ИНТЕРНЕТ
Владимир Дрожжинов,
В преддверии второго этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (www.itu.int/wsis), который пройдет в Тунисе в ноябре этого года, рабочая группа по управлению Интернетом (РГУИ), членом которой от России является Михаил Якушев, директор Департамента юридической поддержки Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, подготовила в июне 2005 г. "Доклад рабочей группы по управлению Интернетом" (www.itu.int/wsis/documents).
В свое время перед РГУИ (http:// www.wgig.org/) были поставлены следующие основные задачи:
- выработать рабочее определение управления Интернетом;
- выявить содержание государственной политики в отношении управления Интернетом;
- сформировать единое понимание роли и сфер ответственности в реализации госполитики органов государственного управления, существующих международных организаций и других форумов, а также частных секторов и гражданских обществ как развивающихся, так и развитых стран.
Управление Интернетом
Напомним, что сегодня главным управляющим и регулирующим органом в области Интернета является некоммерческая частная организация под названием "Корпорация Интернета по присвоению номеров и адресов" (ICANN, http://www. icann.org/index.html). В ее ведении - назначение параметров интернет-протоколов, управление системой доменных имен и корневых серверов, порядок присвоения доменных имен, распределение пространства IP-адресов и проч. Штаб-квартира ICANN располагается в Марина-дель-Рейте (США). Претендовать на участие в работе совета директоров ICANN может любой человек с соответствующим уровнем технических знаний; в 2000 г. количество таких членов достигало 158 тыс. человек!
Рабочее определение понятия "управление Интернетом". При выработке рабочего определения данного понятия РГУИ исходила из того, что за последние 10 лет Интернет превратился из научно-исследовательской среды в публичный ресурс глобального масштаба. Были обозначены пять критериев, которым должно удовлетворять рабочее определение: 1) адекватность, 2) обобщенность, 3) описательность, 4) краткость и 5) ориентированность на прикладные процессы. В итоге РГУИ представила следующее рабочее определение управления Интернетом:
"Управление Интернетом представляет собой разработку и применение участниками данного процесса общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и использование Интернета. В управлении Интернетом участвуют правительства, частный сектор и гражданское общество, причем каждая из этих категорий играет здесь определенную роль".
Такое определение подкрепляет концепцию широкого участия правительств, частного сектора и гражданского общества в институтах управления Интернетом. В нем учитывается, что в подходе к конкретным вопросам управления Интернетом каждый участник имеет свои интересы, которые он и отстаивает. Одновременно РГУИ отметила, что управление Интернетом не ограничивается присвоением имен, адресов и номеров в Интернете, а охватывает и другие важные сферы, например безопасность, развитие и применение Интернета и др.
Определение аспектов государственной политики, касающихся управления Интернетом, и оценка адекватности существующих механизмов (институтов) управления. Эксперты РГУИ определили четыре основные области государственной политики, потенциально имеющие отношение к управлению Всемирной сетью.
Управление Интернетом представляет собой разработку и применение участниками данного процесса общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и использование Интернета. В управлении Интернетом участвуют правительства, частный сектор и гражданское общество, причем каждая из этих категорий играет здесь определенную роль. |
1. Инфраструктура сети и администрирование ее компонентов - система имен доменов и адресов интернет-протокола (IP-адресов), система корневых серверов, технические стандарты, одноранговое взаимодействие и соединение компьютеров, инфраструктура телекоммуникаций, включая инновационные и конвергентные технологии, а также перевод сетей в многоязычный режим. Есть институты, отвечающие за те или иные конкретные вопросы.
2. Применение Интернета, охватывающее проблемы спама, сетевую безопасность и борьбу с киберпреступностью. Характер необходимого глобального сотрудничества в данной области пока не получил четкого определения.
3. Охрана прав на интеллектуальную собственность и международная э-торговля. РГУИ только приступила к изучению управления этими аспектами Интернета.
4. Развитие институтов управления Интернетом, в том числе участие в этой деятельности развивающихся стран.
Рекомендации РГУИ в отношении механизмов управления Интернетом
Некоторые государства придерживаются мнения, что функции ICANN должны быть переданы какой-либо другой организации, находящейся под эгидой ООН (типа Международного союза электросвязи), чтобы обеспечить более активное участие развивающихся стран в управлении Интернетом. Инициаторами такой постановки вопроса были среди прочих Китай, Бразилия, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, Норвегия, Швейцария и Россия. "Речь идет о том, чтобы некие технологические процессы по управлению Всемирной сетью были изъяты из юрисдикции США и переданы какому-то другому международному органу или структуре международных органов. Вокруг этого предложения и развернулась дискуссия", - пояснил Михаил Якушев "Независимой газете" (http://www.ng.ru/ telecom/2005-11-01/13_internetik.html ). В начале октября нынешнего года эту позицию поддержал и Европейский союз.
РГУИ рассмотрела вопрос о соответствии действующих механизмов управления Интернетом принципам прозрачности, подотчетности, многосторонности, изложенным в заключительных документах первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Группа исследовала также проблему координации государственной политики в этой области и выделила четыре группы вопросов: создание форума; глобальная государственная политика и надзор; координация деятельности институтов, участвующих в управлении Интернетом; координация управления на региональном, субрегиональном и национальном уровнях.
Создание форума. Сейчас отсутствует международный форум, ориентированный на равноправное согласование национальных государственных политик в отношении управления Интернетом. Главной задачей такого форума могло бы стать рассмотрение существующих и возникающих проблем, имеющих глобальный и межрегиональный характер. Он должен предоставить равные возможности участия в данной деятельности всем заинтересованным сторонам из развивающихся и развитых стран, а также специальным группам населения с точки зрения языка, культуры и профессионального опыта, малым народам, лицам с физическими или умственными недостатками и другим слабозащищенным категориям.
Желательно, чтобы форум был связан с ООН, тогда у него будет больше возможностей, чем у существующих интернет-институтов, для привлечения развивающихся стран к политическому диалогу. Это станет важным фактором, поскольку в будущем ожидается активное распространение Интернета в этих странах. Форум должен быть открытым для участия всех государств, чтобы каждая из заинтересованных сторон могла поставить любой вопрос об управлении Интернетом. В своей работе форум будет опираться на региональные, субрегиональные и национальные инициативы. Кроме того, он должен наладить партнерские отношения с научно-исследовательскими учреждениями, чтобы иметь регулярный доступ к информационным и экспертным ресурсам.
Управление Интернетом не ограничивается присвоением имен, адресов и номеров в Интернете, а охватывает и другие важные сферы, например безопасность, развитие и применение Интернета и др. |
Глобальная государственная политика и надзор. Эксперты РГУИ считают, что функции управления/надзора в любой организационной форме должны опираться на следующие принципы:
- ни одно государство не должно играть господствующей роли в международном управлении Интернетом;
- в организационном отношении управление должно быть многосторонним, прозрачным и демократичным, при этом в нем участвуют правительства, частный сектор, гражданское общество и международные организации;
- организационная форма управления должна обеспечивать участие всех заинтересованных сторон, межправительственных и международных организаций с учетом их соответствующей роли.
Учитывая продолжающуюся интернационализацию Интернета и принцип универсальности его использования, РГУИ провела анализ существующих механизмов управления Интернетом. В ходе этого анализа были рассмотрены различные организационные модели управления Интернетом и для дискуссии на втором этапе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в Тунисе было решено создать следующие институты.
1. Глобальный совет по Интернету, члены которого назначаются правительствами. При этом соблюдается надлежащий учет представительности каждого региона и обеспечивается участие всех заинтересованных сторон.
2. Межправительственный консультативный комитет при ICANN.
3. Международный совет по Интернету для решения политических вопросов, затрагивающих национальные интересы.
4. Кластер трех организационных структур - Совета по глобальной политике в отношении Интернета, Всемирной корпорации по присвоению имен и номеров в Интернете, Глобального форума по управлению Интернетом.
Ясно, что все эти модели (за исключением второй) так или иначе предполагают порождение нового глобального слоя чиновников под эгидой ООН.
Рекомендации в отношении координации деятельности институтов управления Интернетом. Основная рекомендация рабочей группы РГУИ в данной области сводится к тому, что секретариатам межправительственных организаций и другим учреждениям, занимающимся вопросами управления Интернетом, следует активизировать и продолжать поиск новых форм координации своей деятельности, а также регулярно обмениваться имеющейся информацией друг с другом и с форумом.
Рекомендации в отношении межрегиональной и межнациональной координации. Эксперты РГУИ отметили, что международная координация управления Интернетом должна иметь политический характер. Глобальное управление Интернетом может быть эффективным только в том случае, если будут согласованы все политики на региональном, субрегиональном и национальном уровнях. Поэтому РГУИ рекомендует:
- в целях полной поддержки деятельности по управлению Интернетом на региональном и субрегиональном уровнях во всех регионах максимально учитывать интересы различных заинтересованных сторон;
- обеспечить координацию работы всех заинтересованных сторон на национальном уровне и создать руководящий комитет по национальному управлению Интернетом.
Доклад предназначен для обсуждения участниками встречи в Тунисе, которые должны определить механизмы международного управления Интернетом на годы вперед.-
С авторами статьи можно связаться по адресу: vladdroz@yandex.ru.