее благополучие страны в значительной степени определяется научными и техническими инновациями.
Как отмечают местные наблюдатели, новозеландские ученые отличаются наибольшей производительностью в сравнении со своими коллегами из других стран мира: они публикуют больше содержательных исследовательских работ в расчете на каждый вложенный в исследования доллар. В частности, труд новозеландских ученых в пять раз производительнее, чем японских (как подчеркивали участники форума, подобными цифрами могут похвастаться далеко не все секторы национальной экономики).
По данным недавно опубликованного статистического отчета, объем инвестиций в сферу исследований и разработок (НИОКР) вырос в Новой Зеландии до 1,6 млрд. долл. (на 13% по сравнению с 2002 г.), причем в негосударственном секторе вложения в НИОКР за тот же период выросли гораздо существеннее (на 25%). В настоящее время страна инвестирует в науку 1,17% своего ВВП, ежегодно увеличивая эту долю (для сравнения: расходы на науку ее ближайшего соседа - Австралии - составляют 1,62% ВВП).
Сингапур
Упрощены правила лицензирования коммуникационного оборудования
Сингапурское ведомство по развитию ИКТ (Infocomm Development Authority, IDA) объявило об упрощении процедур лицензирования коммуникационных устройств. Теперь от поставщиков проводных телефонов, факсов и модемов не требуется регистрации оборудования при его продаже на местном рынке. В IDA считают, что это должно привести к расширению продуктового предложения на рынке и появлению более дешевой качественной продукции.
Для поставщиков многоканальных проводных устройств и беспроводного оборудования (в том числе для широкополосного доступа), на которое по-прежнему требуется получать разрешительные документы, подтверждающие соответствие продукции установленным IDA стандартам, снижена стоимость лицензии и сокращены сроки ее получения.
Южная Корея
Мобильное мультимедиа-вещание стартует в будущем году
В следующем году по всей стране станут доступными услуги широкополосного вещания для мобильных устройств, в первую очередь для сотовых телефонов. Это произойдет после того, как закончится тестирование услуг наземного цифрового мультимедийного вещания (terrestrial digital multimedia broadcasting, DMB) в Сеуле и окружающей столицу провинции Кенгидо (в этом регионе мультимедийное вещание планируется развернуть уже до конца нынешнего года). Услуги DMB позволят находящимся в дороге людям смотреть высококачественное видео, слушать музыку и получать необходимые данные. Министерство информации и коммуникаций уже выдало пять лицензий на организацию подобного мобильного вещания. Правда, корейские эксперты сомневаются в жизнеспособности проекта на территории всей страны, ссылаясь, в частности, на трудности выделения необходимых для ТВ-вещания каналов: в каждом регионе большая часть разрешенного частотного спектра уже занята другими сервисами.
Япония
Догнать и перегнать Америку
Япония планирует создать суперкомпьютер нового поколения, максимальная производительность которого достигнет 10 Пфлопс (10 тыс. Тфлопс), что будет существенно выше вычислительной мощности самого быстродействующего на сегодняшний день компьютера Blue Gene/L (136,8 Тфлопс). К началу следующего финансового года (который стартует 1 апреля 2006-го) японское министерство образования, культуры, спорта, науки и техники намерено изыскать несколько миллиардов иен для начала реализации соответствующего проекта. По оценкам экспертов, общий объем инвестиций, необходимых для создания нового суперкомпьютера, составит от 80 до 100 млрд. иен (примерно от 720 до 890 млн. долл.); по плану проект должен быть завершен к 2010 г. Кстати, примерно к этому же времени свой петафлопсный суперкомпьютер намерены создать и США.
Напомним, что предыдущий японский суперкомпьютер Earth Simulator удерживался на верхней строчке списка самых производительных компьютеров в течение двух с половиной лет вплоть до сентября 2004-го, когда лидерство перешло к Blue Gene/L. В настоящее время Earth Simulator занимает лишь четвертую позицию рейтинга, уступая по быстродействию еще двум американским суперкомпьютерам.
Число абонентов широкополосной связи превысило 20 млн. человек
По информации министерства внутренних дел и коммуникаций, в конце марта количество подписчиков услуг широполосного доступа в Интернет в японии достигло 19,51 млн. человек, причем их отношение к общему числу домашних хозяйств в стране выросло до рекордного уровня - 39,15%. С января по март нынешнего года количество абонентов широполосной связи ежемесячно увеличивалось примерно на 300 тыс. человек, так что в настоящее время, вероятнее всего, общее число пользователей услуг широкополосного доступа в Стране восходящего солнца уже превысило 20 млн. человек.
В минувшем году объем электронной торговли вырос на треть
По информации министерства экономики, торговли и промышленности Японии, в прошлом году объем Интернет-торговли в стране резко вырос (речь идет о сегментах business-to-business, B2B и business-to-consumer, B2C). Так, объем сегмента B2B в минувшем году по сравнению с предшествующим увеличился на 33% - до 102,7 трлн. иен (около 922 млрд. долл.). Чтобы оценить динамику роста B2B, достаточно сравнить ее со стабильно растущей автомобильной отраслью, где соответствующие темпы составили "всего лишь" 22%.