СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Они облегчат участникам рынка обмен информацией и сопутствующий документооборот
Процесс глобализации, как бы мы к нему ни относились, активно развивается, и главным свидетельством этого являются отнюдь не пикеты антиглобалистов, а образование и развитие международных бизнес-структур. Наиболее интенсивно и наглядно этот процесс идет в сфере торговли - крупнейшие розничные компании уже давно перешагнули рамки отдельных государств, их деятельность носит интернациональный характер.
Ольга Соболева (G1 Russia)
В этих условиях (большой объем бизнеса, его территориальная распределенность, множество партнеров и поставщиков, высокий уровень конкуренции и т. д.) крупным интернациональным компаниям и международным бизнес-структурам не обойтись без использования инновационных стратегий как в области торговых технологий (предполагающих, в частности, крупный формат магазинов, самообслуживание покупателей, широкое использование программ повышения их лояльности и т. п.), так и в сфере информационно-технического обеспечения. К последнему, помимо программно-аппаратных средств, применяемых непосредственно в магазинах и торговых компаниях, относится запущенная в эксплуатацию в прошлом году Глобальная сеть синхронизации данных (GDSN), узлами которой являются каталоги товаров.
GDSN представляет собой глобальный проект, призванный предоставить торговым партнерам базирующуюся на Интернете быстродействующую и эффективную систему обмена данными в рамках цепочек поставок*1.
_____
*1 Подробнее об этом см. PC Week/RE, N 40/2004, c. 34
История проекта вкратце такова. Товарной нумерацией и штрихкодами до последнего времени занимались две организации: в Европе и Азии - EAN International*1, в США - Uniform Code Council (UCC). Три года назад они решили объединить свои усилия - так возникла структура под названием EAN-UCC. Наконец, после решения ряда организационных и технических проблем (одной из них, кстати, было различие в разрядности используемых кодов: в EAN они были 13-, а в UCC 12-значными) в феврале нынешнего года объединенная организация получила название GS1. Сегодня она является законодателем стандартов в области товарной нумерации и обмена данными. Усилиями этой организации в настоящее время и разрабатывается GDSN, которая помогает торговым партнерам во всем мире получать информацию о товарах и их поставщиках. Идея синхронизации данных состоит в том, что поставщик продукции (например, производитель) посылает данные о ней не многократно (всем своим партнерам - кому-то отправил, а кому-то забыл), а всего единожды - в стандартизованный каталог товаров, откуда ее могут получить: а) все желающие и заинтересованные в ней, б) все партнеры производителя с помощью специальной рассылки, осуществляемой по подписке. Таким образом достигается не только минимизация ошибок (в рассылке и обновлениях), но и своевременность доставки информации и ее доступность в любой точке мира.
_____
*1 В России она была представлена Ассоциацией автоматической идентификации ЮНИСКАН.
Это, однако, не единственная функция GDSN; не менее важной сферой применения синхронизации является упомянутый выше обмен данными - возможность запроса информации, заказа и отгрузки товаров, выписки счетов, товарных накладных и прочих документов, т. е. реализация электронного документооборота на основе актуальных синхронизированных данных.
Взаимодействие каталогов в сети GDSN
"Для успешного функционирования GDSN должна удовлетворять определенным стандартам, - отметила Ольга Соболева, ИТ менеджер GS1 Russia*1. - Они, в частности, разработаны и для сообщений, которыми могут обмениваться участники этой сети, и для протоколов передачи данных. Здесь для обмена сообщениями используется XML-формат; стандартное бизнес-сообщение создается на базе модели, в которой с помощью IBM Rational Rose бизнес-взаимодействие вначале описывается формально на визуальном объектном языке UML. Используемый инструмент моделирования позволяет на основе модели автоматически получить XML-схему бизнес-сообщения".
_____
*1 GS1 Russia - так с июня 2005 г. называется российская национальная организация GS1.
Разработчики GDSN используют существующий в GS1 механизм разработки и обслуживания стандартов, позволяющий учесть особенности, имеющиеся как на региональных рынках, так и в торговле отдельными группами товаров (например, товарами повседневного спроса, текстилем). Этот механизм - GS1 Global Standard Management Process (GSMP) - позволяет унифицировать процедуру рассмотрения особенностей (оценка ее экспертами) и включить при необходимости данные задачи в план разработок. При этом система создана так, что дополнения (в частности, национальных особенностей) можно вносить в виде расширений, без изменения основы системы. Этими расширениями могут пользоваться те, кому они необходимы. Требования, направленные на их создание, обычно формулируют представители бизнеса. Возможности системы и квалификация ее разработчиков таковы, что здесь можно реализовать практически любые требования пользователей, а уже созданные силами GS1 наработки и стандарты хорошо продуманы и документированы. Сегодня ими успешно пользуются более миллиона компаний в 155 странах мира.
России, которая в настоящее время активно включается в мировой бизнес, также предстоит освоить технологии и стандарты GDSN. И процесс уже пошел: недавно при содействии GS1 Russia в эксплуатацию запущен Российский каталог товаров (RusDP1), и сейчас идет формирование его информационной составляющей, контента. Настоящая жизнь каталога начнется к концу 2005 г., когда он наполнится реальной информацией о товарах и их производителях и потребителях (поставщиках и ритейлерах), действующих на российском рынке розничной торговли.