ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

Новомодная технология интернет-радио (также именуемая i-Radio, или iRadio) с каждым днем становится все популярнее, постоянно отвоевывая слушателей у привычных эфирных станций. В США на нее возлагают большие надежды, ожидается, что именно она поможет положить конец пиратству в пиринговых сетях. Ожидания строятся на предположении, что фан-клубы и продюсеры известных исполнителей начнут объединяться и создавать собственные интернет-радиостанции, на которых и будут крутиться в режиме нон-стоп популярные треки и новинки от звезд. Ведь, как правило, частный пользователь скачивает музыку из сети лишь для индивидуального прослушивания, а не для копирования либо продажи, и потому, рассуждают сторонники этой идеи, в отношениях между исполнителем и слушателем не может быть посредников. Так это будет или нет, судить рано, все-таки технология хоть и не совсем молодая, но артисты и их продюсеры почему-то не торопятся создавать свои интернет-радиостанции. Ну а мы пока разберемся, что может предложить это самое интернет-радио.

Первые попытки передавать звук с помощью компьютерных сетей проводились еще на заре развития Интернета. Аналоговые звуки программными методами оцифровывались и превращались в файлы, которые и высылались по e-mail либо выкладывались на домашние веб-страницы. Доподлинно известно, что первой в мире радиостанцией, начавшей регулярное вещание через Всемирную сеть, стало Internet Talk Radio, созданное Карлом Малумудом в 1993 г. Эта станция использовала технологию MBONE (дубляж радиоэфира через сеть).

В феврале 1995-го опять-таки впервые была запущена радиостанция, аудиторией которой были только пользователи сети Интернет. Станция называлась Radio HK, она была создана Норманом Хайяром при поддержке одного из рекламных агентств Калифорнии. Трансляция Radio HK основывалась на передаче содержания аудиоCD через специальную программу, изначально предназначенную для проведения конференций. У нас же фактически до конца 90-х популярные телеканалы и радиостанции ограничивались простым выкладыванием звуковых и видеофайлов на свои страницы, а некоторые и до сих пор так поступают. Полноценными онлайновыми радиостанциями или телеканалами такие архивы, как вы сами понимаете, назвать нельзя, скорее, это базы данных текущей информации. Коренным образом ситуация начала меняться лишь с появлением формата потокового видео и аудио, а также с увеличением пропускной способности каналов связи. На сегодняшний день наибольшей популярностью владельцев и пользователей интернет-радиостанций пользуется формат MP3, хоть разнообразие форматов здесь достаточно велико: Ogg Vorbis, Real System, Windows Media и другие. Что касается качества, то при прослушивании i-Radio через ISDN, ADSL, DSL/Cable или fractional T-1 качество звучания примерно равно или даже выше, чем при традиционном FM-радиовещании.

Интернет-радиоприемник Reciva

Но это, так сказать, техническая часть i-Radio, а что оно может дать бизнесу и как оно способно повлиять на предпочтения потребителя? Начнем с того, что i-Radio пока не требует лицензирования и всякого рода юридического оформления. Любой пользователь Интернета, независимо от гражданства и местоположения, может организовать собственную международную интернет-радиостанцию, которая будет вещать в Сети 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. В отличие от эфирного радио организация i-Radio не требует каких-то серьезных финансовых вливаний. На этапе становления достаточно компьютера средних возможностей, пары бесплатных программ на базе WinAmp’a, широкополосного доступа в Сеть и запаса музыкальных записей на жестком диске. Если вы не планируете выступать в роли диджея, то вам даже микрофон не понадобится. Хотя, к слову, полноценное радио как раз и отличается живой беседой диджея со слушателями.

Среди основных отличий от привычного FM: возможность контролировать число слушателей за счет адресной трансляции (для небольших групп слушателей), отсутствие цензуры и широкие функции компьютерной техники, через которую подключаются слушатели. Вообще, стоит отметить, что на рынке i-Radio сегодня сложилась уникальная ситуация, когда сторонниками идеи сделаны первые шаги в освоении новой технологии и рынок замер на начальном этапе в ожидании лидера, способного выявить его скрытый потенциал. Этим, наверное, и объясняется такой живой интерес журналистов к не самой видной интернет-радиостанции DogCatRadio (www.dogcatradio.com). По-моему, за последний месяц о ней кто только не писал и не говорил, интервью с автором даже в теленовостях показывали. Отличный пиар! А все потому, что Адриан Мартинес открыл необычную интернет-радиостанцию, предназначенную якобы для домашних животных - кошек, собак, попугаев и хомяков.

Во всех печатных материалах, посвященных этому событию, говорится, что, дескать, новая станция скрашивает жизнь питомцев во время отсутствия хозяев, транслируя композиции, в текстах которых упоминаются домашние животные. Между мелодиями Мартинес и другие диджеи дают практические советы владельцам домашних животных; кроме того, трансляции сопровождаются мяуканьем и гавканьем. Навряд ли это интересно самим животным, скорее информация адресуется их сердобольным хозяевам (с таким же успехом можно открывать станции для программистов Java, Flash’еров, системных администраторов и т. п.). По словам самого Мартинеса, количество онлайн-слушателей не превышает 8000 в неделю, хотя после того, как на станцию обратили свой взор журналисты New York Times, их число стало неуклонно расти. В альтруизм автора не особо верится, когда узнаешь, что в США рынок товаров и услуг для домашних животных оценивается в 35 млрд. долл. в год. С таким оборотом немало средств перепадает и на рекламу, а потому эта станция может использоваться и как рекламная площадка. Мартинес в очередной раз повторяет классическую формулу успеха в Интернете, подтвержденную многими до него: вначале находится группа по интересам, для них создается уникальная ниша (в данном случае уникальность в том, что это не просто сайт, а интернет-радиостанция), в нишу привлекаются сначала все заинтересованные в проекте, а затем уж рекламодатели. Владелец DogCatRadio и не скрывает, что в будущем надеется получать прибыль за счет рекламы.

Как еще можно заработать на рекламе в i-Radio? Начнем с того, что обычная схема прокрутки рекламных блоков во время эфира здесь, скорее всего, не пройдет. И вот почему. Слушатель и зритель современных массмедиа перегружен потоком рекламы, а потому относится к ней, мягко говоря, с раздражением. Эффективность блочной рекламы очень низка. Об этом свидетельствует и статистика. Современные эфирные радиостанции, предлагая свои услуги рекламодателям, предоставляют не контролируемые ими данные о слушателях, ссылаясь на исследования, а в конечном счете на приблизительные данные. "Козырным тузом из рукава" в подобных исследованиях являются данные ROI (return on investment - возврат инвестиций). Манипулируя соотношением числа слушателей и числа покупок (заявок, запросов), можно показать высокую эффективность вложения средств в рекламу именно этой станции. А причиной того, что у рекламодателя не получается выйти на тот же уровень ROI, обычно называют несистемность рекламной кампании. В Интернете все проще: число слушателей можно проконтролировать не только с помощью элементарного счетчика, но и по данным сервера, который может четко отражать количество подключенных слушателей по трафику. А с учетом того, что исходящий трафик популярных интернет-станций стоит определенных денег, цена рекламы будет возрастать вместе с ростом числа слушателей. Поэтому интернет-радиостанциям невыгодно иметь неудовлетворенных слушателей. Каждый безвозвратно ушедший слушатель будет снижать уровень этого самого ROI. И при всех равных условиях рекламодатель отдаст предпочтение станциям с большим числом слушателей.

WinAmp’a позволяет принимать i-Radio

Решение этой сложной задачи, как ни странно, лежит на поверхности и основывается на том, что интернет-радио слушают в основном через компьютер. Хотя не могу не отметить, что в последнее время в ИТ-прессе появилась информация о выходе на рынок приемников, мобильных телефонов и даже холодильников, снабженных средствами прослушивания интернет-радио. Но скорее всего компьютер на ближайшие годы останется главным инструментом приема i-Radio, в нем-то и надо искать возможности для рекламодателей. Думаю, уже в ближайшее время мы узнаем, что некоторые интернет-станции платят деньги (начисляют бонусы) за прослушивание их эфира и/или привлечение новых слушателей. Однако нельзя сбрасывать со счетов программы и утилиты, предназначенные для работы с i-Radio, их рынок растет как на дрожжах. Некоторые станции инициировали выпуск собственных интернет-приемников, строго "привязанных" к станции. Эти приемники, помимо того что могут транслировать музыку, одновременно способны показывать индексы с биржи или, на худой конец, прокручивать банальные баннеры. Использование Macromedia Flash для написания подобных приемников открывает вообще безграничные мультимедийные возможности для транслирования саундтреков, вплоть до "прошитой цветомузыки", альтернативных клипов и онлайновых игр. В конце концов, каждая станция имеет собственный сайт, и если для авторизации прослушивания слушателю надо будет предварительно на него зайти, то лучшего целевого трафика для рекламодателя вы и найти не сможете.

В этой отрасли в ближайшие годы следует ожидать большого прогресса. Уже сейчас можно предсказать появление софтверных компаний, которые будут зарабатывать на разработке специализированных программных решений для интернет-радио, владельцев музыкальных пиринговых сетей (на данный момент активно развивается www.mercora.com, которая уже предлагает 20 000 каналов интернет-радио), трафикообменных операторов, способных подключать в нужные моменты слушателей других станций, рекламные агентства и промоутерские компании.

Как видите, перспективы у новой технологии неплохие, дело за малым - за слушателями. В Европе и США, где число пользователей Интернета составляет от 40 до 90% населения, а технические и финансовые возможности позволяют почти любому подключиться к ISDN- или ADSL-каналу, i-Radio вполне может конкурировать с FM. В России же ситуация противоположна, давно забытый на Западе dial-up - для нас все еще актуальная реальность. А с таким подключением и качество звучания, и интерес публики остаются невысокими. Хотя интересующихся новинками технологий в нашей стране всегда хватало. Сейчас же слушателями i-Radio у нас преимущественно являются все те, кто имеют доступ к широким каналам, т. е. подключены, скорее всего, на работе.

Если же вы еще не слушали i-Radio и хотите узнать, что это такое, то не медлите, сделайте это прямо сейчас. В принципе, для прослушивания подходит почти любой MP3-плейер, главное, чтобы он поддерживал формат streaming mp3, известный также как shoutcast. Но опять-таки наибольшее распространение получили WinAmp для Windows, iTune для Mac’ов и XMMS для FreeBSD или Linux. Еще можно порекомендовать Real Player, Windows Media Player, Sonique, MPlayer, MPG123, jetAudio, Foobar 2000 и т. д.

А в заключение имеющим глаза и уши хочу сказать: если вы не ждете молниеносной отдачи, полны фантазий и готовы работать на не такую уж далекую перспективу, то организация международной интернет-радиостанции, вещающей на английском или нескольких языках, может стать тем проектом, какой выдвинет вас в один ряд с миллионерами интернет-эпохи. Уж очень перспективной видится эта отрасль.

С автором статьи можно связаться по e-mail: viacheslavb@ua.fm.

Версия для печати