Арий Кий, Игорь Тихонов
Развитие современных телекоммуникационных технологий и создание оборудования связи в России, как одно из важнейших направлений экономики страны, входит в сферу государственного регулирования в рамках утвержденных указами Президента Российской Федерации "Концепции национальной безопасности" и "Доктрины информационной безопасности страны".
Развитие информационных технологий, в том числе "...индустрии информатизации, телекоммуникаций и связи, обеспечение внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок", является важной составляющей национальных интересов в соответствии с "Доктриной...".
В утвержденных Президентом РФ "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" информационно-телекоммуникационные технологии и электроника включены в состав девяти приоритетных направлений развития науки, технологий и техники страны. Все это еще раз подтверждает тот факт, что создание отечественной инфокоммуникационной структуры - важнейший фактор развития национальной экономики.
Основными инструментами государственного регулирования структурных пропорций экономики России в настоящее время являются различного рода федеральные целевые программы (ФЦП). На рис. 1 представлен список ФЦП, предусматривающих разработку основной номенклатуры новых информационно-телекоммуникационных систем и оборудования, средства на которую выделяются в соответствующих разделах ежегодных бюджетных ассигнований.
Рис. 1. ФЦП, в рамках которых производится разработка систем и средств связи
При этом в качестве государственных заказчиков, формулирующих технические требования и ответственных за распределение и эффективное использование бюджетных средств на эти разработки, даже по какой-либо одной ФЦП, как правило, выступает несколько государственных министерств и ведомств. В такой ситуации ответственность за экономически и технологически оправданное распределение государственных средств по программам в целом, а внутри этих программ - по отдельным направлениям техники и соответствию требованиям заказчиков ложится на правительство РФ и бюджетный комитет Государственной Думы.
Опуская рассмотрение и обсуждение степени оптимальности распределения финансирования НИОКР по различным направлениям техники, приведем объемы госбюджетного финансирования ФЦП в 2004 г. (в млн. руб.): на "Национальную технологическую базу" (НТБ) - 398,8, на "Глобальную навигационную систему" (ГЛОНАСС) - 121, на "Электронную Россию" - 132,55 (в том числе 10,45 млн. руб. Федеральное агентство по промышленности "Роспром") и на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники (ИРПРНТ) - 55,2. Отметим, что в настоящее время удельный вес продаж отечественной техники для применения в сетях связи общего пользования в целом составляет около 20% (рис. 2).
Рис. 2. Удельный вес продаж отечественного оборудования
на внутреннем рынке
В то же время существующие на сегодняшний день мощности российских производителей телекоммуникационного оборудования позволяют удовлетворить потребности рынка в гораздо большей степени. Уровень конкурентоспособности отечественной гражданской продукции по ее основным характеристикам в процентном отношении к аналогичным импортным изделиям на внутреннем рынке, по данным НИИ ЭКОС, показан на рис. 3. Приведенные данные учитывают в обобщенном виде технический уровень изделий, их потребительские свойства, качество сервисного обслуживания и ремонта.
Рис. 3. Уровень конкурентоспособности
отечественного оборудования
на внутреннем рынке, %
Среди отечественных предприятий - разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования можно условно выделить несколько основных групп:
- предприятия, подведомственные непосредственно Мининформсвязи России (ЦНИИС, ЛОНИИС, НИИР, ЦКБ связи и др.);
- предприятия, входящие в структуры других крупных ведомств: Минтранса России, РАО ЕЭС, Газпрома (НИИ автоматизации связи железнодорожного транспорта и др.);
- предприятия малого и среднего бизнеса (НПО "Кросна", НПО "Раскат", РОТЕК и т. д.);
- совместные с иностранными фирмами предприятия ("NEC-Нева", "Алкатель-Телеком", "Ижтел" и пр.);
- группа с наибольшим научно-промышленным потенциалом - предприятия оборонно-промышленного комплекса, в основном входящие в ведение Федерального агентства по промышленности (данная группа предприятий и является основным исполнителем заданий раздела IV "Технологии телекоммуникаций" ФЦП НТБ).
Однако даже 100-процентная конкурентоспособность отечественных изделий не означает, что вероятность их покупки такая же, как у импортных аналогов, поскольку на пути к потребителю надо преодолеть много преград политического, экономического и морально-психологического характера.
Разрабатываемая в рамках ФЦП НТБ техника связи предназначена для применения как в Единой сети электросвязи (ЕСЭ) Российской Федерации, так и в системах связи для авиации, морского и речного флота, сухопутного транспорта, теплоэнергетического и агропромышленного комплексов, в сетях теле- и радиовещания и ряда других потребителей.
Новые разработки в области технологий телекоммуникаций по разделу IV ФЦП НТБ осуществлялись в 2004 г. по семи программным направлениям, имеющим номера 109-115.
Основные результаты выполнения программ
В рамках направления 109 "Технологии создания перспективных интегрированных систем и комплексов связи (спутниковой, радиорелейной, радиосвязи)" завершается разработка комплекса аппаратуры авиационной автоматической радиосвязи и передачи данных в сетях HFDL, соответствующей требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и предназначенной для оснащения самолетов ТУ-204, ТУ-214, ТУ-324, ТУ-334, ИЛ-96-300, БЕ-200, АН-140, АН-148. Изготовлен опытный образец радиостанции "Ягут-ДКМВ", проведены предварительные и квалификационные испытания радиостанции "Ягут - МВ" (ОКР "Ягут - КС", НПП "Полет", Нижний Новгород).
Созданы перспективные системы и комплексы морской связи на базе международных стандартов, изготовлены и испытаны опытные образцы ПВ/КВ/ УКВ-радиооборудования для морских районов А1 и А2 (ОКР "Интеграл", ОНИИП, Омск).
Таким образом, выполнены основные этапы работ по разработке аппаратуры и систем авиационной и морской радиосвязи на базе международных стандартов, выпущены опытные образцы радиостанций и оборудования связи. В результате этих работ и запланированного серийного производства самолеты гражданской авиации, морские и речные суда будут оснащены современными средствами связи единой, интегрированной, сокращенной в 1,5 раза номенклатуры, соответствующей международным стандартам.
По направлению 110 "Технологии создания цифровых высокоскоростных систем и комплексов передачи информации по волоконно-оптическим линиям связи, систем связи на основе АТМ-технологий с использованием средств мультимедиа" изготовлены опытные образцы аппаратуры спектрального уплотнения в оптическом диапазоне на длине волны 1,55 мкм, позволяющей в десять и более раз увеличить пропускную способность существующих волоконно-оптических линий связи, разработана мультисервисная платформа доступа по всем видам линий связи (ОКР "Торос", ВСП "Супертел ДАЛС", Санкт-Петербург).
Предложены основные элементы комплекса терминального мультимедийного оборудования для отечественных цифровых высокоскоростных систем и комплексов передачи информации и широкополосных систем связи с интеграцией служб на основе АТМ и мультимедиа-технологий (ОКР "Интеграл-АТМ", НИИ "Рубин", Санкт-Петербург).
Разработки направлены на создание оборудования для ЕCЭ России и ведомственных сетей с учетом поэтапного перевода действующих сетей на новые технологии широкополосных мультисервисных цифровых сетей интегрального обслуживания, в том числе на базе АТМ-технологий, со сверхдлинными участками регенерации на волоконно-оптических линиях (не менее 200 км) со скоростью передачи до 2 Гбит/с.
В рамках направлений 111-114 "Технологии создания систем и комплексов цифрового телевизионного и радиовещания и промышленного телевидения" спроектирована основная номенклатура профессиональной студийной передающей аппаратуры и абонентского оборудования для работы в перспективных сетях телевизионного и радиовещания, соответствующих общеевропейским стандартам; начато строительство опытных зон (Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Москва) с планируемой в 2005-2006 гг. их интеграцией в общероссийскую сеть и в международные сети цифрового ТВ-вещания.
Все это обеспечит предоставление целого пакета услуг нового вида населению (многопрограммность, интерактивность, повышение качества изображения и звука, интернет-доступ, заказ программ, электронные платежи); передачу сигналов по линиям связи в едином цифровом стандарте независимо от функционального назначения (передача данных, телевидение, звуковое вещание, телефония и др.) и за счет этого повышение эффективности использования любых линий связи; экономию частотного ресурса в три-четыре раза; организацию производства нового сектора массового телевизионного оборудования.
Итогом разработки технологий производства систем и комплексов оборудования цифрового телевизионного вещания (эфирного, кабельного и спутникового) в стандарте DVВ/MPEG (ОКР "Мультиканал - 1", ОАО "Телеком", Москва) явилось создание конструкторской документации на 18 единиц оборудования различной степени сложности. Изготовлены опытные образцы гибридного телевизора, наземной приемной спутниковой станции, селектора каналов "Тюнер-Ц", профессиональных приемников цифрового телевидения "Актив", ПДК, абонентской приставки для аналогового телевизора "Эльф" и др.
ЗАО "МНИТИ" (Москва) в рамках ОКР "Омнибус" разработало архитектуру двух вариантов мультимедийных цифровых телевизоров, уже изготовлены два действующих макета. Организация производства интерактивных телевизоров-терминалов на отечественных заводах обеспечит увеличение доли наших производителей на рынке и, как следствие, увеличение числа рабочих мест. В настоящее время доля телевизоров отечественного производства на российском рынке равняется 30%. Предполагается, что с началом серийного выпуска телевизоров-терминалов она составит не менее 50% рынка.
Структура распределения объемов бюджетного финансирования раздела IV "Технологии телекоммуникаций" в 2004 г. по программным направлениям представлена на рис. 4. Его реализация осуществляется в увязке с одобренной Государственной комиссией по электросвязи "Концепцией развития рынка телекоммуникационного оборудования Российской Федерации на 2002-2010 гг.". Аналогичная взаимоувязка и координация направлений разработок осуществляется в рамках реализации разделов 2, 3, 5 ФЦП НТБ и других ФЦП, в которых "Роспром" участвует в качестве созаказчика: ГЛОНАСС, "Электронная Россия" и "Реформирование и развитие ОПК".
Рис. 4. Финансирование раздела 4
ФЦП НТБ в 2004 г. (всего 92,3 млн. руб.)
Предусматривается три этапа развития, каждый из которых характеризуется своими особенностями продвижения продукции отечественных производителей на рынке телекоммуникационного оборудования.
На первом этапе (2002-2004 гг.) осуществлялось поддержание конкурентоспособности отечественной продукции, пользующейся стабильным спросом на сформировавшихся (традиционных) рынках, и расширение рыночных ниш за счет активного продвижения осваиваемых в производстве новых образцов техники.
Второй этап (2005-2006 гг.) предусматривает завершение разработки и освоение в производстве перспективных технологий в соответствии с результатами федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" и достижение на этой основе конкурентных позиций отечественных производителей в отдельных наукоемких секторах рынка телекоммуникационного оборудования.
На третьем этапе (2007-2010 гг.) планируется сохранение позиций на рынке отечественными предприятиями, завоевание преимущественных позиций по новым технологиям, занятие устойчивых рыночных ниш в системе мирового разделения труда с учетом вхождения России в ВТО.
Реализация перечисленных этапов развития в условиях ожидаемого развития экономики страны, в частности рынка телекоммуникационных услуг, позволит значительно увеличить присутствие на рынке отечественного оборудования.
Планируемые к 2010 г. соотношения удельных весов продаж импортных и отечественных товаров должны соответствовать существующим в настоящее время уровням в экономически развитых государствах (см. таблицу).
Удельный вес отечественного телекоммуникационного
оборудования в общем объеме продаж
на внутреннем рынке России
При этом общая емкость внутреннего российского рынка средств электросвязи в 2010 г., по оценке специалистов, достигнет 7-8 млрд. долл., а емкость рынка оборудования телерадиовещания и бытовой радиоэлектронной техники - 2,5-3 млрд. долл.