ЗАЩИТА ДАННЫХ
Одно из направлений деятельности компании Computer Associates (CA, www.ca.com), ведущей свою историю с 1976 г. и имеющей представительства более чем в 140 странах, - разработка персональных и корпоративных средств защиты от всевозможных ИТ-угроз: вирусов, шпионских программ и т. д. Сильных игроков на этом рынке достаточно много, причем практически все они, ссылаясь на мнения различных аналитиков, утверждают, что их продукт (по тому или иному критерию) - самый что ни на есть лучший.
Сразу скажем: мы не сравнивали "убойную силу" защитных продуктов CA с аналогичными по назначению пакетами других фирм. Это очень сложная задача, посильная лишь специализированным центрам и требующая как минимум наличия собственных, актуальных и весьма представительных коллекций зловредных кодов. Но подход CA к лицензионной политике наверняка нравится как ИТ-директорам, так и рядовым пользователям. Дело в том, что в CA подписка на обновления антивирусных баз данных носит бессрочный характер и включена в стоимость продаваемого продукта - кстати, в сравнении с творениями других фирм, не столь уж и большую. Это избавляет пользователей от дополнительных трат и необходимости постоянно помнить о том, когда именно наступит "День X" и используемые ими защитные системы вдруг потеряют функциональность (полностью или частично) и тем самым откроют "ворота" для полчищ зловредных кодов, которые в лучшем случае на несколько часов или дней парализуют продуктивную деятельность компании (или частного лица), а в худшем - отформатируют добытые нелегким трудом данные или "уволокут" разного рода конфиденциальные сведения.
В CA считают, что с той или иной степенью жестокости наказывать своих клиентов за преднамеренную или случайную (ведь причины несвоевременного перечисления абонентской платы могут быть самые разные, вплоть до сбоев в работе финансово-кредитных учреждений!) "нелояльность" негуманно и неэтично. Пусть приобретенным пакетом со 100%-ной функциональностью клиенты пользуются хоть до пенсии или наступления другого печального события! В то же время примерно раз в год компания выпускает новые, еще более совершенные и эргономичные продукты. Но при этом не заставляет пользователей покупать их, меняя форматы антивирусных баз данных, предназначенных для скачивания обновлений, или используя другие достаточно "тонкие" способы "залезания в кошелек" пользователей. Одним словом - главный лозунг CA можно сформулировать так: "Добровольность и еще раз добровольность!".
Борис Нуралиев, Роман Хубер и Сергей Тарасов (слева направо)
надеются, что их взаимное сотрудничество пойдет на
благо огромному количеству пользователей
Продвинутым корпоративным заказчикам продукты CA известны достаточно давно, а вот их распространение на отечественном рынке SoHo до последнего времени сдерживалось таким "пустяком", как отсутствие локализованных программ и русскоязычной линии технической поддержки.
Но теперь, благодаря активности московского представительства CA и фирмы "1С", реализующей с марта прошлого года проект "1С:Дистрибуция" (см. PC Week/RE, N 8/2004, с. 13), все эти барьеры позади и уже ничто не мешает индивидуалам, а также средним и малым предприятиям влиться в ряды пользователей продуктов eTrust Antivirus (полностью локализованное антивирусное ПО для защиты файловых серверов, ПК и КПК) и eTrust PestPatrol Anti-Spyware - пакет для защиты компьютеров от известных CA программ-шпионов и иного вредоносного кода (троянов, рекламирующего ПО, агентов DoS-атак и других Web-угроз), в котором пока переведена на русский язык лишь пользовательская документация (она записана на установочном компакт-диске в виде четырех PDF-файлов). Коробки с этими продуктами по верхнему краю украшены характерной желтой полосой с красным логотипом "1С:Дистрибуция. Программы для офиса и дома" (для тех, кто еще не знает: красные буквы на желтом фоне, будь то компакт-диски, документация, методические указания, футболки, кепки и т. д., - отличительный признак всего, что имеет отношение к деятельности "1С").
Региональный директор Computer Associates в Центральной и Восточной Европе Роман Хубер подчеркивает, что в соответствии с условиями контракта SoHo-продукты СА по управлению безопасностью (они обеспечивают всестороннюю защиту ИТ-ресурсов в реальном времени посредством непрерывного обнаружения и нейтрализации потенциально опасных вирусов, шпионского ПО и иного вредоносного кода) будут издаваться и распространяться фирмой "1С" для рынка России и других стран СНГ по специальным ценам.
Пакет eTrust Antivirus переведен на русский язык полностью, а в решении eTrust PestPatrol Anti-Spyware пока локализована лишь краткая инструкция по установке
Директор "1С" Борис Нуралиев сказал: "Сначала западные производители очень осторожно относились к тому, чтобы издателем их продуктов выступала наша фирма. Но когда проект начал успешно развиваться (сейчас под маркой "1С:Дистрибуция" предлагается уже около 20 различных приложений), они поняли, что в этом случае на продаваемость их товаров будет положительно влиять не только размер нашей дилерской сети (более 5300 организаций в 570 городах СНГ, в том числе свыше 3300 франчайзи), но и известность нашей торговой марки. Причем среди самых различных людей - от заядлых игроманов всех возрастов до примерных школьников и вполне серьезных дядей и тетей, любящих и хорошо умеющих считать деньги".
Сервис
Московский офис CA позаботился также об открытии русскоязычной линии поддержки. Она организована в сотрудничестве с компанией "Корпоративные информационные системы" ("Корис", www.corisys.ru), являющейся бизнес-партнером и сертифицированным сервис-центром Computer Associates. По рабочим дням с 9:00 до 18:00 по московскому времени пользователи указанных выше пакетов могут позвонить по телефону (095) 540-2736 и выяснить все волнующие их вопросы. По словам главы представительства СА в России и СНГ Сергея Тарасова, степень многоканальности этой телефонной линии будет определяться востребованностью данной услуги и поддерживаться на должном уровне.
***
В СА подписка на обновления антивирусных баз данных носит бессрочный характер и включена в стоимость продаваемого продукта.
***
Технические характеристики SoHo-продуктов CA
При работе на клиентских машинах пакет eTrust Antivirus v 7.1 предъявляет исключительно скромные требования как к ОС (он может функционировать даже под управлением Windows 95 OSR), так и к оборудованию (Pentium с частотой от 100 МГц). Если же eTrust Antivirus инсталлируется на файловый сервер Windows, то требования к "железу" несколько выше: процессор Pentium II с частотой не ниже 300 Мгц.
Данный пакет также может функционировать на КПК, работающих под управлением Palm OS, Microsoft Windows Mobile 2002/2003 и Microsoft Smartphone.
Рекомендованная цена однопользовательской версии данного пакета - 49,95 долл., версии на пять компьютеров - 159,95 долл., а десятипользовательского варианта - 299,95 долл.
По словам Романа Хубера, в данном пакете на постоянно подключенном к Сети компьютере частота автоматического обновления антивирусных баз определяется текущим уровнем мировой "эпидемиологической" активности. Если же пользователь выходит в Интернет лишь эпизодически, то при каждом подключении к Сети его "персональная" антивирусная база приводится в соответствие с "публичной".
Что же касается "пакета-контрразведчика" eTrust PestPatrol Anti-Spyware r5 for Windows, то он выпущен лишь в однопользовательском варианте (по рекомендованной цене 35,95 долл.) и предназначен для работы на компьютерах, функционирующих под управлением OC класса не ниже Windows 98 SE. При этом требуется процессор Pentium с частотой от 200 МГц. Как утверждают разработчики, в данном пакете автоматическое обновление определений нежелательного ПО производится как минимум раз в неделю.
Символично, что официальные продажи локализованных SoHo-продуктов CA начались 26 сентября, т. е. за один день до открытия выставки SofTool’2005 (www.softool.ru, 27 сентября - 1 октября), которая вот уже 16-й год является главной отечественной софтверной экспозицией и на которой стенд "1С" в последние годы является самым крупным. Вот там-то потенциальные пользователи и смогли познакомиться с данными продуктами более подробно.