СЕРВИСЫ
МТС внедрила новую услугу, но ее перспективы пока неопределенны
Компания МТС (www.mts.ru) ввела в коммерческую эксплуатацию сервис i-mode - весьма популярную платформу мобильного Интернета, объединяющую свыше 50 млн. пользователей по всему миру. С 15 сентября первыми получили доступ к этому сервису абоненты МТС в Москве и Санкт-Петербурге, которые смогут воспользоваться специальным порталом, содержащим ссылки на разнообразный развлекательный и информационный контент. Затем начнется развитие службы в регионах и ряде других стран СНГ.
"Мы открываем качественно новую страницу в истории развития отечественной сотовой связи", - полагает президент МТС Василий Сидоров.
Основная особенность сервиса i-mode - четкая структурированность информации и простота доступа. Все необходимые настройки уже установлены в специализированном телефоне - для того чтобы оказаться в мире i-mode, достаточно нажатия на одну клавишу "i", оформленную в виде логотипа сервиса.
Помимо удобной интуитивной навигации по Интернету каждый абонент
i-mode получает доступ к персональному электронному почтовому ящику вида S9161234567@imode.mts.ru. Полноценная электронная почта в мобильном телефоне позволяет обмениваться сообщениями не только с другими абонентами
i-mode, но и со всеми, у кого есть обычный электронный адрес.
Абоненты получают доступ к своей электронной почте и порталу i-mode во всей зоне действия GPRS-роуминга сети МТС, объединяющей на данный момент свыше 90 сетей по всему миру.
Внедрение сервиса i-mode в России и странах СНГ осуществляется благодаря соглашению об эксклюзивном стратегическом партнерстве, подписанному между МТС и японским сотовым оператором NTT DoCoMo. МТС стала одиннадцатым партнером NTT DoCoMo в мире, запустившим i-mode в своей сети. Контракт между NTT DoCoMo и МТС распространяется на Россию, Украину, Белоруссию и Узбекистан, причем МТС имеет право в течение нескольких лет расширить действие контракта на другие страны СНГ.
Планируется, что в 2006 г. абоненты МТС в других регионах России и на Украине также смогут воспользоваться сервисом i-mode. Ключевыми партнерами МТС по реализации i-mode в России выступили компания NEC, которая предоставила технологическую платформу, необходимую для развертывания в сети МТС сервиса i-mode, и группа компаний "Связной", обеспечивающая эксклюзивную продажу услуг и телефонов i-mode в своей федеральной сети центров мобильной связи.
Контентные возможности сервиса i-mode пока очень скромны: на первом этапе абоненты МТС получат доступ к 120 сайтам от 60 контент-партнеров, скомпонованных в тематические разделы: "Новости и погода", "Пресса и ТВ", "Спорт", "Банки и финансы", "Досуг и карьера", "Туризм и транспорт", "Товары и услуги", "Гид по городу", "Игры", "Мелодии и картинки", "Юмор и гороскопы", "Чаты и знакомства".
По словам сотрудников МТС, подписка на сайты будет осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе. Стоимость месячной подписки на отдельный сервис не превысит 3 долл. плюс плата за трафик по расценкам за пользование WAP.
На сегодняшний день абонентам МТС предлагается лишь пять моделей телефонов с функционалом i-mode в ценовой категории от 170 долл. (производства компаний NEC, Samsung и LG).
Телефоны с сервисом i-mode
уже появились в столице России,
но найдут ли они своих покупателей...
Многие эксперты между тем отнюдь не склонны впадать в эйфорию по случаю появления i-mode в России и считают, что данный сервис идет вразрез с интересами российских абонентов, предлагая им платить за вещи, которые можно найти бесплатно, а сама технология ничего принципиально нового не несет.
Они обращают внимание на то, что из 50 млн. пользователей i-mode в мире 45 млн. находятся в Японии и лишь 5 млн. - в Европе. Возможно, широко рекламируемые достоинства i-mode на поверку здесь оказались недостаточно привлекательными для европейских пользователей.
Считается, что причинами успеха i-mode в Японии стала меньшая, чем в Европе, распространенность домашних компьютеров, японский менталитет (активный коллективизм в отличие от индивидуалистов-европейцев), более высокий, чем в Европе (и тем более в России), уровень доходов и огромное количество сайтов i-mode.
Недостатков у нового сервиса выявляется немало. Например, необходимость для абонента покупки специального телефона, который в сети любого другого оператора превращается лишь в примитивную "звонилку", причем довольно дорогую.
Cюда надо добавить ограниченный выбор телефонов i-mode. Сегодня на рынке предлагается пять моделей, завтра, возможно, их будет десять, но все равно это не тысяча моделей на любой вкус и кошелек.
Продаваться телефоны i-mode в ближайшее время будут только в ограниченном количестве салонов одного из дилеров - компании "Cвязной", что не добавляет абонентам удобств и не может не вызвать недовольства других дилеров.
Число русскоязычных ресурсов i-mode в сотни раз меньше количества WAP-ресурсов. И такая пропорция, вероятно, сохранится, так как для включения ресурса в состав портала i-mode каждый раз требуется заключать договор с оператором.
"Краеугольный камень i-mode - платный контент: любое информационное наполнение в Японии доступно только за деньги (помимо ежемесячной платы за право пользования сервисом), - отметил Василий Кузичев, директор по развитию бизнеса сети "МегаФон-Москва". - Чтение журналов - строго по платной подписке, загрузка песен, мелодий и картинок - тоже за отдельные деньги. В этом яркое отличие i-mode от интернет-контента. Разумеется, пользователи обычного мобильного Интернета и WAP-ресурсов (не говоря уже о владельцах смартфонов) найдут все то же самое в более широком ассортименте, оплачивая только трафик".
Руководитель проекта i-mode в МТС Александр Горбунов признает, что новый сервис не будет дешевым и рассчитан он на обеспеченные слои населения и бизнес-пользователей. Его слова подтверждает и Василий Сидоров: "МТС более полно, чем другие компании, представлена в сегменте многоговорящих и корпоративных клиентов, и данный сервис предназначен для них".
Чуть ли не главным преимуществом i-mode называют возможность получать и отправлять сообщения электронной почты. Но, по мнению г-на Кузичева, от существующих решений почтовый сервис i-mode отличается только одним - он как будто специально создан для спамеров: отправлять e-mail-сообщения по всем возможным комбинациям цифр можно бесконтрольно.
Технология i-mode появилась в Японии давным-давно, когда европейский WAP еще был в пеленках. В прошлом десятилетии i-mode был и вправду революционным решением и за прошедшие годы принес NTT DoCoMo миллиарды долларов дохода. Оппонент МТС из "МегаФон-Москвы" задается вопросом: является ли все это достаточным поводом внедрять экзотическую и уже порядком устаревшую 2G-технологию в России?