КОНФЕРЕНЦИИ
Казалось, 35 тыс. участников очередной ежегодной конференции Oracle собрались в середине сентября в Сан-Франциско, чтобы получить ответ именно на этот вопрос. Чуть ли не каждый докладчик считал своим долгом еще раз объяснить, что новый бренд Oracle применяется в двух контекстах. Первый связан с Project Fusion - планируемым к 2007 г. объединением всех купленных корпорацией бизнес-приложений (PeopleSoft, JD Edwards, Siebel) и ее собственного комплекта Oracle E-Business Suite в одном продукте; второй - с технологическим стеком промежуточного слоя Oracle Fusion Middleware, призванным обеспечить интеграцию разнородных приложений на базе открытых стандартов. Любопытно, что наряду с появлением новых брендов наблюдается и возврат к проверенным старым: в корпорации вновь в ходу Oracle Applications (так некогда назывался Oracle E-Business Suite), но теперь эта торговая марка покрывает весь разношерстный парк прикладных систем, находящихся сегодня под контролем Oracle. Но не будем входить в детали этимологии слова "fusion", означающего и слияние, и сплав, и даже грозную реакцию термоядерного синтеза: увлекшись этим, мы рискуем не заметить действительно кардинальные сдвиги в стратегии корпорации.
Долгое время казалось, что Oracle стремится усидеть на двух стульях: поддерживать в своих продуктах общепринятые мировые стандарты и в то же время теми или иными способами побуждать клиентов получать весь программный стек - от СУБД до бизнес-приложений - из одних рук: из рук Oracle, разумеется. Ее ERP-система Oracle E-Business Suite способна работать только на собственной платформе СУБД и сервера приложений. Сам сервер приложений тесно интегрирован с системой управления данными и другими компонентами связующего ПО Oracle (серверами интеграции и идентификации, порталом и т. д.). Все они в совокупности образуют своеобразную прикладную платформу, а тот, кто владеет платформой, может, как показал опыт Microsoft, диктовать и цены, и свои условия софтверному рынку. В сегменте хранения данных Oracle давно уже признанный лидер, в области ПО промежуточного слоя показатели корпорации росли самыми быстрыми темпами, а в абсолютном выражении ее доходы здесь уступали только IBM WebSphere.
Конкурентам дается шанс
И вдруг в своем пленарном выступлении президент Oracle Чарльз Филлипс провозглашает в отношении своего связующего ПО новую доктрину - оно становится hot-pluggable. Имеется в виду обеспечение взаимозаменяемости модулей middleware Oracle и любых других вендоров, если, конечно, они поддерживают открытые стандарты. Более того, с основным конкурентом на этом поле - компанией IBM - подписывается отдельное соглашение, по которому участники обязуются сделать IBM WebSphere равноправной (наряду с Oracle Fusion Middleware) средой исполнения для будущего единого комплекта бизнес-приложений Oracle. Как заявил старший вице-президент Oracle по разработке прикладных систем Джон Вуки, даже "нынешнее поколение" Oracle Applications будет поддерживать службу каталогов, средства идентификации пользователей и их однократной регистрации, входящие в состав пакетов WebSphere и Tivoli. Там, где стандарты пока отсутствуют, участники соглашения договорились предлагать и продвигать их совместно. Заметим, что сейчас в Oracle Applications входят как благоприобретенные продукты PeopleSoft и JD Edwards, так и Oracle E-Business Suite, а это означает, что впервые и собственные приложения Oracle будут поддерживать связующее ПО основного конкурента.
Чарльз Филлипс:
"Все бизнес-приложения
Oracle получают пожизненную
поддержку"
Что же случилось? Ларчик открывается просто: купленные Oracle за прошедший год ERP-системы изначально функционировали как на платформах IBM (DB2 и WebSphere), так и на Oracle (Database и Application Server). Но купить вендоров - вовсе не то же самое, что приобрести их клиентов. Клиент может разочароваться и перейти на другую ERP-систему, благо SAP и иные конкуренты предлагают им для этого специальные льготные программы. А ведь, по мнению большинства экспертов, все прошлогодние покупки Oracle и затевались-то ради расширения клиентской базы. Лишиться ее - значит поставить под удар инвестиции огромного объема. Так что упомянутые выше неожиданные инициативы - это во многом вынужденные ходы. Кто мог представить себе еще пару лет назад, что Oracle придется заботиться о поддержке в своих приложениях СУБД DB2?
Еще один предмет беспокойства клиентов - долговременные перспективы используемых ими пакетов PeopleSoft и JD Edwards. Многие такие клиенты вполне довольны функционалом нынешних версий и побаиваются, как бы после выхода в свет объединенного продукта Project Fusion корпорация Oracle не стала вынуждать их к полному апгрейду путем прекращения сопровождения старых версий. "Они говорят нам - мы хотим инноваций, но не в таком бурном темпе", - пояснил Чарльз Филлипс. Для успокоения этих заказчиков Oracle объявила на OpenWorld о вводе в действие так называемой пожизненной поддержки. Почему так называемой? Судите сами. В первые пять лет обеспечивается полная поддержка, включающая создание новых версий, реагирование на корректировки законодательной и нормативной базы. Следующие три года будут выпускаться только исправления технического характера, и стоимость поддержки увеличится на 10-20%. И наконец, с девятого года на неограниченный срок сохраняется горячая линия, онлайновая справочная система и база знаний; при этом стоимость услуг возвращается к первоначальному уровню. Собственно, и сам масштаб конференции связан с желанием корпорации успокоить всех ERP-клиентов и вселить в них чувство уверенности. Огромное даже по меркам Силиконовой долины число участников объясняется тем, что впервые на форум были приглашены партнеры и клиенты PeopleSoft, JD Edwards, Retek и других фирм, купленных Oracle за последний год (всего их около десятка).
Крутой поворот
Стоило ли тратить огромные деньги на покупку вендоров со столь капризными клиентами, если можно было продолжить движение в сторону методического захвата все новых участков на рынках СУБД и связующего ПО, в чем-то повторяя весьма успешный опыт Microsoft, доминирующей на настольных ПК? Судя по тому, что сказал в своем выступлении глава Oracle Ларри Эллисон, этот стратегический поворот был сделан вполне осознанно. СУБД и ПО промежуточного слоя приносят корпорации две трети доходов, но большая часть этих поступлений - плата за техническую поддержку и обновление версий: продажи новых лицензий растут крайне медленно. Накануне конференции были опубликованы результаты I квартала нынешнего финансового года: суммарный оборот за год вырос с 2,22 до 2,77 млрд. долл., но продажи лицензий на базовые технологии увеличились лишь на 1% и составили "всего-то" 492 млн. долл. В то же время спрос на бизнес-приложения высок, свидетельством чему является 84%-ный рост сбыта лицензий (до 127 млн. долл.). Иными словами, резервов роста в технологическом сегменте практически нет, а спрос на средства корпоративного управления по-прежнему высок.
Можно, конечно, сместить акценты в своей продуктовой политике и постараться завоевать рынок ERP "честным трудом". Но есть другой, пусть гораздо более затратный, но и быстрый способ роста, который иногда загадочно называют "неорганическим". Покупка компаний с мощной клиентской базой (PeopleSoft, Retek, i-Flex) и является источником такого неорганического роста, но лишь при том условии, что клиенты сохранят свою лояльность новому вендору. Как долго может продолжаться подобная неорганическая фаза и каковы возможные пределы этого роста? Активность Oracle на ниве слияний и поглощений порождает все новые самые невероятные слухи. На пресс-конференциях руководителей корпорации постоянно пытали догадками - кто будет следующим. То в качестве потенциального кандидата на покупку фигурировала Amdocs, то BEA Systems. По поводу последней Эллисон внес какую-то ясность, сказав, что когда-то эта компания представляла для них интерес, но сегодня он пропал. Но чаще мы слышали заготовленные заранее, иногда довольно остроумные отговорки: Чарльз Филлипс картинно посетовал, например, что покупать-то ведь некого - крупных софтверных компаний совсем не осталось. В своем докладе Ларри Эллисон высказался более определенно, заявив, что на ближайший год никаких крупных покупок не планируется.
Известны, правда, и другие его высказывания, сделанные вне стен данного форума. В посвященной Ларри статье, опубликованной в октябрьском номере гламурного журнала Vanity Affair ("Ярмарка тщеславия"), приводятся его слова о планах удвоить в ближайшие годы обороты компании и довести их до 30 млрд. долл. Сделать это можно, только продолжив агрессивную тактику поглощения крупных конкурентов. Как пишет в своей заметке в San Francisco Chronicle корреспондент этой газеты Дэн Фост, глава Oracle после выступления на OpenWorld еще раз подтвердил в узком кругу слова, напечатанные в Vanity Affair.
Так сегодня выглядит Oracle Fusion Architecture
Отсюда следует, что покупки компаний, выпускающих программные средства корпоративного управления, будут продолжаться, а проблемы интеграции все новых продуктов в рамках Project Fusion и поддержки расширяющейся разнородной клиентской базы придется решать еще на протяжении многих лет. В частности, сохраняя пожизненное сопровождение старых версий, Oracle несомненно будет стремиться предоставить максимально легкий способ перехода клиентов на ПО нового поколения - Project Fusion. Задача стоит чрезвычайно масштабная, и решить ее можно только на надежной промышленной основе, т. е. поддерживая открытые стандарты и опираясь на сервисно-ориентированную архитектуру (SOA). В исполнении Oracle ее реализация, названная Oracle Fusion Architecture (OFA), была представлена вице-президентом корпорации Чаком Розватом (см. рисунок). Центральным элементом OFA является ПО промежуточного слоя Oracle Fusion Middleware.
Чак Розват: "Oracle Fusion
Architecture - прочный фундамент
для приложений Oracle и других вендоров"
Синтез технологий
Сегодня под этим именем скрывается мощный стек технологических продуктов, обеспечивающих слаженную и безопасную работу приложений, баз данных, системных служб и отдельных пользователей. Некогда чуть ли не единственными представителями middleware на софтверном рынке были серверы приложений и средства асинхронного обмена сообщениями. В настоящее время в Oracle Fusion Middleware наряду с сервером приложений входят инструменты для управления идентификационными данными, бизнес-процессами, Web-сервисами, порталами и контентом, средства интеграции приложений и данных (Data Hubs). Тем не менее отнесение к нему некоторых других продуктов кажется большой натяжкой. Среди них я назвал бы средства для бизнес-анализа (Business Intelligence) и организации коллективной работы, включающие в себя почтовые и OLAP-серверы. Дошло до того, что у Томаса Куриана, вице-президента корпорации, отвечающего за линейку Fusion Middleware, стали спрашивать, не будет ли причислена к middleware и СУБД Oracle. Ответ был отрицательным, и мотивировал его г-н Куриан тем, что за исключением стандартного языка SQL интерфейсы и внутренние механизмы СУБД разных вендоров являются закрытыми.
Томас Куриан: "СУБД Oracle никогда
не станет элементом Oracle
Fusion Middleware"
Эта тема далеко не академического порядка. Провозгласив курс на взаимозаменяемость отдельных модулей связующего ПО разных вендоров (hot-pluggable), руководство Oracle допускает (хотя бы теоретически) даже такие фантастические прежде конфигурации, как развертывание Oracle E-Business Suite на интеграционной платформе SAP NetWeaver. А вот вопрос о том, обеспечит ли Oracle возможность работы объединенного приложения Project Fusion на СУБД IBM DB2, остается открытым, о чем откровенно заявил в своем выступлении Ларри Эллисон. Сомнения его понятны. С точки зрения лояльности клиентов PeopleSoft, Siebel, Retek и т. д., эксплуатирующих сегодня свои приложения на DB2, такая поддержка крайне полезна. Если же во главу угла ставить укрепление позиций на рынке СУБД, то нет. Основным препятствием, по мнению главы Oracle, является то, что значительная часть функциональности Oracle E-Business Suite (вероятно, так будет и в Project Fusion) реализована на уровне СУБД и связующего ПО. Отсюда следует, что даже если, как обещают, в основе Project Fusion будет совершенно новый Java-код, реализующий функциональность объединяемых продуктов в виде набора Web-сервисов, сами эти сервисы могут быть жестко привязаны к вполне определенной СУБД (и известно, какой).
Тем не менее внешние приложения, если они поддерживают открытые стандарты, будут взаимодействовать друг с другом и с системными службами Oracle совершено прозрачно и без каких-либо ограничений. В связи с этим ориентация на стандарты и соответствие их самым последним редакциям становится для ПО промежуточного слоя чуть ли не основным конкурентным преимуществом. Именно поэтому на OpenWorld с большим размахом анонсировалась очередная версия сервера приложений Oracle Application Server 10g Release 3, выпуск которой запланирован на конец 2006 г. В ней будут поддерживаться спецификации Java 5.0, J2EE 1.4, EJB 3.0,WS-Reliable Messaging, WS-Security, WS-Federation, Web Services Metadata и многие другие. Обеспечивается взаимодействие со связующим ПО, входящим в состав Microsoft .Net, IBM WebSphere и MQ-Series, Cisco Local Director и т.д.
Есть еще одна важная проблема, которую Oracle предстоит решать в ближайшие годы и для которой наличие сервисно-ориентированной программной платформы крайне важно. Как считает Ларри Эллисон, преуспеть на рынке ERP можно, лишь имея в своем арсенале широкий спектр отраслевых решений. Иногда их можно построить, купив того или иного вендора: так, в основе впервые представленного на форуме Oracle Retail лежит недавно приобретенный продукт Retek. Но главный канал - это сотрудничество с ISV-разработчиками, которые не должны испытывать трудностей при создании и развертывании своих приложений. И здесь тоже роль инструментов middleware крайне велика.
Итак, что же такое Fusion? Думается, сегодня для Oracle это и цель (Project Fusion), и средство ее достижения (Oracle Fusion Architecture). Станет ли подобное сочетание целей и средств тем трамплином, который поможет корпорации совершить задуманный ею "большой скачок"?