ИНИЦИАТИВЫ

    

     Корпорация Microsoft объявила о начале стратегического проекта Live

"ПО как сервис", "предоставление приложений по требованию" - подобные слова мы слышим от поставщиков софта уже давно, привыкли к ним, и многие из нас считают подобные лозунги просто порядком поднадоевшей маркетинговой игрой слов. Но реальные изменения уже происходят, и вполне вероятно, что мы ощутим их в ближайшее время на собственном опыте - как дома, так и на работе. По крайней мере именно это обещает нам Microsoft, анонсировавшая недавно планы по реализации стратегического проекта Live, направленного на воплощение в жизнь идеи предоставления привычного функционала настольного ПК в виде интернет-услуг. Первого ноября на специальной презентации в Сан-Франциско (США) корпорация объявила о выпуске предварительных версий двух интернет-сервисов - Windows Live и Microsoft Office Live, предназначенных для индивидуальных пользователей и малого бизнеса (в дополнение к ранее представленному игровому сервису Xbox Live).

Набор Windows Live представлен на новом сайте http://ideas.live.com и включает несколько услуг - Windows Live Mail (электронная почта), Windows Live Messenger (обеспечение прямых соединений пользователей и связи на основе IP-телефонии), Windows Live Safety Center (сканирование и удаление вирусов на ПК), Windows OneCare (интегрированное средство сетевой защиты, управления ПК, резервного копирования и восстановления данных, ранее анонсированное как служба PC Health), Windows Live Favorites (доступ к средствам Internet Explorer и MSN Explorer) и Live.com (персонализированная стартовая точка для всего комплекса Windows Live, в том числе для службы Windows Live Search). Функции Windows Live будут предоставляться в основном на бесплатной основе (за счет рекламодателей), но некоторые из них будут доступны по подписке.

Главный программный архитектор Microsoft

Билл Гейтс считает, что сервисы смогут существенно

расширить возможности персональных компьютеров

Службы Office Live нацелены на расширение возможностей традиционных офисных приложений и предназначены для деловых пользователей - небольших компаний численностью до 10 сотрудников. Здесь нужно в первую очередь выделить сервис Office Live Basics, через который можно бесплатно получить доменное имя, создать Web-сайт объемом в 30 Мб и пять адресов электронной почты. Кроме того, Office Live предлагает более двух деcятков деловых приложений, построенных на базе технологии Windows SharePoint Services и предоставляемых в виде сервисов по подписке для выполнения таких задач, как управление проектами, продажами и отношениями с клиентами, поддержка групповой работы и пр. Службы Office Live будут доступны в США в cтатусе бета-версии в начале 2006 г.

Однако нужно сразу сказать, что инициативы Microsoft Live ни в коей мере не означают прекращение развития традиционных версий Windows и Office, речь идет о дополнении этих продуктов интернет-сервисами. Более того, нетрудно заметить, что скорее можно говорить о ребрендинге (смене официальных названий) для уже существующих сетевых сервисов корпорации, таких, как Hotmail и MSN, имеющих на сегодняшний день более 215 и 185 млн. зарегистрированных пользователей соответственно. И тем не менее даже сама коррекция имен говорит о намерении Microsoft решительным образом усилить существовавшее до сих пор автономное направление интернет-услуг всей мощью своей Windows/Office-платформы.

В появившихся в западных СМИ комментариях экспертов по поводу последних объявлений Microsoft совершенно справедливо отмечается, что корпорация вступает в борьбу с такими ведущими игроками в области глобальных сервисов, как Yahoo! и Google. Так, например, компания Google некоторое время назад выпустила универсальную программу Google Desktop для поиска файлов в сети и на компьютере, а также совместно с Sun Microsystems готовит офисное приложение OpenOffice, работа которого будет идти через Интернет. Но, похоже, Microsoft вовсе не собирается играть на поле сервисно-ориентированного ПО по правилам, которые ей пытаются навязать конкуренты. Хотя корпорация из Редмонда постоянно расширяет спектр интернет-сервисов для конечных пользователей (можно упомянуть при этом о средствах ГИС и обработки речи), трудно себе представить, чтобы она рискнула пойти на сколько-нибудь серьезное изменение традиционной модели распространения продуктов Windows и Office, составляющих основу ее суперуспешного бизнеса.

В то же время представляется вполне вероятным расширение интернет-услуг в тех областях, где Microsoft еще только предстоит побороться за лидирующие позиции, например в сфере бизнес-приложений. В частности, в зарубежных СМИ уже появились сообщения о возможности использования именно этой модели в продвижении таких средств, как MS Dynamics CRM. Не стоит забывать и о повышении активности Microsoft в реализации продуктов корпоративного назначения на базе технологий MSN - Office Live Meeting и Office Live Communications Server.

Как обычно, в своей деятельности на рынке Microsoft опирается на широкое сотрудничество с сообществом независимых разработчиков. Новые сервисы Windows Live и Office Live реализованы на базе существующих средств создания ПО и работают с Windows через набор API, доступный партнерам. Во время презентации в Сан-Франциско, например, было представлено ПО компании RE3W (www.re3w.com), специализирующейся на разработке приложений для коммерческих заказчиков. Ее программное решение Virtual Earth, реализованное в стиле Windows Live, предназначено для специалистов в области недвижимости и позволяет быстро находить различные объекты на электронных картах городов и получать по ним необходимые справочные данные. (Любопытно, что собственно разработка Virtual Earth была выполнена львовской компанией SoftServe, www.softservecom.com, которая в свое время и предложила заказчику взять за основу решения платформу .NET.) Одной из ключевых идей реализации модели интернет-услуг является перенос бремени их оплаты с конечных пользователей на поставщиков рекламы. Для привлечения последних Microsoft предлагает использовать возможности своего MSN adCenter, которые позволяют рекламодателям применять средства интеллектуального общения с Web-пользователями, в том числе такой новый инструмент, как Internet Protocol Тelevision (IPTV).

Версия для печати