ПЕТР ЧАЧИН: КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Отечественное производство телекоммуникационного оборудования - далеко не самая популярная тема для отраслевой прессы. Некоторые читатели, наверное, могут усомниться, а существует ли оно вообще? Лет пятнадцать назад наша промышленность средств связи (ПСС) была одной из крупнейших в мире. В 1990 г. ПСС СССР, по данным книги
"Индустрия связи" (М.: ЭКОС, 2004), произвела продукции на 13,9 млрд. руб. По курсу валют того времени это примерно соответствовало 20 млрд. долл. И большая часть этих средств была выпущена на российских предприятиях.
Заводы Минпромсвязи изготавливали системы и средства проводной, радио-, радиорелейной, спутниковой и других видов связи. Доля отечественной продукции в сетях связи, телевидения и радиовещания, по официальным данным, превышала 90%.
Ситуация резко изменилась в начале 90-х годов. Развал СССР и парад суверенитетов республик и регионов привели к разрушению сложившейся кооперации ПСС. Многие предприятия остановились, другие впали в полосу кризиса. Исчез госзаказ. Через открытые границы стала поступать иностранная техника связи.
Отечественная ПСС теряла обороты, уменьшалась принадлежащая ей доля рынка. Сегодня, по данным НИИ экономики и комплексных проблем связи (НИИ ЭКОС), доля продукции российских предприятий ПСС на внутреннем рынке колеблется от нескольких (4-5) процентов для аппаратуры подвижной связи до десятков процентов по средствам спутниковой связи (последнюю оценку нельзя не признать весьма оптимистичной).
Возможно, что столь скромная доля является показателем невысокой конкурентоспособности отечественного оборудования. Но есть и другие причины ухода с рынка наших производителей.
Например, ранее значительная часть продукции ПСС шла на нужды силовых и государственных структур. Но на протяжении последних 10 лет средств оборонного заказа с трудом хватало на содержание армии и о закупках новой техники речи даже не шло.
Многие государственные структуры развивали свои сети связи преимущественно на основе зарубежного оборудования, не принимая во внимание вопросы национальной и информационной безопасности. Либерализация внутреннего рынка нередко сопровождалась открытым лоббированием интересов зарубежных компаний со стороны наших чиновников в ущерб отечественным.
Сегодня ситуация с ПСС остается весьма тревожной. Объемы государственного финансирования телекоммуникационных НИОКР, по данным НИИ ЭКОС, составили в прошлом году порядка 700 млн. руб., т. е. около 25 млн. долл. Цифра, конечно, мизерная. Для реального завоевания рынка нужно раз в тридцать больше.
Россия научилась продавать за рубеж многие виды вооружений и военной техники - самолеты, корабли, танки, средства ПВО. Но это не относится к военным средствам связи. Экспортные заказы на них невелики и, как правило, не носят самостоятельного характера, а зависят от поставки других вооружений и ВТ.
По объемам продаж российский телекоммуникационный рынок вполне сравним с автомобильным, но в автопроме чувствуется влияние крупных отечественных производителей и национальных регуляторов на формирование государственной политики.
В сфере связи ситуация значительно хуже. Ни Мининформсвязи РФ как организатор телекоммуникационного рынка, ни Федеральное агентство по промышленности как куратор предприятий-вендоров не прилагают заметных усилий по поддержке собственных производителей.
PC Week/RE уже писал о том, что рынок сотовых телефонов давно заслуживает пристального внимания правительственных структур. В прошлом году в России продано, по данным Mobile Research Group, 25 млн. трубок на сумму около 3,7 млрд. долл., причем вся эта техника была зарубежной.
Недавно милиция арестовала несколько партий незаконно поставленной продукции. Поднялась шумиха в СМИ, и тут очень некстати выяснилось, что 90% сотовых терминалов ввозится в страну нелегально (из общего числа 25 млн. проданных трубок, по сведениям ФТС, только 2,6 млн. официально прошли через таможню). То есть объем контрабанды сотовых телефонов ежегодно составлял несколько миллиардов долларов, и этого нельзя было не заметить.
Чиновничий "пофигизм" радует далеко не всех. В стране работают сотни предприятий, ориентированных на выпуск телекоммуникационного оборудования, и их интересы должны быть надежно защищены.
Формы государственной поддержки внутреннего телекоммуникационного рынка могут быть самыми разными, но прежде всего нужно перекрыть миллиардные контрабандные потоки и ввести адекватные таможенные, лицензионные и иные правила, рассчитанные на поддержку национальных производителей.
Сейчас весьма важно понять перспективы развития средств связи, потребности корпоративных пользователей и телекоммуникационных операторов в рамках создания структур 3G/NGN, цифровых комплексов телевидения и радиовещания, современных спутниковых и радиорелейных систем связи и выработать основы государственной политики в этой сфере, направленные на поддержку предприятий отечественной ПСС.