КОНВЕРГЕНЦИЯ
Интеграция мобильной и фиксированной связи обеспечивает корпоративным структурам расширенные коммуникационные возможности
Конвергенция фиксированной и мобильной связи (Fixed Mobile Convergence - FMC) набирает обороты. В начале ноября в Москве объявлено о том, что завершено тестирование решения Avaya Mobile в России. Эта совместная разработка компаний Avaya (www.avaya.com) и Nokia (www.nokia.com) является одним из первых на отечественном рынке FMC-продуктов для корпоративного сектора. Аналогичные работы успешно ведут и другие лидеры индустрии инфокоммуникаций.
Конвергенция фиксированной и мобильной связи предусматривает слияние проводных и беспроводных сетей и услуг. Термин FMC часто понимается неправильно из-за отсутствия общепринятого определения. Иногда он используется в значении единого биллинга в области услуг фиксированной и мобильной связи, или же под ним подразумевается применение одного абонентского устройства для фиксированной и мобильной телефонии.
Георгий Санадзе: "Мы закончили тестирование
в офисе и начинаем продажи"
Архитектура конвергентных сетей FMC, создаваемая большинством компаний, соответствует документам международного органа по стандартизации 3GPP (3-rd Generation Partnership Project - проект партнерства по системам третьего поколения) и разработанным Европейским институтом стандартов связи ETSI протоколам Telecommunications and Internet Сonverged Services and Protocols for Advanced Networking (TISPAN).
Важным требованием является обеспечение общего сервисного и контрольного уровня для сетей с различными способами доступа. Благодаря этому сеть FMC может объединить предоставление пользователям фиксированных и мобильных сетей конвергентных приложений и услуг по протоколу инициализации сессий (Session Initiation Protocol - SIP), а также обслуживание сетей с коммутацией каналов.
Серьезные разработчики рассматривают FMC в трех аспектах:
- конвергенция сервисов и приложений;
- сетевая конвергенция;
- конвергенция устройств.
В рамках реализации первого направления архитектура сетей нового поколения предусматривает, что контрольный уровень вызова/соединения должен быть отделен от уровня прикладного. Пользователям, подключенным как по фиксированным, так и по мобильным каналам, становятся доступны все сервисы реального времени.
Сетевая конвергенция означает использование единой инфраструктуры для предоставления фиксированных, мобильных и конвергентных сервисов. Например, информация о присутствии конкретного абонента, пользующегося услугой интернет-телефонии, заносится в базу данных центрального сервера. Другим клиентам эти сведения предоставляются, какую бы технологию доступа они ни использовали.
И наконец, в зависимости от типа доступа и вида сервиса в сетях должна обеспечиваться поддержка различных терминальных устройств.
Особенности решения Avaya Mobile
Не секрет, что до недавнего времени с помощью мобильных устройств нельзя было получить доступ ко всем возможностям стационарной офисной телефонии - а это несколько сотен сервисов, разработанных в течение трех десятилетий развития электронных УАТС и вовсе не лишних для корпоративного пользователя.
Решение Avaya Mobile впервые было представлено публике на ганноверской выставке CeBIT в марте нынешнего года (см. PC Week/RE, N10/2005, с. 26). Оно совместимо с платформой смартфонов Nokia Series 60. Новая разработка предоставляет обладателю мобильного телефона почти весь функционал современной телефонной станции предприятия.
Один номер для мобильного и фиксированного аппаратов, набор внутреннего укороченного номера с мобильного телефона, выход в город через офисную станцию - вот лишь некоторые функции из обширного спектра возможностей Avaya Mobile. Кроме того, организация - пользователь этого решения может исключить мобильные междугородные звонки, а также полностью контролировать все вызовы с сотовых телефонов сотрудников.
"Avaya Mobile призван удовлетворить потребность российских компаний в решении, обеспечивающем мобильных сотрудников всеми возможностями фиксированной связи, - сказал генеральный директор Avaya в России и странах СНГ Дмитрий Кондратьев. - Эта разработка позволяет практически стереть границы доступности абонента, а значит, повысить эффективность его деятельности".
В настоящее время Avaya Mobile на базе платформы Nokia Series 60 поддерживается следующими моделями аппаратов: Nokia 3230, 6260, 6600, 6620, 6630, 6700, 7610, а также Panasonic X700. Кроме того, компания работает над тем, чтобы такую поддержку обеспечивал и ряд других аппаратов, в частности Nokia 6680, 6681, 6682, Panasonic X800, Lenovo P930 и Samsung SGH-D720.
"Этот продукт является составной частью новой версии программного обеспечения Avaya Communication Manager 3.0, - пояснил Георгий Санадзе, руководитель группы предпродажной подготовки Avaya в России, СНГ и Восточной Европе. - Соответственно пользователи Avaya Communication Ma-nager и его предшественника, Avaya Definity, могут воспользоваться новыми возможностями своей телекоммуникационной системы посредством расширения этого ПО".
Avaya Mobile работает под управлением ОС Symbian. Загружаемый файл системы можно бесплатно скачать с сайта http://support.avaya.com. Отметим, что ее функциональность пока не распространяется на решение IP Office, предназначенное для предприятий малого и среднего бизнеса, а поддерживается только "старшими" моделями офисной связи Avaya - "наследниками" УАТС Definity.
Для того чтобы воспользоваться данным конвергентным решением, необходимы следующие компоненты: ПО Avaya Mobile, Avaya Communication Manager 3.0 на базе сервера S8710, S8700, S8500, S8300 или CSI, а также лицензии на функцию EC500, лицензии на абонента и дополнительные прямые телефонные номера в потоке E1. Само решение представляет собой не отдельный коробочный продукт, а скорее еще одну, условно говоря, пятьсот первую функцию в составе сервисов Definity.
"Конвергенция мобильной и фиксированной связи - длительный и многоступенчатый процесс, включающий в себя взаимодействие различных участников рынка телекоммуникационных услуг: операторов, разработчиков приложений, производителей мобильных терминалов, - отметила аналитик из IDC Наталья Короткова. - Решение Avaya Mobile является примером такого взаимодействия".
Что предлагают другие фирмы
Надо сказать, что рынок для внедрения законченных решений FMC уже созрел. Об этом свидетельствуют опубликованные нынешней весной результаты специального исследования, направленного на изучение потребностей в корпоративных и частных услугах связи по всему миру. Проведенный по заказу компании Alcatel опрос показал, что 56% корпоративных пользователей заинтересованы в том, чтобы у них был единый телефонный номер для офиса, дома и мобильной связи.
Работы по FMC
Поэтому не только Avaya и Nokia, но и многие другие фирмы активно работают над FMC. Среди них надо отметить компании Alcatel, Motorola и Siemens. Они также имеют существенные достижения в этой сфере.
Начиная около двух лет назад совместно с Avaya и Proxim проект по конвергенции офисной телефонии и мобильной связи, сотрудники Motorola, вероятно, и сами не предполагали, что их первые разработки перерастут в стройную концепцию безграничной мобильности, с которой компания выступает сегодня (см. PC Week/RE, N 19/2005, с. 22).
В рамках своей концепции Мotorola создала решение на базе радиочастотной идентификации (RFID), собственную платформу IP Multimedia Subsystem (IMS) и другие важные компоненты FMC.
В свою очередь, Alcatel предлагает FMC-решение под названием Intelligent Mobile Redirect (IMR), основанное на протоколе SIP. Оно может успешно применяться на крупных предприятиях: связь с сотрудником устанавливается по одному телефонному номеру вне зависимости от того, где он находится. Система сама выберет нужный способ доступа - через сотовую сеть, Wi-Fi или Bluetooth - и перемаршрутизирует входящий звонок на соответствующую сеть доступа.
Компания Siemens также создала законченное конвергентное решение для фиксированных и мобильных сетей. На сегодняшний день оно реализовано в двух версиях: версия FMC 1.x, предназначенная для реализации в пилотных проектах, выпущена в нынешнем году, а FMC 2.x появится в коммерческом доступе в 2006-м.
Что же касается решения Avaya Mobile, то оно, по мнению Марины Сергеевой, менеджера по работе с корпоративными клиентами фирмы Nokia, к 2008 г. будет внедрено более чем у 8000 бизнес-клиентов.