ЭПИЦЕНТРЫ
Камерон Стардевант
Менеджеры ИТ сейчас готовы зайти в любой порт, где можно укрыться от разгулявшегося шторма законодательных актов, а производители и консультанты тем временем со всех сторон заманивают их обещаниями спокойной гавани. В таких условиях компаниям приходится тщательно взвешивать все предложения по обеспечению полного соответствия стандартам. Достаточно, мол, купить очередную книгу, обзавестись новым программным средством оценки, посетить Web-семинар или пригласить консультанта.
Вспомним, что возрождение труда на дому было напрямую связано с бухгалтерскими нарушениями в Enron и других компаниях. В результате правительство и органы финансового контроля были вынуждены развернуть борьбу с туманной финансовой отчетностью и системами ИТ, поскольку они способствовали порочной практике деловых отношений, которая в начале нынешнего десятилетия провоцировала один кризис за другим.
Одним из многообещающих средств для тех, кто хочет избавить себя от излишних тревог, является комплект документации ITIL Toolkit (IT Infrastructure Library Toolkit - набор инструментария для библиотек инфраструктур ИТ). Приобрести его можно на сайте www.itil-toolkit.com за 199 долл. Этот созданный на основе передового опыта продукт содержит ряд документов, первоначально разработанных в 90-х годах одним из учреждений британского правительства - Центральным агентством по компьютерам и телекоммуникациям (CCTA). Вскоре после этого оно было слито с другой правительственной организацией, но созданный им набор руководств хорошо прижился в США в виде мириад законодательных актов местного, федерального и отраслевого уровня.
IBM, BMC Software и ряд других ИТ-компаний, занимающихся оказанием услуг, разработали на его основе специализированный инструментарий, шаг за шагом проводивший менеджера ИТ по всем рекомендациям ITIL. Одновременно возникло огромное количество дискуссионных групп и форумов, которые сравнивали международные законы с теми, что позже были приняты в США. Такой подход оказался необычайно важным - и к тому же очень рентабельным - для организаций, имеющих представительства в разных странах мира. Они получили возможность преодолевать различия между законодательными требованиями с помощью инструментария, эффективно опирающегося на сходные аспекты.
Не менее важно для менеджеров ИТ и умение правильно сопоставлять потенциальные преимущества использования в практической работе "стиля ITIL" с вероятностью нарушения действующих правил и ценой расплаты за это.
Появление ITIL, как и большинства других подобных продуктов и услуг, с которыми мне приходится сталкиваться сегодня, стало ответом на запросы корпоративного потребителя. Слишком уж много к организациям предъявляется сейчас требований - их диктует и закон Сарбейнса - Оксли, и COBIT (Control Objectives for Information and related Technology - цели контроля за информацией и связанными с нею технологиями), и HIPAA (Health Insurance Portability and Accountability Act - закон о сохранении медицинской страховки и отчетности по ней), и закон Грэмма - Лича - Блайли.
***
Познакомившись с некоторыми консультативными программами по ITIL, начинаешь понимать: прежде всего следует заручиться поддержкой высшего руководства компании, что часто и происходит на практике.
***
Познакомившись с некоторыми консультативными программами по ITIL и переворошив гору документов, начинаешь понимать: прежде всего следует заручиться поддержкой высшего руководства компании, что часто и происходит на практике. И действительно, для менеджера ИТ, который борется за строгое выполнение юридических требований, очень важно, чтобы все сотрудники компании находились по одну сторону баррикад.
ITIL способен помочь компании в решении самых разных задач. Этот инструментарий упрощает организацию аудита по закону Сарбейнса - Оксли, позволяет быстро преобразовать систему компьютерной помощи в центр управления сервисами ИТ ("управление сервисами" - один из излюбленных терминов создателей ITIL, очень часто используемый в документах пакета) или разработать такой метод организации инфраструктур ИТ, который намного облегчит реализацию передового опыта управления в будущем.
Объяснив все это руководству, менеджер ИТ может добавить и то, что заложенные в ITIL средства определяют пути реализации проекта с прицелом на достижение его максимальной эффективности. Другими словами, благодаря этому инструментарию компании легче добиться соответствия требованиям аудита и подзаконных актов, сделать это в минимально возможные сроки и с наименьшими затратами. Менеджерам ИТ и руководству бизнеса остается только найти точный баланс между достижением этой цели и деловыми потребностями своей компании и отрасли.
Чтобы в полной мере понять смысл и содержание ITIL, лучше всего отправиться на сайт www.itil.co.uk. Этот Web-сервер с очень богатым контентом принадлежит Управлению торговли британского правительства - наследнику CCTA - и предлагает ответы на очень многие вопросы относительно ITIL.
Здесь, в частности, размещены материалы по всем восьми аспектам применения ITIL - от поддержки и доставки сервисов до руководства по планированию и документации для оценки перспектив бизнеса. Все они помогают менеджеру ИТ объяснить значение ITIL старшим руководителям компании. Цена на документы установлена весьма умеренная - около 70 долл. за одно руководство.
По этому же адресу опубликована очень полезная информация о том, как управление сервисами по методам ITIL сочетается с применением другого передового опыта. Изучив опубликованные здесь документы, любой менеджер ИТ получит все необходимое для выезда на скоростную трассу законодательных актов.
С техническим директором Камероном Стардевантом можно связаться по адресу: cameron_sturdevant@ziffdavis.com.