ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТЧИКА

Любые технические задачи гораздо проще и дешевле решаются на стадии разработки системы, нежели в процессе ее внедрения и уж тем более эксплуатации. Это утверждение в полной мере справедливо и для видеостен - систем отображения информации коллективного пользования, которые находят широкое применение в диспетчерских службах всех уровней.

Видеостены обладают высокой информационной емкостью и позволяют создавать различные сценарии отображения динамических данных. Наглядно показывая большие объемы быстро меняющихся параметров, видеостены формируют единое информационное поле для операторов и лиц, принимающих решения. В ходе модернизации автоматизированных систем управления видеостены заменяют блоки стрелочно-цифровых индикаторов или встраиваются в мнемощиты.

Видеостена сама по себе представляет сложный программно-аппаратный комплекс (видеокубы, контроллеры, программное обеспечение) и при этом является составной частью системы управления, в которую входят источники данных (датчики, видеокамеры и т. д.), устройства обработки информации (серверы), рабочие места операторов, система транспортировки данных, коммутационное оборудование и пр. Поэтому проектирование ведется параллельно по нескольким направлениям: архитектурное планирование помещения, разработка ПО, систем сбора и отображения информации.

Число инсталляций видеостен на промышленных объектах с каждым годом увеличивается, и большинство потенциальных заказчиков уже представляют себе в общих чертах состав, принципы действия и возможности оборудования. Однако мало кто знает о технологических особенностях проектирования, установки и эксплуатации видеостен. Исходя из опыта нашей компании можно выделить два полярных варианта осведомленности заказчика и степени проработки всего проекта на момент обращения к специалистам по системам отображения информации.

Первый вариант - когда заказчику нужно решить задачу отображения данных на большом экране, но полной ясности в том, какие данные и как именно необходимо показывать, у него нет. Такая ситуация характерна для ранних стадий проекта, когда ни ПО, ни строительной документации еще нет. В этом случае проектировщикам видеостены приходится досконально разбираться в технологии функционирования объекта и вместе с соисполнителями разрабатывать сценарии отображения данных, чтобы в итоге обеспечить баланс между функциональностью системы и стоимостью проекта. Вначале определяется, кто, какую информацию и в каких режимах должен получать, и только потом предлагаются варианты реализации системы визуализации.

Ответственный рабочий момент -

юстировка экранов видеокубов

После полутора-двух лет эксплуатации видеостены некоторые заказчики, получив представление о ее возможностях, обращаются с просьбой о расширении системы, например увеличении размера полиэкрана, количества источников сигнала или изменении сценария отображения информации. Если в исходном проекте была заложена такая функциональность (контроллер позволяет установить дополнительную плату расширения, проложены необходимые коммуникации и т. д.), то модернизация видеостены и связанной с нею инфраструктуры, как правило, не требует значительных затрат. Поэтому для заказчика выгодно как можно подробнее описать существующие и спрогнозировать потенциальные потребности в отображении информации, чтобы еще на этапе проектирования разработчик мог обеспечить адаптивность системы.

Другой крайний вариант развития событий предполагает, что заказчик уже знает, какую информацию и в какой последовательности он хочет видеть на экране, а сопутствующие работы идут полным ходом. К нам попадает согласованный архитектурный проект, в который нужно "лишь добавить видеостену". Вот тут, как правило, и возникают проблемы, поскольку нередко оказывается, что большой объем работ проделан без учета соответствующих норм и правил.

Действующие стандарты по эргономике и охране труда определяют допустимые расстояния от экрана до операторов, рекомендуют минимальный размер шрифтов на экране, допустимые сочетания цветов и другие важные пользовательские характеристики системы. Правила эксплуатации оборудования, разработанные его производителями, обязывают проектировщиков предусмотреть пространство для настройки и обслуживания системы, обеспечить соблюдение температурного режима, условий вентиляции и т. д. Все эти требования нацелены на то, чтобы в итоге обеспечить комфортные условия для операторов и гарантировать эффективную эксплуатацию объекта. Если проект существует еще только на бумаге, то корректировка хотя и требует дополнительных затрат, но намного проще, чем в случае, когда строительные работы уже близки к завершению.

Наиболее благоприятный для всех сторон вариант складывается, если заказчик или соисполнитель проекта на раннем этапе разработки предоставляют проектировщику видеостены исчерпывающие характеристики отображаемой информации (количество и тип входных видеосигналов, сценарии вывода данных) без привязки к конкретной реализации, а вместе с этим - подробный план помещения с указанием предполагаемых мест расположения операторов и возможных точек подключения оборудования. Этой информации вполне достаточно для того, чтобы определить размеры полиэкрана, подобрать конфигурацию видеокубов и рассчитать стоимость проекта. На следующем этапе готовится планировочное решение, отвечающее как эргономическим параметрам и технологии работы объекта, так и правилам размещения оборудования.

Монтаж системы отображения информации требует предварительной подготовки помещения и должен производиться квалифицированными специалистами, чтобы при стыковке видеокубов получился полиэкран, который будет смотреться единым целым. При сборке видеостены зазоры между экранами и отклонения в плоскости полиэкрана должны составлять менее 1 мм, а линии соседних видеокубов должны сопрягаться с точностью до одного пиксела.

Планировать размещение видеостены желательно до начала строительных и отделочных работ. Необходимые кабели обычно прокладываются на стадии строительства, а монтаж самой видеостены выполняется уже в полностью подготовленном для последующей работы помещении. В нашей практике был случай, когда заказчик попросил спроектировать и установить видеостену в уже отремонтированный зал. Помимо того что это усложнило проектирование, пришлось вскрывать пол и стены для укладки кабелей.

Даже в том случае, когда заказчик берет на себя часть подготовительных работ, необходим контроль за их выполнением со стороны проектировщика видеостены. Ему следует, в частности, оценить уровень подготовки пола под систему (пол не должен проседать под ее весом) и проверить изготовление крепежа для видеостен, чтобы не пришлось дорабатывать конструкцию "по месту".

Вообще любые изменения в проекте на месте влекут за собой дополнительные затраты и увеличение срока внедрения системы. Однажды руководство организации, где наша компания выполняла проект, попросило перенести уже смонтированную видеостену на несколько сантиметров в сторону. Такая работа равносильна новой инсталляции.

Все клиенты признают исключительную важность технического обслуживания установленной системы отображения: регулярную профилактику и оперативный ремонт. После окончания гарантийного срока мы советуем не экономить на своевременном проведении сервисных мероприятий и заключать с поставщиком видеостены сервисный контракт, который является гарантией оперативного и профессионального решения любых нештатных ситуаций.

Чтобы обеспечить непрерывность эксплуатации системы, мы рекомендуем обязательно включать ЗИП (запасные части и принадлежности) в комплект поставки. Это продиктовано требованиями к надежности системы: при наличии запасной лампы на складе у заказчика ее замена займет около 3 мин, в то время как для доставки лампы клиенту, скажем, на Урал потребуется не менее суток, а если потребуется заказывать лампу у производителя, то ждать придется не менее недели, а стоимость доставки может в несколько раз превысить цену, заложенную при расчете ЗИП.

Создание систем отображения информации - серьезная проектная задача. Работа над подобными проектами регламентируется государственными стандартами, в которых подробно расписаны все этапы. Эффективность этих стандартов подтверждена временем, и мы рекомендуем клиентам требовать их соблюдения от всех участников проекта по созданию или реконструкции помещений. В конечном итоге это позволит избежать серьезных ошибок и дополнительных затрат.

С автором статьи, генеральным директором компании "ДеЛайт 2000", можно связаться по адресу: CEO@delight2000.com.