ДЖИМ РАПОЗА: НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

В написанных мною ранее материалах я, выразив разочарование неким разрушительным или идиотским законом либо политикой, иногда утверждал, что все было бы иначе, будь я императором Земли. У меня нет никаких сомнений, что мир стал бы гораздо лучше, если бы я правил всеми людьми железной рукой, правда, в бархатных перчатках.

Но стать таким всемогущим правителем непросто.

Недавно я понял, что можно и другим путем достичь необходимой мне власти, но без права пользоваться ею. Образцом для подражания в данном случае может служить один из правительственных органов США - Федеральная комиссия по связи (ФКС).

На протяжении последних нескольких лет ФКС пыталась проводить политику, направленную против технического прогресса. Проблема заключается в том, что у этого органа нет полномочий на те действия, которые он стремится осуществить с помощью этой политики.

Конечно, обойти небольшое препятствие вроде отсутствия каких-то прав - детская игра для правительственных бюрократов, привыкших мыслить широкими категориями. По существу, эти любители скоропалительных выводов решили: "Полномочия-шмалномочия! Давайте просто сделаем, что хотим, а потом будем разбираться".

"Блестящая мысль!" - как сказали бы парни из пивной Гиннесса.

Поначалу все пошло гладко. Первая попытка ФКС опробовать эту стратегию удалась. Комиссия захотела оказать услугу своим добрым друзьям из крупных кино- и телевизионных студий. Она решила заставить каждого, кто изготавливает нечто, способное принимать широковещательный цифровой сигнал, обеспечить возможность распознавать "признак широкого вещания". Наличие этого признака позволило бы станциям вещания взять под свой контроль всю бытовую электронику и диктовать людям, когда и как они могут записывать и просматривать фильмы, телевизионные шоу и другие передачи.

Производители электроники нехотя подготовились к распознаванию этого признака. Но тут кто-то пронюхал, что ФКС, возможно, не имела права требовать такого нововведения, и побежал в федеральный суд. К несчастью для комиссии, судьи согласились с тем, что она не обладает полномочиями принуждать производителей к обеспечению дополнительных возможностей вроде распознавания широковещательного сигнала и должна обратиться в Конгресс для получения соответствующего мандата. Вы думаете, ФКС сдалась? Ни в коем случае!

Во-первых, она подговорила своих приятелей из Голливуда выполнить некую грязную работу и заплатить членам Конгресса (я имею в виду - интенсивно поработать с ними), чтобы они предоставили ей право навязать распознавание признака широкого вещания. Потом в ФКС подумали: "Какого черта? Раз уж мы претендуем на обладание полномочиями, которых у нас в действительности нет, то можем точно так же и сфабриковать их применительно к другим областям".

Так, ФКС решила оказать услугу одному из членов своей большой федеральной семьи. Видите ли, ФБР обеспокоено тем, что передача голоса поверх IP (VoIP) и другие телекоммуникационные интернет-протоколы нельзя прослушивать. Чтобы помочь ФБР, Федеральная комиссия по связи недавно постановила: все провайдеры доступа в Интернет и широкополосного доступа должны к 2007 г. обеспечить правоохранительным органам возможность прослушивания.

Правда, есть некоторая неясность, связанная с тем, кого в действительности считать провайдером и соответственно кто должен выполнять это распоряжение. Является ли провайдером университет? А как насчет гостиниц или общественных беспроводных точек доступа?

Имеется и небольшая проблема юридического характера: принятый в 1994 г. закон о прослушивании - а именно на нем основывается решение ФКС - содержит специальную оговорку, согласно которой закон этот не применяется к провайдерам доступа в Интернет. Даже некоторые члены ФКС, согласившиеся с новой политикой, признали, что она, по всей видимости, незаконна и, вероятно, вопрос о ней будет рассматриваться в федеральном суде.

Так что теперь развитие VoIP замедлится. Все пытаются понять, что означают новые правила ФКС и не придется ли предстать перед судом. Что касается меня, то я жду не дождусь, что предпримет ФКС в следующий раз. Может быть, она издаст правила, касающиеся медицины или международных договоров. А может, предпримет что-то в отношении Ирака.

Сейчас, когда я задумываюсь над всем этим, я уже не уверен, могу ли я следовать за ФКС по пути к мировому господству. Я подумывал, не попытаться ли мне стать хозяином Белого дома.