ИССЛЕДОВАНИЯ
Аналитическое агентство J’son&Partners (www.json.ru) обнародовало результаты исследования российского рынка интернет-доступа.
В первом полугодии 2005 г. в российском Интернете существенно замедлились темпы роста аудитории. Эта тенденция прослеживается как по динамике посещаемости ведущих интернет-порталов, так и по результатам офлайновых социологических исследований.
Рост посещаемости "большой тройки" порталов (Яндекс, Mail.Ru и Рамблер) в I-III кварталах 2004 г. составлял около 60% по сравнению с аналогичным периодом 2003-го, к концу 2004-го - началу 2005-го рост снизился до 50%, а во II квартале 2005 г. - и вовсе опустился до 30% (по сравнению со II кварталом 2004-го).
Результаты опросов, проводимых Фондом "Общественное мнение", также показывают замедление роста количества пользователей Интернета: в двух замерах 2005 г. прирост недельной (регулярной) аудитории составил 25-30% в годовом исчислении против 46% в среднем по четырем замерам 2004 г.
По состоянию на июнь 2005 г. российская недельная интернет-аудитория составляла около 7,6 млн. человек, что на 30% выше показателей середины 2004 г., но на 4% меньше, чем в конце этого же года. В последнем случае речь идет о традиционном летнем спаде, связанном с сезоном каникул и отпусков. Осенью ожидается столь же традиционный "скачок" интернет-аудитории с прибавлением до 2 миллионов новых активных пользователей.
Рост российской недельной интернет-аудитории
Снижение темпов роста интернет-аудитории свидетельствует о сокращении неудовлетворенного спроса на доступ в Интернет. Это не означает прекращения роста - он будет продолжаться за счет изменений структуры занятости, распространения высшего образования, вступления в активный возраст новых "интернетизированных" поколений.
J’son&Partners ожидает, что рост российской интернет-аудитории в 2005 г. составит 24% и к концу года регулярная (недельная) аудитория достигнет 9,8 млн. человек.
Интернет-доступ и передача данных: динамика 2004-2005
Однако, несмотря на замедление темпов роста интернет-аудитории, в России продолжают расти доходы от услуг доступа в Интернет и передачи данных.
По официальным данным Минсвязи и Госкомстата, доходы операторов связи от услуг передачи данных и телематики (за исключением IP-телефонии) составили в прошлом году 1,038 млрд. долл., увеличившись на 75% по сравнению с 2003 г. Результат за I квартал текущего года - 360 млн. долл., что на 76% выше аналогичного показателя 2004 г.
Документальная электросвязь становится одним из главных источников роста телекоммуникационной отрасли в целом - в I квартале текущего года по сравнению с тем же периодом 2004-го она обеспечила 22% общего прироста от услуг связи (44 млрд. руб.). Вклад документальной электросвязи меньше вклада сотовой связи (46%), но больше проводной телефонии (17%).
По утверждению компании J’son& Partners, сопоставляющей официальную статистику с отчетностью компаний и собственными исследованиями отдельных сегментов, рост рынка передачи данных в России не такой интенсивный, как это показывает официальная статистика. J&P оценивает объем прошлогоднего рынка услуг доступа в Интернет и передачи данных (без учета межоператорских услуг) в 1,02 млрд. долл., а рост рынка в 2004 г. составил 57%.
Прогнозы о снижении в 2004 г. темпов роста рынка (до 20-30%) не оправдались. Значительный рост наблюдается во всех сегментах рынка, особенно в сегментах домашнего широкополосного доступа и мобильного Интернета. Довольно высокие темпы роста поддерживаются и в 2005 г.: в I квартале доходы от услуг передачи данных и доступа в Интернет выросли на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 350 млн. долл.
J&P прогнозирует в 2005 г. рост рынка услуг передачи данных и доступа в Интернет на 46%, до 1,5 млрд. долл.
В 2005-м и последующие годы замедление роста аудитории и снижение тарифов будет компенсироваться увеличением трафика (в 2 раза ежегодно) и повсеместным использованием Интернета не только в офисе, но и дома, на даче, в транспорте и т.д.