АЛЬЯНСЫ

Из США пришла новость: корпорация Microsoft и компания SWsoft (www.sw-soft.com) заключили соглашение о технологическом сотрудничестве в создании решений для хостинг-провайдеров. В соответствии с ним продукт SWsoft SiteBuilder for Windows (средство разработки Web-приложений через Web-браузер) будет с 30 сентября бесплатно распространяться среди компаний-хостеров в составе специального предложения, включающего также мастер-ориентированный интерфейс, широкий набор шаблонов, услуги по технической поддержке и многие другие полезные вещи. Однако скорее всего корпорацию в этом сотрудничестве интересует не столько данный Web-инструмент, сколько то, что компания SWsoft является признанным лидером в области ПО для виртуализации серверов и ее технологии (Virtuozzo, Plesk, SiteBuilder, HSPcomplete и PEM) широко применяются во всем мире для решения задач хостинга (свыше 10 тыс. заказчиков и свыше 100 тыс. серверов более чем в 100 странах).

Такое сотрудничество мирового лидера ПО со специализированной софтверной компанией - в общем-то, довольно обычная деловая практика. Но в данном случае стоит обратить внимание на два нюанса. Первый: до недавнего времени SWsoft была известна как почти исключительно Linux-ориентированная компания. Второй: SWsoft - это пример того, как российская компания может стать технологическим мировым лидером в сфере “тяжелого” корпоративного серверного ПО.

SWsoft была организована в конце 90-х годов группой отечественных специалистов с целью создания собственных технологий на уровне операционных систем. Изначально компания была ориентирована на зарубежный рынок, поэтому неудивительно, что она юридически зарегистрирована в США и ее штаб-квартира сейчас находится в Херндоне (штат Вирджиния). Фирма имеет несколько офисов в других странах, но центры исследований и разработки находятся “дома”: в Москве и Новосибирске - здесь трудятся более 500 сотрудников, в основном высококвалифицированные инженеры-программисты.

Изначальной идеей руководителей SWsoft было написание специальной ОС для провайдеров (Web, ASP). Но потом было решено, что более оптимальный вариант - выработка механизма, обеспечивающего создание виртуальных операционных сред на базе существующих ОС. Так появилась технология Virtuozzo, которая сегодня защищена в США целым рядом патентов.

Поскольку на рынке хостинга все эти годы доминируют решения на базе Linux, то компания сосредоточила свои усилия именно на этой ОС. По общему признанию экспертов, ей удалось получить действительно уникальные технологические решения, позволившие реализовать концепцию софтверной виртуализации и консолидации серверов на очень высоком уровне. Открыв фактически новый развивающийся сегмент рынка, SWsoft стала его лидером.

Три года назад начался новый этап развития бизнеса SWsoft (см. PC Week/RE, N 1/2003, с. 22), что было обусловлено двумя факторами. Во-первых, спрос на ее продукцию стал в последнее время заметно расти в России и она активизировала свою деятельность на своей исторической родине. Во-вторых, с целью расширения рынка сбыта продукции возникла идея вывода технологий виртуализации в сегмент корпоративных заказчиков, что потребовало коррекции маркетинга SWsoft (корпоративные клиенты, в отличие от хостеров, гораздо консервативнее в своих технических предпочтениях), а самое главное - перенесения технологии виртуализации в Windows, которая к тому времени уже была самой популярной в этой категории заказчиков.

Еще тогда, в 2002-м, SWsoft объявила о выпуске в скором будущем варианта Virtuozzo для Windows и Solaris. Но реализация ее подхода (а он существенно отличается от подходов Microsoft и VMware - см. статьи “Виртуальные машины осваивают платформу Intel” и “Виртуализационные технологии и их возможности”, “BYTE/Россия”, N 5/2005, с. 16 и 21 соответственно) оказалась намного сложнее, чем для Linux, и в результате рабочая версия Virtuozzo for Windows была выпущена только летом этого года.

Помимо рассказа об успехе российских разработчиков на мировом рынке серверных технологий эта история должна пояснить мотивацию двух сторон, пришедших к соглашению о сотрудничестве: Microsoft заинтересована в продвижении в сегмент хостинг-провайдеров, где позиции корпорации пока не очень сильны, SWsoft - в освоении рынка корпоративных клиентов.

Но сейчас хотелось бы вернуться к российским истоку и нынешнему базису SWsoft. По мнению Александра Тормасова, руководителя исследовательских работ SWsoft, успех бизнеса компании определяется не только эффективностью команды менеджеров, но и ставкой на российский потенциал разработки. Компания активно сотрудничает с ведущими вузами, в частности с МФТИ и Новосибирским госуниверситетом, оказывая им спонсорскую помощь и предоставляя вакансии лучшим выпускникам непосредственно в России.