ЭРИК ЛАНДКВИСТ: Поговорим начистоту
В тот самый день, когда президент Джордж Буш подписал закон об энергетике, реализация которого потребует 14,5 млрд. долл., цена на сырую нефть достигла нового рекордного уровня. Как отмечают сторонники закона, ни одно из его положений не повлияет на рост цены на нефть в ближайшем будущем. Закон, утверждают они, принесет облегчение в отдаленной перспективе, поскольку стимулирует разработку альтернативных видов топлива и его более эффективное использование. Им возражают те, кто предрекает "конец дешевой нефти" (особо отметим автора книги "Долгое становление" Джеймса Канстлера, www. kunstler.com). Никакие меры, утверждают они, кто бы их ни предпринимал, не смогут предотвратить надвигающегося на нас экономического и социального хаоса, который грянет, когда внезапно закончится нефтяная эпоха.
Я нахожу странным, что промышленность высоких технологий практически не принимала участия в обсуждении энергетического кризиса, роли этой отрасли в выработке альтернативных решений и поиске путей более эффективного использования имеющейся у нас энергии. В связи с принятием закона об энергетике основные дискуссии по вопросам высоких технологий развернулись вокруг более широкого использования светлого времени суток начиная с 2007 г. Тон этих дискуссий слишком напоминал споры вокруг "проблемы 2000" (www.msnbc. msn.com/id/8861692). А роль технологических компаний сводилась главным образом к даче хитроумных ответов на вопросы об их готовности обеспечивать работу в условиях более частого смещения дневного времени. Бенджамин Франклин, который в 1784 г. впервые предложил ввести "летнее время" (www.imahero. com/herohistory/ben_herohistory.htm# DST), несомненно, был бы весьма удивлен тем ужасом, который вызывает перевод часов сегодня.
Вступивший недавно в силу закон об энергетике содержит множество положений, которые невозможно будет соблюсти без более широкого применения новых технологий. |
Конечно, дискуссии об открытом и коммерческом ПО, о том, какая компания будет играть главную роль в создании медиацентров для "цифрового дома", о правах и злоупотреблении правами в области авторского и патентного права в условиях "электронной экономики" затрагивают интересные проблемы. Но они не являются главными для нашего общества или для экономического прогресса. Технологические компании, похоже, все больше втягиваются в обсуждение вопросов, далеких от главных общественных проблем, вместо того чтобы поднимать ключевые темы. Это ошибка. Нет никаких причин, которые могли бы помешать технологическим компаниям, пользователям и сообществу мира высоких технологий в целом сыграть главную роль в обсуждении и разработке всеобъемлющей и разумной энергетической политики.
Еще никогда в нашем распоряжении не было столь широкого арсенала средств для замера характеристик продуктов, связанных с получением энергии, их мониторинга и для проектирования новых изделий. У нас имеются инструменты финансового анализа для определения эффективности бизнеса, позволяющие измерять приток и отток денежных средств. У нас имеются средства управления персоналом, способные измерять производительность труда, объем производства и качество продукции. И в нашем распоряжении появляется все больше технических средств для измерения и мониторинга потоков товаров в натуральном выражении и энергетических ресурсов.
Появление радиоидентификационных меток (RFID - Radio-Frequency Identification), служб GPS, позволяющих определять местонахождение, и возможностей удаленного мониторинга и контроля через Интернет, предоставляемых такими организациями, как ZigBee Alliance (www.zigbee.org), открывают широкие перспективы для наиболее эффективного использования энергетических ресурсов. Компании, отслеживающие в реальном времени потоки наличности с точностью до цента, часто понятия не имеют, сколько энергии потребляют простаивающие компьютеры, сколько ее теряется из-за непродуманной планировки серверной комнаты и из-за того, что средства управления системами отопления и кондиционирования не менялись на протяжении десятилетий. Таким компаниям целесообразно было бы применить свои технические знания в названных областях, вместо того чтобы увольнять опытных специалистов или позволять им работать по заказам других фирм.
Пример "Тойоты", предложившей гибридный автомобиль, показывает, что потребители озабочены проблемой эффективного использования энергии, особенно в условиях продолжающегося повышения цен. Столь же велика, если не больше, необходимость экономии на уровне корпораций с помощью электронных средств управления. Они должны измерять расход энергии точно так же, как уже имеющиеся инструменты следят за финансовыми показателями.
Вступивший недавно в силу закон об энергетике содержит множество положений, которые невозможно будет соблюсти без более широкого применения новых технологий. Повышение эффективности различных устройств, временное освобождение высокоэффективных производств от налогов и более надежные сети электроснабжения - все это потребует новых технических разработок. Цена нефти не собирается снижаться. Необходимость в альтернативных источниках энергии и в более эффективном использовании источников традиционных будет расти. Отрасли высоких технологий должны играть главную роль в обсуждении этих важнейших для нас вопросов. 4
С главным редактором Эриком Ландквистом можно связаться по адресу: eric_lundquist@ziffdavis.com.