СЕТЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
В ближайшее время на отечественный рынок сетевого оборудования выйдет новая компания - Nateks Networks (www.nateks-networks.ru), созданная в рамках группы НАТЕКС (www.nateks.ru). Головным предприятием группы является Научно-технический центр НАТЕКС - российская фирма, основанная в 1990 г. НАТЕКС имеет хороший опыт разработки, производства и поставки оборудования связи для телефонии и передачи данных. В число его клиентов входят МПС, "Газпром", РАО "ЕЭС России", "ТрансТелеКом", "Связьтранснефть", "Лукойл", "Связьинвест".
Как сообщил заместитель генерального директора НТЦ НАТЕКС Эдуард Миклашевич, целью создания Nateks Networks является выход на рынок оборудования для IP-сетей. Новая компания группы НАТЕКС будет ориентироваться прежде всего на кооперацию с зарубежными поставщиками функциональных блоков для сетевых устройств, в то время как НТЦ НАТЕКС должен все более концентрироваться на собственных разработках.
Рынок оборудования для IP-сетей в России и других странах СНГ сегодня достаточно насыщен, и выходить на него уже непросто. Преимущество имеют те предприятия, которые могут предложить заказчику комплексные решения для всех уровней сети - от техники для магистральных линий до оконечных устройств, причем на основе гибкой ценовой политики и гарантийных обязательств. Похоже, что Nateks Networks готовится именно к такому пути.
Александр Кукуджанов, генеральный директор Nateks Networks, заявил, что компания считает своей задачей предоставление конечному пользователю широкого спектра решений (end-to-end) в области построения IP-сетей. Подобно большинству вендоров IP-оборудования, Nateks Networks будет реализовывать продукцию под собственным брендом, тем самым подтверждая свою ответственность перед потребителем за качество аппаратного и программного обеспечения, а также технической поддержки.
Эдуард Миклашевич: "Целью
создания Nateks Networks
является выход на рынок
оборудования для IP-сетей"
Станислав Конторер, технический директор Nateks Networks, сказал, что новая компания готова вывести на рынок четыре линейки телекоммуникационной техники: UniSpot (абонентское ADSL- и Wi-Fi-оборудование), NetXpert (многоуровневые Ethernet-коммутаторы), Router (маршрутизаторы) и VoiceCom - оборудование для VoIP-решений. Он подчеркнул, что продукты Nateks Networks совместимы с имеющимся на рынке оборудованием.
Представители Nateks Networks утверждают, что компания ориентируется на тесную работу с конечными заказчиками через партнеров и системных интеграторов, акцентируя внимание на комплексной поставке своих решений в соответствии с требованиями конечных потребителей. Александр Кукуджанов также подчеркнул, что главным достоинством решений Nateks Networks являются большие функциональные возможности при цене, соответствующей реалиям российского рынка.
Альтернативный путь Nateks Networks
Nateks Networks создана в начале нынешнего года. В мае в ней числилось три человека, сейчас уже десять. Тем не менее каталог фирмы, в котором насчитывается более 100 страниц, кажется совсем не маленьким. Nateks Networks готова поставлять около десятка типов коммутаторов, семь типов маршрутизаторов и т. д. Причем некоторые модели, вероятно, можно отнести к уровню Hi-End - например, опорный мультигигабитный маршрутизатор операторского класса Router10000 для сетей 10G или коммутатор для ядра сети NetXpert6800.
"По своим характеристикам это очень достойные продукты, которые вполне могут конкурировать с некоторыми моделями HP и Cisco", - считает Денис Панов, менеджер российского представительства Hewlett-Packard по категории продукции ProCurve Networking.
Каким же образом удалось достичь этого результата? Даже при высокой международной кооперации затраты на создание и организацию серийного производства десятков типов сетевого оборудования должны быть очень большими. Ведь вся группа НАТЕКС - это 140 человек персонала и около 30 млн. долл. оборота.
При этом только самостоятельная разработка группы интеллектуальных высокоскоростных мультиуровневых коммутаторов NetXpert6800 на платформе 10 Гбит/с, наверное, обошлась бы в несколько миллионов долларов. А цена всей программы сетевого оборудования должна быть по крайней мере на порядок выше. Откуда у небольшой компании, позиционирующей себя в качестве национального производителя, такие ресурсы?
Сетевое оборудование Nateks Networks
"Насколько я знаю, инженеров-разработчиков у этой фирмы порядка тридцати, чего явно недостаточно, чтобы собственными силами и так быстро разработать подобные продукты, - размышляет Денис Панов. - Значит, речь идет о поставках ОЕМ-продукции". Какие именно компании стоят за ее выпуском, определить пока сложно. Внешне и по функциональности сетевая линейка Nateks Networks чем-то напоминает Foundry, что-то есть и от Huawei.
"Скажу однозначно, что это не Huawei, но это - Китай, - считает директор одной дистрибьюторской компании, попросивший не называть его имени. - Телекоммуникационный потенциал в этой стране достаточно велик, и найти производителя там очень просто. На заводе можно заказать любой конструктив и надписать его как угодно". По его словам, с НАТЕКСом был такой замечательный случай. "Мои друзья из Смоленска попросили совета, как "подружить шлюз VoIP НАТЕКСа с VoIP-шлюзом Samsung". Вроде, и то и другое поддерживает один и тот же протокол (H.323), но не работает передача факса (T.38), - вспоминает он. - В результате после месяца препирательств НАТЕКС наконец, дал Web-сайт и координаты фирмы-разработчика... в Китае. Проблему удалось решить, соединив спецов из техподдержки Samsung с разработчиками модемов в Поднебесной. Так что все это - оттуда!" Косвенно это подтверждается и материалами НАТЕКСа. В каталоге 2005 г. "Инновации интернет-технологий" сформулирован взгляд компании на бизнес в области интернет-технологий, основанный на возможностях использования альтернативных путей, не привязанных к традиционным монополизированным решениям.
На рынке, говорится в документе, до недавнего времени существовало две возможности: дорогостоящее оборудование мировых лидеров и разрозненные узкофункциональные устройства всех остальных. Насколько велики риски поиска альтернативы?
Очевидно, что низкая стоимость оборудования во втором случае сопряжена с большими, порой неоправданными рисками несовместимости одних устройств с другими и неработоспособности оборудования в составе единой системы. Результат - привязка к традициям, т. е. к поставщикам с мировым именем, гарантирующим "сетевую гармонию".
Nateks Networks, написано в проспекте, меняет взгляды на принципы построения интернет-сетей. Используя инновационные разработки, производственные мощности первичных ОЕМ-производителей, адаптацию решений под требования отечественных систем связи и ориентируясь на реальную инвестиционную возможность конечных заказчиков, компания и представляет новую линейку интегрированного оборудования для построения интернет-сетей.
Эта альтернатива базируется на международном разделении труда. Компания видит потребность заказчиков в недорогих комплексных сетевых решениях, приспособленных к реалиям отечественного рынка. Ее вклад не ограничивается поиском OEM-партнера, а включает доработку зарубежной нонэйм-продукции, ее локализацию и сертификацию, дальнейшее продвижение и обслуживание под эгидой Nateks Networks.
Такой подход обеспечивает поставку продуктов по приемлемым для отечественных заказчиков ценам, вполне приличный сервис и открывает хорошие возможности продаж: по мнению г-на Кукуджанова, в 2006 г. оборот НАТЕКСа может составить 50 млн. долл., причем на долю Nateks Networks должно приходиться не менее одной трети. А окупаемости проекта планируется достичь за период от года до полутора лет.
Он также подчеркнул, что Nateks Networks намеревается к 2008 г. занять около 10% российского рынка оборудования для IP-сетей. Как действительно сложится ситуация на рынке через два-три года, пока сказать сложно, но шансы на реализацию этих планов у Nateks Networks есть. "В целом при хорошем финансовом вливании, правильном маркетинге, политической поддержке НАТЕКС вполне сможет добиться заметных результатов, - заключает Денис Панов из НР. - Особенно если предложит великолепные условия по гарантии и сервису. Но путь этот тяжел..."