ЭКСПОРТ ПО

Время летит очень быстро. Всего четыре года прошло с момента, когда компании молодого российского сегмента рынка офшорной разработки ПО решились открыто объявить о своем существовании и предприняли совместные шаги по решению насущных проблем. А сегодня об этой индустрии (!) знают в нашей стране, кажется, даже те, кто пока никак не связан с компьютерами; ее значимость единогласно признают чиновники и законодатели, а решением проблем озабочен сам президент страны.

И тем не менее, когда следишь за развитием российского офшоринга (офшорный аутсорсинг разработки ПО), порой возникают определенные сомнения в справедливости тех оценок, которые обычно приводятся в официальных отчетах по данной теме. Да, определенный прогресс налицо, но создается впечатление (оно основывается на информации из разных источников, в том числе зарубежных), что он совсем не так велик, как ожидалось еще два-три года назад, и что вместо погони за лидерами в этой отрасли мы все же находимся в каком-то предстартовом состоянии...

7 сентября в Москве прошло ежегодное общее собрание членов ассоциации "Руссофт", которая с момента своего образования четыре года назад (тогда - под названием Ассоциация разработчиков программного обеспечения, АРПО) является наиболее заметным и признанным представителем интересов отечественных офшоринговых компаний. Отправляясь в пресс-клуб, проводимый "Руссофтом" вечером того же дня, я надеялся узнать из первых рук о состоянии дел в отрасли, мнение ИТ-компаний о государственной активности в этом направлении, о проблемах и путях их преодоления. Но не тут-то было.

Ведущим спикером вечера стал директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Бяхов, который в очередной раз сообщил в общем-то уже известные сведения о работе по совершенствованию законодательства, о большом ИТ-потенциале нашей страны и, конечно, о создании технопарков. Но, к сожалению, все эти разговоры по-прежнему относятся к категории "деклараций о намерениях" - они неплохо выглядели еще пару лет назад, но сегодня хотелось бы услышать о каких-то ощутимых результатах проделанной работы. В выступлении же чиновника конкретных данных о динамике развития российской офшоринговой отрасли (в том числе на фоне общемирового рынка) не прозвучало.

Президент "Руссофта" Валентин Макаров в своем кратком выступлении вообще решил не затрагивать вопрос о прошедшем за несколько часов до этого собрании членов ассоциации и ограничился только данными о динамичном развитии отрасли. Так, по его словам, в российской отрасли разработки экспортного ПО занято около 500 компаний. Общий объем экспорта ПО вырос в 2004 г. на 40% (хотя во внутренних документах "Руссофта" говорится о 35-процентном росте), до величины 750 млн. долл. Ожидается, что в 2005-м этот показатель составит 1 млрд. долл. Впрочем, все это - лишь предварительные данные маркетингового исследования, проводимого "Руссофтом" (оно будет закончено в октябре).

На этой мажорной ноте можно было бы и закончить рассказ о прошедшем пресс-клубе, но все же хочется вернуться к формальному поводу его проведения - ежегодному собранию ассоциации. В официальном отчете правления "Руссофта" (с ним удалось познакомиться уже после проведения мероприятия) приводится довольно подробное описание его работы (сотрудничество с другими ассоциациями, маркетинговая активность, проведение PR-акций, лоббирование отрасли на государственном уровне и т. д.), но сейчас отметим только несколько моментов.

Так, за отчетный период в "Руссофт" вступило 12 новых членов, но за это же время ее ряды покинуло 16 компаний, причем шесть из них указали причину - "прекращение ведения разработки на экспорт". Сейчас в составе ассоциации - 69 зарегистрированных членов, хотя год назад планировалось довести это число до ста.

Среди организационных проблем в отчете выделена задача "включения в ассоциацию всех значимых игроков рынка, а также завершения вовлечения в ее орбиту российских центров разработки зарубежных компаний". Тут нужно отметить одну важную тенденцию - картина распределения фирм-разработчиков сместилась из Москвы в другие районы страны, в значительной степени в сторону Санкт-Петербурга. Наверное, это можно приветствовать, но складывается впечатление, что этот процесс идет не только за счет повышения активности региональных компаний, но и за счет снижения активности московских.

***

 

Порой возникают сомнения в справедливости тех оценок, которые обычно приводятся в официальных отчетах по офшорному программированию.

 

***

В отчете особо подчеркивается явно недостаточный объем статистической информации о состоянии отечественного рынка офшоринга и ставится задача по решению этого вопроса. Из перечисляемых в нем проблем нужно остановиться еще на двух, которые, судя по разговору с представителями компаний-разработчиков в кулуарах пресс-клуба, их волнуют больше всего.

Первая - это совсем непонятная ситуация с реализацией концепции технопарков. В отчете по этому поводу говорится: "К сожалению, принятый в июле Государственной Думой закон "Об особых экономических зонах" не направлен на поддержку существующих компаний, а Программа развития сети ИТ-парков в России ориентирована на государственные проекты". Вот еще одна фраза из этого документа: "Государство [в своих региональных проектах] ориентируется либо на академические центры, либо на вузы, либо на иностранных инвесторов, а не на российские компании-экпортеры". По мнению ИТ-компаний, идея технопарков как комплекса мер на поддержку развития софтверного бизнеса сегодня сводится лишь к вопросу получения господдержки на создание недвижимости и управления ею. При этом интересы уже действующих игроков отрасли учитываются меньше всего.

Второй вопрос - это проблема подготовки ИТ-кадров, которых явно не хватает для развития отрасли. Создав необходимую инфраструктуру (в виде тех же технопарков), мы можем обнаружить, что работать там будет некому. Все это стало очень заметно в последние пару лет - организация в стране всего нескольких центров разработки зарубежных ИТ-корпораций сразу обозначила дефицит программистов. Результатом стал быстрый рост их зарплаты в регионах (до 50% за последний год), а следствием - падение рентабельности офшорного бизнеса, снижение конкурентоспособности российских компаний по сравнению с Индией, Китаем и т. д.

Еще год назад в этой связи в программистской среде появилась шутка о том, что на работу в наши технопарки придется приглашать специалистов из азиатских стран. Сегодня эта шутка выглядит уже совсем не смешной. К сожалению, проблема с подготовкой ИТ-кадров стала очевидной уже давно (см., например, PC Week/RE, N 32/2004, с. 41), но ее внятного анализа и путей решения пока никто (государство, вузы, ИТ-компании) не обозначил.

Положительная динамика российской отрасли разработки экспортного ПО, в общем-то, не вызывает сомнения. Но все же, несмотря на оптимистичные оценки ее роста, складывается впечатление, что впереди у нее непростой этап дальнейшего развития. Наверное, его можно будет легче пройти в условиях открытого и конструктивного обсуждения проблем.

Версия для печати